ГЕНЕЗИС НАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Неолит « Африке. Очаги цивилизаций и их специфика. Виеафриканекие коммуникации и их роль в развитии техники. «Железный» век в Центральной Африке. Технические достижения цивтизаций Нок и Ифе. Цивилизации доколумбовой Америки. Земледелие: огородничество и садоводство в Центральной и Южной Америке. Орудия труда и керамика. Ремесленное производство у древних майя. Научные знания цивилизаций долины Мехико. Империя инков. Использование металлов. От ремесел до монументальной архитектуры. Строители мостов, дорог и оросительных систем. Кипу инков и образование.

Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», сказал Патрис Лумумба незадолго до ею убийства в 1961 году. И действительно, сейчас Африка оживляет свои важнейшие исторические традиции н восстанавливает культурные ценности. По линии ЮНЕСКО подготовлена и издана многотомная «Всеобщая история Африки», посвященная различным аспектам и сторонам исторического развития черного континента, вышел целый рад научных трудов, в которых дается анализ различных сфер культуры многообразного мира африканских цивилизаций. Достаточно привести в качестве примера великолепную монографию французского исследователя Ж.Маке «Цивилизации Африки южнее Сахары», в которой подробно излагаются история, технические навыки, искусства цивилизаций лука, леса, зернохранилищ, копья, городов и промышленности. В отечественных же монографиях и учебных пособиях почему-то не уделяется внимания достижениям цивилизации Тропической Африки в области техники. Необходимо заметить, что аналогично дело обстоит и с блестящими цивилизациями доколумбовой Америки, достигших значительных успехов в науке и имевших своеобразную технику. Поэтому в наших лекциях следует рассмотреть хотя бы эскизно развитое научных знаний н достижения в сфере техники этих неевропейских цивилизации.

Поскольку первые на земле люди, очевидно, появились на Африканском континенте, постольку он занимает совершенно особое место в изучении всей истории человечества, в том числе и истории науки и техники. Находки древнейших галечных и каменных орудий и датируемых начатом верхнего палеолита (около 50 тысяч лет назад) многочисленных остатков толстых и тонких обработанных нуклеусов и рубил с черенком в районах Магриба, Сахары, Южной Африки, Восточной Африки и бассейна Конго (Заир), свидетельствуют о развитии и успехах ранне- и позднепалеолитических людей на африканской земле. Огромное количество усовершенствованных каменных орудий и наскальных изображений, относящихся к мезолиту, говорит о значительном росте населения и высоком уровне доисторической культуры в определенных областях Африки начиная с X тысячелетия до н.э.

Уже в период мезолита высокого развития достигло наскальное изобразительное искусство в виде рельефов и росписей на темы охоты. Во многих областях Африки в Магрибе, Сахаре, долине Нила, Нубии, в Восточном? Судане, Эфиопии, Восточной Африке, в центральном бассейне Конго (Заир) и в Южной Африке сохранились прекрасные наскальные изображения, на которых: показаны чаще всего дикие животные степей и саванн, а также люди на охоте, во время танцев и при исполнении культовых церемоний. С наступлением неолита наскальное изобразительное искусство продолжало развиваться, » частично его традиции дожили до нового времени.

«Сейчас историки и археологи, - пишет немецкий исследователь Т.Бюттнер, - уже имеют более четкое представление о непосредственно доисторическом периоде истории Африки (неолит). В это время возникли новые отрасли хозяйства земледелие и скотоводство. Благодаря применению более совершенных технических приемов, например шлифовки, неолитические люди могли более искусно придавать камню необходимые формы. В результате появилось много каменных изде­лий, неизвестных ранее или известных лишь в зачаточном виде. Лук н стрелы были усовершенствованы, и это облегчило охоту. Появление просверленных и полированных изделий, изобретение и усовершенствование гончарства, более широкое распространение керамики - все эти достижения резко отделяют неолит от предшествующих периодов, когда человек жил преимущественно охотой. Теперь основой его существования становятся земледелие и скотоводство». В некоторых местностях Африки использование жерновов и керамики, тесно связанное с переходом бывших охотников к оседлому образу жизни, началось раньше, чем в Европе.

