Дополнительная

1. Питание здорового ребёнка: учебно-методическое пособие/ БГМУ; Сост.: Н.А.Ивлева, А.Е.Казан, Р.М. Файзуллина. – Уфа: БГМУ, 2001.

2. Оценка физического развития детей и подростков, санитарно-гигиенических условий и учебно-воспитательной работы в детских организованных коллективах: методические указания к практическим занятиям по разделу «Гигиена детей и подростков» для студентов педиатрических факультетов. Ч. 1/3. З.Ф.Сабирова, Т.А.Байбурина, Т.Р.Зулькарнаев и др. – Уфа: БГМУ, 2002.

3. Изучение и оценка физического развития у детей: учебно-методическое пособие для студентов педиатрического факультета. Сост.: Р.А.Ахметова, Т.Б.Хайретдинова и др. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2005.

4. Методика исследования здорового и больного ребёнка: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060103-Педиатрия / Башк. гос. мед. ун-т; Т.Б.Хайретдинова и др. – Уфа: изд-во БГМУ, 2007.

5. Ежова Н.В. Вскармливание детей раннего возраста: учебное пособие. – Минск: Книжный дом, 2003.

6. Чичко М.В. и др. Практические навыки педиатра: производственное практическое издание. – Минск: Книжный дом, 2005.

7. Капитан Т.В.. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

 

 

Приложение 1

 

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ РОДОСЛОВНОЙ

(ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО)

 

 

Для наглядности родословную изображают графически.

Символы, используемые при составлении родословных:

 

       
   


- лицо мужского пола - лицо женского пола

 

       
   


- пробанд – это больной или носитель изучаемого

признака

 

 

пробанд

 

 

Дети одной родительской пары называются сибсами (братья-сёстры).

 

               
   
       
 


- здоровые лица - больные лица

 

       
   


- умершие

 

 

       
 
   
 

 

 


Брак

 
 

 


Родители и их дети (сибсы)

 

 

               
   
 
     
 

 

 


 

Выкидыши аборт мёртворождение

 

 

Поколения обозначают римскими цифрами сверху вниз. Цифры ставят слева от родословной. Арабскими цифрами нумеруют потомство одного поколения (весь ряд) слева направо последовательно. Братья и сёстры располагаются в порядке рождения.

Таким образом, каждый член родословной имеет свой шифр, например, II-2. I–3.

Все родственники должны располагаться строго по поколениям в один ряд. Расположение символов между рядами недопустимо. При употреблении заштрихованных символов (больные лица) к родословной обязательно прилагается описание обозначений, например, II-2 – гипертоническая болезнь, I-3 - гастродуоденит и т.д.

 

               
       


I

1 2 3 4

 

 
 


II

1 2

 

III


1 2

 

Пример родословной

 

 

I 1 - рак желудка

I 4 - хронический гастродуоденит

II 1 – язвенная болезнь 12-пёрстной кишки

III 2 – пробанд – хронический гастродуоденит

 

Приложение 2

 

 

Зоны кожной гиперестезии Захарьина - Геда

Верхний левый квадрант

Зона Шоффара (головки поджелу- дочной железы)    

 

Холедоходуоденальная

Верхний , правый квадрант

зона

эпигастральн. зона

Болевая зона тела и хвоста поджелудочной железы

 
 

Панкреатическая зона     Сигмальная зона (левый нижний квадрант) Сигмальная зона (левый нижний квадрант)    

Сигмальная

 
 


зона (левый

нижний квадр.)

Аппендику-

лярная зона

(правый

нижний

квадрант)

 

 

Приложение 3

 

Области живота

 

 

1. Надчревная область

2. Подреберье

3. Пупочная область

4. Фланки Эпигастральная область

5. Надлобковая область

6. Подвздошная область


 
 
Мезогастральная область

 

 


Гипогастральная область

 

 

Приложение 4