Политико-правовые идеи русских религиозных философов
Россия XIX - начала XX в. отличалась чрезвычайной пестротой общественных умонастроений, среди которых заметное влияние имели идеи представителей религиозно-философской мысли B.C. Соловьева (1858-1900 гг.), Н.А. Бердяева(1874-1948 гг.), С.Н. Булгакова(1871-1944 гг.), С.Л. Франка (1877-1950 гг.), И.А. Ильина(1883-1954 гг.) и др.
Это была группа мыслителей достаточно неоднородных по социально-политическим воззрениям, преимущественно буржуазно-либеральной ориентации, которые с позиций православной философии пытались ответить на вопросы, волновавшие общественность. Их объединял острый социальный критицизм, неприятие официальной идеологии и политической практики самодержавия.
Но мыслители находились в оппозиции не только к правящему режиму российской реакции, но и противостояли революционно-демократической традиции русской общественной мысли. Многих из них связывала и похожая эволюция взглядов – от марксизма к идеализму и общая судьба – послеоктябрьская эмиграция.
Основными темами их творчества были человек, его свобода, судьба, цель и смысл существования, истинные формы солидарности людей и средства её достижения. Мыслители пытались переориентировать традиционное сознание российской интеллигенции с революционно-социалистического в эволюционно-религиозное русло. Обращение к религиозно-философскому истолкованию общественных явлений определялось стремлением рассматривать их с общечеловеческой точки зрения, на что, как они считали, не был способен марксизм, абсолютизировавший классовый подход. Одновременно это было и следствием неприятия жесткого рационализма, отбрасывавшего нормы нравственности, духовные традиции народа. Православные философы предсказывали, что строительство жизни только на основе рациональных начал «арифметического» отношения к ней, игнорирование её нравственно-религиозных основ может стать истоком мировой трагедии.
Религиозным философам не удалось найти правильного решения вопроса о соотношении классового и общечеловеческого. Но в самой постановке проблемы приоритета общечеловеческих ценностей, в привлечении внимания к важности духовной стороны жизни было немало верного и ценного.
Наиболее примечательными в этом контексте представляются суждения Н.А. Бердяева, который одним из первых в XX в. выступил критиком капиталистической системы. Он подчеркивал, что эта система «есть самая антихристианская». И не К. Марксу, пишет философ, «не марксистскому коммунизму принадлежит «заслуга» отрицания человеческой личности. Это отрицание ранее осуществлялось в капитализме и в буржуазных идеологиях». «Именно капиталистическая система прежде всего раздавливает личность и дегуманизирует человеческую жизнь, превращает человека в вещь и товар... Именно индустриально-капиталистическая эпоха подчиняла человека власти экономики и денег».
Но и марксистский коммунизм, по мнению Бердяева, является «демоническим», поскольку путь к будущему, по марксизму, – это путь насилия, несвободы, безраздельный приоритет социальных форм над личностью. И для марксизма, как и капитализма, личность есть лишь орудие хозяйственно-общественного процесса; качества личности есть лишь способ достижения максимальных хозяйственных благ и мощи. «Коммунизм в той форме, в какой он явился в России, есть крайний этатизм. Но, считал Бердяев, «это единственная власть, выполняющая хоть как-нибудь защиту России от грозящих ей опасностей».
Бердяев был сторонником неполитических форм человеческого общежития. Он выдвинул альтернативную социалистическую идею, так называемый «персоналистический социализм», соединяющий «принцип личности как верховной ценности» и принцип братской общности людей. По его мнению, такой социализм идет от русской народной жизни. Это свободная общность личностей, духовно-мистический коллективизм, предполагающий братское сотрудничество и взаимопомощь людей. Он полагал, что социалистическая организация хозяйственной жизни больше соответствует идеалам крестьянства, чем экономика, основанная на частной собственности; социальный прогресс он связывал не с «американской безличностью», а с глубочайшей духовностью богочеловека.
Столь же бережное отношение к человеческой личности, её достоинству присуще творчеству другого выдающегося православного мыслителя- Н.А. Ильина. Его наследие велико и многообразно: больше 30 книг, несколько сот статей и очерков по различным проблемам философии, правоведения, истории политических учений, религии и культуры, современной политике.
Он также был сторонником того направления, которое стремилось в XX в. соединить идеи естественного права с христианским мировоззрением. Естественным правом, т.е. правом, соответствующим самому «естеству» человека как духовно-нравственного существа, он называл правовые нормы, находящиеся в согласии с моралью и справедливостью. Безусловным естественным правом каждого он называл право человека на самостоятельную и свободную жизнь.
Люди, считал Ильин, не создают, а осознают свои естественные права. И чем больше они их осознают и закрепят их в положительном праве (тех нормах, которые устанавливаются правовой властью и подлежат применению), гарантируют их исполнение, тем более цивилизованным общество предстанет перед нами. Введенное им понятие «правосознание» не сводится только к знанию положительного права, оно «включает в себя все функции душевной жизни: и прежде всего – волю, и притом именно – духовно воспитанную волю, а затем – и чувство, и воображение, и все культурные и хозяйственные отправления человеческой души».
Чем более развито правосознание, полагал мыслитель, тем совершеннее будет и положительное право и руководимая им внешняя жизнь людей. Поэтому необходимо воспитывать в себе и поднимать в народе достойный уровень правосознания. Правосознание есть особого рода инстинктивное право, или чувствование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей. Отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу. Эти аксиомы учат человека самостоянию, совместимости, взаимности и солидарности.
Исходя из основных аксиом правосознания, Ильин делает вывод, что правовое государство, таким образом, есть воплощение свободы граждан, участвующих в данном политическом союзе. Основой такого государства является взаимное уважение граждан друг к другу, государства и гражданина, воля которого свободна и автономна.
Государство всегда имеет определенную форму. Ильин на протяжении своей жизни изучал две главные исторические формы государственного устройства: монархию и республику. Его политическим идеалом является монархия. Именно она, считал он, вела и строила Россию, а республика её развалила, а развалив, заменила тиранией.
Вклад русских религиозных философов в политико-правовую науку весом, но пока еще мало исследован. В последние годы их наследие активно издается и читается. Их идеи помогают формированию слоя людей, способных самостоятельно наблюдать и мыслить, иметь собственные воззрения и независимые убеждения.
Религиозные философы были подлинными патриотами России, их глубоко волновало её будущее. Они не были апологетами её самобытного развития, но предупреждали против бездумного преклонения перед западничеством. Сегодня это, как никогда, актуально и как пророчество звучат слова Ильина: «Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы «цивилизовать» её по-своему; угрожающая своими размерами, чтобы её можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против неё; реакционная, религиозно-разлагающаяся, чтобы вломиться в нее с пропагандой реформизма; хозяйственно-несостоятельная, чтобы претендовать на её «неиспользованные» пространства, на её сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры о концессии». Сегодняшнее отношение многих западных стран к России вполне подтверждает сказанное Ильиным.