Эмпирические факты свидетельствуют о том, что развитие не было процессом равномерным, ибо часть племен даже в период зрелого неолита продолжала вести жизнь охотников и рыбаков. Более того, для многих районов Южной Африки типичен пример бушменов охотников и собирателей, происходящих по прямой линии от первобытного человека и не вышедших из стадии мезолита. «Их историческое развитие зашло в тупик и отчасти приостановилось» (Т. Бюттнер). Бушмены прославились десятками тысяч принадлежащих им наскальных изображений, которые показывают их высокоразвитую охотничью культуру. Напротив, в других областях Африки в результате исключительно благоприятною стечения обстоятельств, в том числе благоприятных природных условий, обнаруживается ускоренное развитие, приведшее к современной индустриальной цивилизации.

Несомненно, в разных регионах черного континента существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые в современной науке определяют как предцивилизации или протоцивилизации. «Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, -отмечает Л.Е. Куббель в монографии «Древние цивилизации», сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя». К таким очагам цивилизации исследователи (Т.Бюттнер, Дж.Д.Кларк, Л.Е. Куббель и др.), как правило, относят 1) Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; 2) центральную и юго-западную части современной Нигерии; 3) бассейн верхнего тече­ния р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); 4) центральную и восточную области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как риз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н.э., и 5) африканское побережье Индийского океана.

Археологические исследования последних десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья великими державами Западного Судана (Гана, Мали, Сонгай), Ифе, Бенин, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией. Л.Е. Куббеля, всееди цивилизации обладают присущей им спецификой, обусловленной целым рядом факторов (о чем будет речь идти ниже). Наибольшего развития достигли древнейшие цивилизации, сложившиеся в Западном Судане и в Нигерии. Центральноафриканские очаги отставали по времени появления металлургии железа и меди и крупных поселений городского типа. Восточноафриканский очаг отличала определенная специфика, связанная с ролью морской торговли в его формировании.

В современной науке проблема возникновения земледелия в Африке решается на основе разграничения традиций производства каменных орудий. Так, характерная для Сахары «неолитическая» традиция производства орудий из кремнистого известняка и халцедона подразделяется на несколько вариантов, причем южная граница распространения этой традиции проходит по 15-й параллели. Здесь на смену ей приходят разнообразные микролитические культуры с использованием кварца, и представляется очевидным, замечает крупнейшнй африкановед Дж.Кларк в своей книге «Доисторическая Африка», что столь отличные друг от друга траднщш отразили различия, существовавшие между двумя экологическими зонами. Именно по отношению к району к югу от 15-й параллели американский проф. Дж.Мердок предполагает самостоятельное возникновение земледелия в период от 5000 до 4000 лет до н. э., т. е. в то же самое время, когда оно, судя по всему, проникло из Юго-Западной Азии в Египет. Фактических доказательств, способных поддержать эту гипотезу, до сих пор пока не обнаружено, однако за последние десятилетия в распоряжение исследователей поступило множество данных, которые помогают пролить свет на происхождение земледелия к югу от Сахары.

Раскопки в Сьерра-Леоне, Гане и Нигерии показали, что около 3000г. до н.э. микролитическая традиция «верхнего палеолита» обогатилась добавлением некоторых «неолитических» черт, таких, как производство шлифовальных и полированных каменных топоров и керамики (К.Кун, К.Флайт, Т.Шоу). Вполне возможно истолковать эти данные как указывающие на появление

к рассматриваемому времени у некоторых народов саванн и лесов земледелия и, вероятно, скотоводства. Это, безусловно, произошло вслед за первым проникновением окультуренных растений и прирученных животных в Северную Африку; поэтому опыт возделывания земли и разведения животных вместе с продуктами земледелия и скотоводства, вероятно, распространился оттуда в южном направлении вскоре после V тысячелетия до н.э.

Основные линии коммуникаций с севера на юг были, несомненно, теми же, что и в последующие периоды, когда по ним пролегали маршруты колесниц, а природ­ные условия этих районов таковы, что «неолитические» коллективы пустыни должны были обладать высокой подвижностью. Движение от Нила в западном направлении, к северным оазисам, подтверждается находками в Харге и Сиве, тогда как у Вадн. Ховара одно время проходил естественный путь на запад от Нила к поясу саванн на широте Мероэ. В самом деле, широкое распространение хартумской керамики с волнистым орнаментом вплоть до плато Хоггар н возвышенности Вань-янга в Тнбестн наряду с обширной торговлей добывавшимся в Тнбестн амазонитом через всю Сахару от Атлантического побережья до долины Нила показывает, что окультуривание растении и приручение животных могли в равной степени быть привнесены в это время к границам пояса саванн (Э.Эркел, П.Укко). Почему же в таком случае, задает вопрос Дж.Кларк, неолитическая технология, связанная, как правило, с производящим хозяйством, впервые появилась в Западной Африке лишь спустя две тысячи лет?

