Методические указания по выполнению контрольной работы
Цель контрольной работы по курсу «Эконометрика» - углубление, систематизация, а также закрепление знаний, полученных в лекционном курсе и на практических занятиях.
Для бизнесменов, предпринимателей; для менеджеров, экономистов, в конкретных обстоятельствах необходимо знать, оценить, предвидеть за счет каких факторов, и в какой степени можно увеличить прибыль, снизить затраты на единицу выпуска продукции, обосновать выпуск конкурентоспособной продукции, активизировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия и т.д., то есть необходимо количественно оценить возможные сценарии развития ситуации. Решение подобных задач, как правило, осуществляется на основе разумного использования эконометрических методов.
Современный экономист должен уметь формировать (исследовать) различные эконометрические модели и осуществлять (обосновывать) по ним соответствующие экономические выводы с тем расчетом, чтобы формировать экономические модели спроса, выпуска продукции, ценообразования и другие. При выполнении контрольных работ, также следует обратить внимание на выбор адекватных функций имитирующих реальные экономические процессы. При выполнении контрольных работ - главное не механические расчеты, а осуществление последовательных, содержательных экономических расчетов, позволяющих обосновать наиболее приоритетные направления деятельности фирм, предприятия и т.д. с тем расчетом, чтобы достичь конкурентных преимуществ.
Объем контрольной работы 20-25 страниц. В работе обязательно должно быть оглавление, список использованных источников информации.
Работа выполняется в печатном виде, формат А4, подшивается в папку. Оформляется на компьютере в текстовом редакторе Word (совместимом с Word 97-2003). Размер полей (расстояние между текстом и краем страницы): слева – 30мм, справа – 10 мм, сверху – 25 мм, снизу – 22 мм. Нумерация страниц – по центру вверху страницы на уровне 15 мм от края листа арабскими цифрами. Межстрочный интервал – 1,5 (в рабочем поле располагается 28-30 строк); размер шрифта (кегль) – 14; тип (гарнитура) шрифта: - для основного текста Times New Roman, начертание литер обычное; для заголовка желательно Arial, начертание литер полужирное; выравнивание основного текста – по ширине; перенос – автоматический.
Варианты контрольной работы
Вариант 1. Для студентов фамилии которых начинаются с букв А, Б, В.
1. Сформулируйте основные принципы, методы построения эконометрических моделей спроса, предложения, ценообразования. Приведите примеры.
2. Решите задачу. Имеются данные, характеризующие динамику спроса (у) в зависимости от насыщенности рынка (х1) и фактора цен (х2).
Успрос {43,3; 44,1; 45,8; 46,6; 47,3; 48,4; 49,3; 49,5; 49,8; 49,9; 49,9; 50,0}
Х1 (н.р) {80,2; 80,9; 81,4; 81,9; 83,8; 84,2; 85,7; 87,9; 88,3; 89,1; 90,3; 93,1}
Х2 (цена) {16,0; 16,0; 16,3; 16,9; 17,3; 17,7; 18,1; 18,5; 18,6; 18,9; 19,0; 19,3}
Требуется предвидеть дальнейшее поведение спроса на периоды t13, t14, t15, t16.
Оцените адекватность выводов.
Вариант 2. Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Г, Д, Е.
1. Прокомментируйте наиболее привлекательные функции для оценки спроса, выпуска продукции, ценообразования.
2. Решите задачу. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения цен в зависимости от факторов:
У(цена) {26,4; 28,1; 28,9; 31,4; 32,2; 33,4, 38,9; 41,4; 42,2; 43,4}
Х1 (спрос) {84,3; 84,4; 85,3; 83,3; 82,3; 81,4; 80,3; 80,0; 77,8; 76,1}
Х2 (н. р.) {87,3; 88,4; 89,1; 90,3; 91,3; 92,4; 93,1; 94,3; 95,4; 96,8}
Требуется определить, по каким ценам можно выставлять товары на потребительский рынок, если тенденция спроса и насыщенности рынка сохранится на прежнем уровне. Оцените адекватность выводов.
Вариант 3. Для студентов фамилии которых начинаются с букв Ж, З, И.
