АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ

Стремление СМИ выжить в эпоху бурного развития рыночных отношений в стране явилось причиной того, что на страницах газет и журналов, в теле- и радиопрограммах прочно обосновалась рекла­ма, ставшая источником материального благополучия большинства изданий. Реклама присутствует в СМИ не только в форме чисто рекламных текстов. Она также облачается в одежду журналистских материалов. Это, в частности, привело к возникновению активно заявившего о себе жанра пресс-релиза. Пресс-релизом называется подборка информационных сообщений, рассказывающих о досто­инствах какой-то фирмы или отдельной личности, например, кан­дидата в депутаты, которые, собственно, и направляют такие пресс-релизы в СМИ. Поступивший в редакцию пресс-релиз не обяза­тельно будет опубликован. Возможно, он станет просто одним из источников информации, которая может быть использована редак­цией для ориентации в деловом мире или в выборной кампании. Из него также часть материала может быть изъята и опубликована в виде заметки, хроники, информационной корреспонденции. Таким образом, пресс-релиз может быть преобразован в какой-то уже из­вестный журналистский жанр.

Однако журналист может поставить перед собой задачу сохра­нить рекламную суть пресс-релиза и, дополнив его необходимыми новыми сведениями, убрав лишнее, подготовить публикацию, об­ладающую своеобразными чертами. Эта публикация может быть и аналитической по своему характеру. Соединение аналитического и рекламного начал лежит в основе аналитического пресс-релиза.

Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учрежде­ний во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в дан­ный момент могут быть у аудитории СМИ. Журналист, поставив­ший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед не­обходимостью проанализировать причинно-следственные взаимо­связи между возможным удовлетворением потребностей, которые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, уч­реждений, отдельных личностей.

Причем цель аналитического пресс-релиза заключается не про­сто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и дока­зать это. Поэтому автор аналитического пресс-релиза обращается к доказательному рассуждению, к использованию аргументации, подтверждающей его утверждения. Как правило в пресс-релизе в качестве аргументов применяются примеры успешной деятельнос­ти данной фирмы, данного учреждения, данного лица, их высокие профессиональные качества, моральные и иные положительные стороны. Авторы аналитических пресс-релизов также часто опира­ются в своих утверждениях на положительные отзывы о деятельное ти рекламируемых компаний и лиц, на экспертные оценки, поддер­живающие позицию авторов, Таким образом, жанру аналитическо­го пресс-релиза присущи два основных вида анализа — причинно-следственный и оценочный. В ходе оценочного анализа устанавли­ваются высокие положительные качества рекламируемой фирмы или отдельных лиц, а в ходе причинно-следственного анализа де­монстрируется то, что именно с помощью этой фирмы, этих лиц будут решены те конкретные задачи, которые стоят перед данной аудиторией СМИ. Доминирующим в аналитических пресс-релизах является оценочный анализ, поскольку, получив представление о том, какими качествами обладает рекламируемый предмет, аудито­рия может довольно легко установить его пригодность в качестве средства (причины) удовлетворения своей актуальной потребности. Характерной чертой пресс-релиза, объединяющей его в известной мере с жанром письма, является прямое обращение автора к своей аудитории, призыв к ней действовать определенным образом. На­пример: “Тем, кто хочет застраховать себя от сотрудничества с не­добросовестными деловыми партнерами, концерн "Столица" предлагает заключить договор о предотвращении неплатежей или непо­ставок товаров и после подписания документа выступает гарантом сделки”.

Работа над аналитическим пресс-релизом требует от журналис­та прежде всего внимания к достоверности предлагаемой ему фир­мами, отдельными лицами информации о своих возможностях. По­скольку недостоверная информация, если она будет опубликована, способна нанести материальный и моральный урон аудитории дан­ного СМИ.