Свободные и рабы

Хотя иногда в литературе описывается, как при III династии Ура государственный сектор охватывал вообще все хозяйство, но сейчас известно, что это не так[11]. Вне государственного хозяйства существовали свободные общинники со своими полями и остатками общественного самоуправления[25]. Известно, что они нанимались на отдельные работы (например, сбор урожая) в царские хозяйства, где работали не за паёк, а за плату, которая была рассчитана на содержание семьи. Впрочем, плата эта была незначительна — паёк был втрое больше, чем в гурушей, то есть состоял из 4,5 литров ячменя[11]. Это, а также сам факт того, что эти люди нанимались на сезонные работы, когда следовало работать в собственных хозяйствах, свидетельствует об их бедности[1]. Известно, что свободные общинники должны были выполнять трудовую повинность в качестве гурушей и нгем, но не постоянно, а временно — несколько месяцев (обычно один) в год[24][11]. Рабочим, которых администрация задерживала в трудовых лагерях сверх установленного срока, платили как наемным[11] — выдавали паек втрое больше, чем гурушам.

Как именно жили «вольные» общества, неизвестно, поскольку таблички освещают лишь государственное хозяйство. Сделок купли и продажи земли, характерных документов как до, так и после этого периода, для III династии Ура нет — похоже, подобные операции с землей были запрещены[1].

В рамках старых номов народные собрания, похоже, не сохранились, но продолжал существовать общественный суд[1][26].

Свободные общинники жили очень тяжело, они массово разорялись. Хотя торговля землей запрещалась, но этот запрет нередко обходили, оформляя продажу как подарок[17]. Документы сообщают также о случаях продажи бедняками в рабство своих детей, особенно дочерей[17]. Должники, которые не могли вернуть ссуду, попадали во временное рабство к заемщику, а их дети, родившиеся во время него, уже считались наследственными рабами[17]. О том, какие были отношения тех времен между «свободными» людьми и владетельными чиновниками, свидетельствует уже вступление к законам Шульги «Сироту богатому человеку он ни за что не отдавал, вдову чиновнику он ни за что не отдавал, шекеля человека, мину человека он … не отдавал»[17]. Здесь следует подчеркнуть, что богатым во времена III династии Ура мог быть только человек, который занимал видное место в государственной иерархии, то есть фактически царь хвалится тем, что защитил простонародье не от каких частных ростовщиков, а от собственных подчиненных — иными словами, урские цари пробовали ограничить последствия своей же политики.

Хотя гуруши и нгемы в документах противопоставляются собственно рабам — «урду» по-шумерски (по-аккадски — «вардум»)[24], но похоже, что жизнь последних была легче[24][3][1]. Частные рабы жили на правах младших и неполноправных членов семей, за ними признавались определенные права. Например, они были частично правоспособными, могли подавать в суд даже против своих владельцев, требовать привести их к присяге, отводить свидетелей и т. д. Известны судебные рабов, в которых те требовали своего освобождения, правда, во всех известных случаях проигрывали[1]. Фактически эксплуатация рабов, которые принадлежали состоятельным людям, была менее жесткой, чем государственная эксплуатация гурушей. Кроме того, крупные чиновники, которые были основными владельцами рабов, имели значительные служебные наделы, из которых выделяли небольшие лоскуты рабам. Поэтому те работали в доме господ и на своих полях. Известно, что рабы имели собственное имущество, семью, могли делать подарки и даже выкупаться на волю.

Стоили рабы дешево — 9-10 шекелей серебра мужчины, и женщины в 2-3 раза дешевле[17]. Рабов часто имели даже представители низового чиновничества и квалифицированные ремесленники[17]. Частных рабов свободно покупали и продавали, за исключением того, что жителей Шумера и Аккада, попавших в рабство, запрещалось продавать за пределы государства[17].