Внутренняя политика России 1825-1855 гг

Император внимательно следил за процессом над участниками декабрьского выступления и дал указание составить сводку их критических замечаний в адрес государственной администрации. Самые первые его шаги после коронации были весьма либеральными. Несмотря на то, что покушения на жизнь царя по существующим законам карались четвертованием, он заменил эту казнь повешением. Из ссылки был возвращён поэт А. С. Пушкин, главным учителем наследника был назначен В. А. Жуковский, либеральные взгляды которого не могли не быть известны императору. Впрочем, Жуковский быстро продемонстрировал свои верноподданнические чувства.

Важнейшим направлением его внутренней политики стала централизация власти. Для осуществления задач политического сыска в июле 1826 года был создан постоянный орган — Третье отделение личной канцелярии — секретная служба, обладавшая значительными полномочиями, начальник которого (с 1827 года) был шефом жандармов. Третье отделение возглавил А. Х. Бенкендорф, а по его смерти (1844 год) — А. Ф. Орлов.

При Николае I была проведена кодификация законов Российской империи. Практически всю рабо­ту по кодификации проводил М. М. Сперанский. В течение 1828—1830 гг. было издано 45 томов «Полного собрания законов Российской импе­рии», куда вошли 31 тыс. законодательных актов с 1649 по 1825 г. В 1832 г. издан 15-томный «Свод законов Российской империи», заключавший в себе расположенные в систематическом порядке 40 тыс. статей действующего законодательства.

Еще при Александре I (в 1824 г.) в обстановке усиления его реакционного политического курса был подготовлен проект нового цензурного устава, который содержал такие жесткие правила, что, изданный уже при Николае I в 1826 г., он получил у современни­ков название «чугунного». По этому уставу цензоры обязывались не пропускать в печать ни одного произведения, в котором прямо или косвенно «колебалась христианская вера», порицалась монархичес­кая форма правления, рассуждалось о конституциях или высказы­вались мысли о необходимости преобразований.

Усилился надзор за частными учебными заведениями, в которых ранее обучались многие декабристы. В основу народного просвещения при Николае I был положен принцип строгой сословности и бюрократической центра­лизации, что нашло свое воплощение в изданном в 1828 г.Уставе учебных заведений. Согласно ему начальное и среднее образование подразделялось на три категории: 1) для детей «низших» сословий (главным образом, крестьянства) предназначались одноклассные приходские училища с самой элементарной программой обучения; 2) для «средних сословий» (мещан и купцов) — трехклассные учи­лища с более широкой программой начального обучения; 3) для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии, окончание кото­рых давало право для поступления в университеты.

12 мая 1829 года в зале сената в варшавском дворце, в присутствии сенаторов, нунциев и депутатов Царства, Николай был коронован как король Польский. При Николае было подавлено Польское восстание 1830-1831, в ходе которого Николай объявлялся повстанцами лишённым престола. После подавления восстания Царство Польское утратило самостоятельность, сейм и армию и было разделено на губернии.

Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй — невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество.

В его царствование проводились заседания комиссий, призванные облегчить положение крепостных крестьян; так был введён запрет ссылать на каторгу крестьян, продавать их поодиночке и без земли, крестьяне получили право выкупаться из продаваемых имений. Была проведена реформа управления государственной деревней и подписан «указ об обязанных крестьянах» ставшие фундаментом отмены крепостного права. Однако освобождение крестьян при жизни императора так и не состоялось.