Морская живопись.
МАРИНА Marine (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии
Художников пишущих марины называют маринистами. Во Франции существует официальное звание художника Морского флота, присваиваемое министром обороны выдающимся художникам-маринистам. Звание может быть присуждено не только художникам, но также фотографам, иллюстраторам, гравёрам и скульпторам.
Знаменитые представители этого жанра: К. Ж. Берне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония), У. Тёрнер (Англия), Х. В. Месдаг (Голландия), И.К. Айвазовский (Россия), А.П. Боголюбов (Россия)
Мариной называют картину с изображением моря или шире - жанр подобных картин. В картинах итальянских мастеров XIV-XV вв. и нидерландских "примитивов" изображение моря связано с религиозными сюжетами. И лишь в нидерландской живописи XVI в. Появляются, собственно марины. Первой мариной можно считать картину Корнелиса Антониса с изображением португальского флота (ок. 1520, Лондон, Морс-кой музей). Первая "Буря" (созданная вне какого-либо исторического контекста) написана Питером Брейгелем Старшим (Вена, Музей истории искусств). К жанру марин обращались и исторические живописцы; так, в начале XVII в. Корнелис Хендрик Вром изобразил морские сражения против испанцев. Лидером нидерландских маринистов был Ян Порселлис, единственным сюжетом картин которого стало открытое море, море без берегов и без портов. Его влияние на целое поколение художников подготовило расцвет жанра марины в середине XVII столетия; среди его учеников были С. де Влигер, Я. ван де Каппелле и оба ван де Велде, в 1672 работавшие в Лондо-не. Расцвет марины совпадает с расцветом пейзажа. Мастером обоих жанров был А.Кёйп. Якоб ван Рёйсдал изображал бущующее море, освещенное мертвенно-бледным лунным светом. Одновременно с этими художниками, рабо-тавшими в Голландии, Пауль Бриль, уехавший в Италию, сохранял связи с нидерландской традицией - от Брейгеля до искусства классических пейзажистов, а через посредство своего ученика, Агостино Тасси, - с Клодом Лорреном. Последний больше увлекался изображением морских портов, а не настоящих марин. В Рим из Неаполя вместе с Сальватором Роза, чьи марины оказали влияние на творчество Темпеста, пришло новое направление. Всегда тщательно скомпанованные картины Карлевариса, а также работы ван Виттела определят собственную венецианскую форму морского пейзажа, получившую развитие в ведутах Каналетто и Гварди. Однако сами Каналетто и Гварди не были маринистами - их сюжетом стала Венеция и омывающее ее Адриатическое море (правда, Гварди иногда изображал большое море). Во Франции традиция Клода Лоррена и классического пейзажа была продолжена Жозефом Берне в его серии "Порты Франции". Искусство Берне пользовалось популярностью в Англии благодаря Ричарду Уилсону. Голландские художники оказала значительное влияние на Брукинга, Скотта, Монами, Джона Крома. Об одной гравюре ван де Велде с изображением моря Тёрнер скажет: "Она сделала меня художником". В поздних работах Тёрнера (после 1835) показаны изменяемые элементы, видения, морские миражи. Для романтиков море также было страшной стихией, с которой борется человек ("Плот Медузы", "Ладья Данте", "Дон Жуан"). В 1825 Бонингтон увлекает Делакруа в Англию. Туда же едут Эжен Изабе и Поль Юэ, который пишет приливы, бури и наводнения. Позже спокойный или разбушевавшийся Ла Манш вдохновит Курбе на серию "морских пейзажей". Импрессионистов интересует явления атмосферы. Эта перестановка акцентов была подготовлена Тёрнером и привела художников к фиксированию, по словам Бодлера,"атмосферных состояний в соответствии с местом, временем и ветром"; она совершается в творчестве голландца Йонгкинда и художника, которого он называл "королем небес", - Эжена Будена. Вслед за ними Клод Моне находит в созерцании повод для многочисленных вариаций на тему воды. Напротив, Э. Мане предпочитает изображать оживленные порты или безмятежные пляжи. Затем атмосферные явления превращаются в радужные туманы на картинах Синьяка и Сера. Фовисты воспевали синеву моря желтыми акцентами парусов, красными мачтами и трехцветными флагами. Марке широко применял текучую акварель, а Дюфи - оригинальный колорит. Море появляется и в сюрреалистических работах Магритта, очаровывает Пермеке и Никола де Сталя.
Яркий представитель этого жанра — И. К. Айвазовский (1817—1900), написавший около 6000 картин на морскую тему.
Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Я. Х. Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года.
Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.
Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации.
В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.
С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).
На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империейначалось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.
В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).
В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн.
Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне.
Аукцион Christie's в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тыс. и £337 тыс.)
Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».