Воззрения на государство и право Б. Спинозы
Рациональное познание проблем общества, государства и права продолжил и углубил великий голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677гг.). Он решительно порывает с богословским подходом не только к политическим проблемам, но и в трактовке всего мироздания, настойчиво пытается объяснить мир из него самого, отвергая сверхприродное начало.
Природа, утверждает Спиноза, не создана Богом, природа сама и есть Бог. Законы природы он характеризовал как решения Бога, раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. В природе все совершается необходимо, имеется неразрывная связь причин и следствий, нет ничего случайного. Из такого понимания законов природы строится и трактовка им естественного права: человек такая же частица природы, как все остальные существа и предметы, и на него с необходимостью распространяются все естественные закономерности. Спиноза пишет даже о праве природы. «...Под правом природы, –отмечал он, – я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается». Главный принцип естественного права – запрещение того, чего, никто не желает и не может желать.
С точки зрения естественной необходимости Спиноза пытается объяснить и происхождение государства. Догосудар-ственную стадию жизни людей (естественное состояние), он в отличие от Гроция, представлявшего её на первых порах вполне благополучной, характеризует как нестабильную и конфликтную. Люди в силу ограниченности естественных ресурсов и личного эгоизма действуют на этой стадии как враги. Но, стремясь к самосохранению, они объединяют свои силы и свои права и создают государственную власть, чтобы жить «безопасно и наилучшим образом». С образованием государства создается общее для всех право, общий для всех уклад и общий гарант и защитник безопасности. И в качестве «платы» за свою безопасность человек должен ограничить себя, полностью и беспрекословно подчиняться общей, т.е. государственной, воле. Верховная власть абсолютна. её авторитет основан на силе, и границы этой власти определяются реальными возможностями принуждения.
Но, определяя пределы мощи и права государства, Спиноза один из первых поставил проблему неотчуждаемых, т.е. естественных и юридически закрепленных, прав личности. На такие права не может претендовать никто, даже самая могущественная государственная власть; они не подвластны даже силе. Вне сферы права государства, т.е. вне государственного вмешательства в жизнь и дела людей, находятся способность суждения, истинное познание Бога и любовь к нему, вопросы взаимной любви и ненависти, право человека не свидетельствовать против себя, не убивать своих родителей, право избежать смерти и т.п.
Спиноза обозначил и другие пределы мощи и права государства. В частности, он считал, что сила и право государства состоит не в том, чтобы творить произвол и насилие, а в осуществлении того, что здравый разум считает полезным для всех людей, т.е. пределы власти определяются разумно понятой необходимостью. Кроме того, предел права государства, считал он, обусловлен природой самих подданных, которые лишь в той мере признают это право государства, в какой они боятся его угроз или любят гражданское состояние.
Некоторые исследователи считают Спинозу одним из первых теоретиков народоправства. Действительно, он утверждал, что демократическое государство «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому». Но как именно Спиноза представлял демократию, осталось неизвестным. Свои суждения на этот счет он начал излагать в «Политическом трактате», который обрывается в самом начале главы о демократии. Но мотивы народоправства прослеживаются в других его работах. Это суждения о народном суверенитете, о решении наиболее важных вопросов в обществе самим народом, об общей воле и др. Преимущество демократии Спиноза видел в том, что здесь «каждый, соединяясь со всеми, повинуется лишь самому себе». В демократии, отмечал он, «не приходится опасаться нелепых постановлений, так как почти невозможно, чтобы большинство сошлось на каком-либо абсурде».