1. Уравнения регрессии и корреляции. Коэффициенты парной и множественной корреляции. Оценка качества уравнения регрессии.
2. . Решите задачу. Имеются данные, характеризующие динамику уровня квалификации рабочих (у) в зависимости от оплаты труда (х1) и стажа работы (х2).
Уквалиф. {3,3; 4,1; 4,4; 4,6; 4,7; 5,4; 5,9; 6,5; 6,8; 6,9; 6,9; 7,0}
Х1 (з.п.) {8,2; 8,9; 8,4; 8,9; 8,8; 8,2; 8,7; 8,9; 8,3; 9,1; 9,3; 9,1}
Х2 (стаж) {16,1; 16,1; 16,3; 16,9; 17,3; 17,7; 18,8; 18,5; 18,6; 18,9; 19,0; 19,3}
Оцените адекватность выводов
Вариант 4. Для студентов, фамилии которых начинаются с букв К, Л, М.
1. Раскройте содержание стационарных и нестационарных временных рядов. Оценка факторов временного ряда.
2. Решите задачу. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса (У) в зависимости от двух факторов: (Х1) - насыщенность потребительского рынка, (Х2) - цена:
Успрос {172,4; 170,1; 169,8; 161,3; 153,8; 146,3; 145,8; 145,3; 144,8}
Х1(н.р.) {119,4; 120,8; 120,9; 121,4; 125,8; 129,8; 131,4; 134,8; 135,6}
Х2(цена) {13,5; 15,8; 17,4; 18,1; 19,1; 19,3; 19,5; 19,8; 21,4}
Оцените адекватность выводов.
Вариант 5. Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Н, О, П.
1. Раскройте содержание многофакторных эконометрических моделей выпуска продукции. Метод трех точек.
2. Обоснуйте целесообразность расширения производства, если:
У(спрос) {77,1; 77,9; 79,1; 81,8; 84,3; 84,9; 85,1; 85,7; 85,9; 86,4}
Х1 (н. р.) {85,9; 86,2; 87,3; 89,9; 90,3; 90,4; 90,8; 91,3; 91,7; 91,8}
Х2 (цена) {11,2; 11,9; 12,1; 12,5; 13,3; 13,7; 13,9; 14,1; 14,3; 14,8}
При этом коэффициент использования производственной мощности не превышает 79 %.
Вариант 6. Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Р, С, Т.
1. Динамические модели прогнозирования выпуска продукции с автокоррелированными остатками. Доверительные интервалы прогноза.
2. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса во времени (t):
У(спрос) {16,1; 17,8; 16,8; 18,3; 17,9; 19,1; 18,7; 20,8; 19,7; 21,3; 20,7; 22,3; 21,4; 23,3; 22,7; 24,9; 23,7; 22,9; 25,6; 24,8; 26,3; 25,9; 27,8; 28,8; 29,3; 29,8; 30,1; 30,7; 31,8}
Требуется обосновать дальнейшее поведение спроса. Оцените адекватность выводов.
Вариант 7. для студентов, фамилии которых начинаются с букв У, Ф, Х.
1. Экстремум функции нескольких переменных. Условный экстремум и их интерпретация относительно технико-экономических показателей. Гомоскедастичность, гетероскедастичность остатков.
2. Имеются данные:
У(спрос) {30,1; 32,3; 32,6; 33,1; 33,5; 34,1; 34,3; 34,6; 35,1; 35,5}
Х1 (цена) {16,1; 17,6; 17,9; 18,9; 19,7; 20,1; 20,6; 20,9; 21,5; 21,7}
Х2 (качество) {91,3; 91,8; 92,3; 92,9; 93,3; 94,3; 95,8; 96,3; 96,9; 97,3}
Требуется исследовать факторы спроса. Оцените адекватность вывода.
Вариант 8. Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ц, Ч, Ш.
1. Парные регрессионные модели и корреляция. Базовая регрессионная модель. Процесс выбора математической формы связи.
2. Требуется обосновать дальнейшее поведение цены. Оцените адекватность выводов.
У(цена) {46,1; 47,8; 46,8; 48,3; 47,9; 49,1; 48,7; 50,8; 49,7; 51,3; 50,7; 52,3; 51,4; 53,3; 52,7; 54,9}
Вариант 9. Для студентов, фамилии которых начинаются с букв Щ, Э, Ю,Я
2. Имеются данные, характеризующие последовательность изменения спроса в зависимости от факторов: Х1 (насыщенность рынка); Х2 (цена); Х3 (качество продукции).
У(спрос) {140,3; 140,8; 142,3; 146,3; 149,8; 150,3; 154,3; 156,8}
Х1 (н. р.) {83,4; 83,8; 84,4; 85,6; 86,1; 86,4; 86,6; 87,1}
Х2 (цена) {18,1; 19,3; 19,6; 19,9; 20,3; 20,6; 20,9; 21,3}
Х3 (качество) {90,0; 90,1; 90,2; 90,3; 90,4; 90,8; 91,3; 91,8}
Построить качественную регрессионную.
4.Учебная литература
Основная литература:
1. Хубулава Н.М. Эконометрика. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2004.
2. Хубулава Н.М. Практикум по курсу: "Эконометрика". М., МГУ ТУ, 2007.
3. Хубулава Н.М. "Эконометрика". Учебник. Восход-А. М., 2010.
4. Эконометрика. Учебник. Под редакцией Члена корреспондента РАН Елисеевой И.И. М., 2002.
5. Практикум по эконометрике. Под редакцией Члена корреспондента РАН Елисеевой И.И. М., 2003.
Дополнительная литература:
1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М., ЮНИТИ, 1998
2. Андерсон Т. Статистический анализ временных рядов. М., Мир, 1976.
3. Бендат Дж., Пирсон А. Применения корреляционного и спектрального анализа: Пер. с анг. М., Мир. 1983.
4. Бокс Дж. Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление: Пер. с анг. М., Мир, 1979.
5. Болч Б.. Хуань К. Дж. Многомерные статистические методы для экономики: Пер. с анг., М., статистика, 1979.
6. Боровиков В.П., Ивченко Г.И. Прогнозирование в системе STATISTUCA в среде Windows. М., Финансы и статистика, 1999.
7. Венецкий И.Г., Кильдишев Г.С. Теория вероятностей и математическая статистика. М., Статистика, 1975.
8. Виленкин Н.Я. Комбинаторика. М., Наука, 1969.
9. Глаголев А.А., Солнцева Т.В. Курс высшей математики. М. Высшая школа, 1971.
10. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. М., ЮНИТИ, 2003.
11. Доугерти К. Введение в эконометрику: Пер. с анг. М., ИНФРА –М. 2001.
12. Кендэл М. Временные ряды. Пер. с анг. М., Финансы и статистика, 1981.
13. Кильдишев Г.С., Френкель А.А. Анализ временных рядов и прогнозирование. М., Статистика, 1973.
14. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика. Пер. с анг. М., ИНИТИ-Д, 2002.
15. Ланкастер К. Математическая экономика. М., Советское радио, 1972.
16. Лугачев М.И., Ляпунов Ю.П. Методы социального прогнозирования. М., МГУ, ТЕИС, 1999.
17. Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. М., Статистика, 1979.
18. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. М., Финансы и статистика, 1986.
19. Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс. М., Дело, 2000.
20. Маленво Э. Статистические методы эконометрии. Перевод с франц., Статистика. 1975.
21. Отнес Р., Эноксон Л. Прикладной анализ временных рядов. Пер. с анг. М., Мир, 1982.
22. Тейл Г. Прикладное экономическое прогнозирование. Пер. с анг., М., Статистика, 1972.
23. Харман Г. Современный факторный анализ. М., Статистика, 1972.
24. Хазанов Ю.С. М., Статистика, 1979.
25. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М., Статистика, 1975.
26. Швирков В.В. Тайна традиционной статистики Запада. М., Финансы и статистика, 1998.
27. Ежеманская С.Н. Эконометрика. Высшее образование. Феникс. Ростов-на-Дону, 2007.
28. Прокопьев С.П. Прикладная эконометрика. Санкт-Петербург, 2008.