Это было обусловлено, по его мнению, несколькими причинами. Окружающая среда уже обеспечивала неистощимые запасы мясной н растительной пищи - больше, чем было необходимо для обитавших там коллективов людей. Поэтому на начальной стадии не существовало особых мотивов, побуждавших эти коллективы к возделыванию земли и приручению животных. Играло свою роль и то, что неолитические орудия не могли обладать заметными преимуществами в характерных условиях окружающей среды повышенное выпадение осадков, леса из твердых пород, быстрая регенерация. Однако основной причиной, вероятно, была та, что в Египте и Северной Африке выращивали сельскохозяйственные культуры, требовавшие зимних осадков, - пшеницу и ячмень, которые не дают урожая в условиях летних дождливых сезонов.

Распространению земледелия в большинстве районов Западной и Экваториальной Африки способствовала муха цеце, которая является преградой для разведения здесь любого скота, за исключением мелкого, а также обладающего иммунитетом к укусам цеце карликового скота, который встречается в некоторых областях Западной Африки. Поэтому в конце доисторического периода указанные районы, по всей вероятности, были заселены оседлыми земледельцами, добывавшими большую часть необходимой им мясной пищи при помощи охоты. Иная картина, замечает Дж.Кларк, сложилась на восточной оконечности континента, где скотоводческие народы издавна селились в районе Африканского рога и в Восточной Африке. Поселения земледельцев, в основном «неолитических», но использовавших в ряде случаев и медь, были обнаружены на плато в Северо-Восточной Эфиопии.

Определенную роль в развитии техники ряда цивилизаций черного континента сыграли внеафриканские контакты. Так, Западный Судан к VIII в. н.э. уже насчитывал многие столетия контакта с Северной Африкой, а Восточная Африка имела давние связи с бассейном Красного моря и районом Персидского залива и Южной Азией. В то же время нигерийский и центральноафриканский очаги с неафриканскими обществами непосредственно не взаимодействовали, однако существовали опосредованные связи, например предшественников цивилизации Зимбабве с Ближним Востоком и Южной Азией через гавани восточноафриканского побережья. Известны, например, находки римских изделий в достаточно удаленных от караванных и морских путей внутренних областях Африканского континента.

«Высокий уровень цивилизации западносуданского очага был, - отмечает Л.Е. Куббель, результатом развития местных обществ, хотя давние и стабильные связи с классовыми обществами Средиземноморья в определенной мере ускорили такое развитие». Эти связи зафиксированы в многочисленных наскальных изображениях вдоль двух главных древних путей через Сахару: из Южною Марокко в раной внутренней дельты р. Нигер и из Феццана к восточной оконечности большой излучины Нигера в районе нынешнего города Гао (речь идет о так называемых дорогах колесниц). Подлинный «технический переворот» произошел с появлением в Сахаре верблюда примерно на рубеже II - I вв. до н.э. Его серьезные социальные последствия состоят в том, что получили четкий характер формы взаимоотношений жителей пустыни и их оседлых соседей на юге; кроме того, именно благодаря верблюдам торговля через пустыню в конечном счете (при арабах) превратилась в стабильный институт.

Транссахарские контакты сыграли, считает Л.Е. Куббель, определенную роль в сложении западноафриканского очага индустрии бронзового века, предшествовавшего металлургии железа, очага, единственною во всей Тропической Африке. Раскопки французской исследовательницы Н.Ламбер в Мавритании в 60-х гг. доказали существование здесь крупного центра медной и бронзовой индустрии. Находки датируются VI - V вв. до н. э. Мавританский центр бронзовой индустрии лежал как раз у южной оконечности западной «дороги колесниц», которая непосредственно соединяла ею с аналогичным, но относящимся к более раннему времени центром металлургии на юге Марокко.

До внеафриканских контактов па черном континенте возник самобытный, уникальный очаг цивилизации в бассейне реки Нигер. Нигерийский очаг древнейших цивилизаций, как установлено научными исследованиями, непосредственно связан с возникновением в Западной Африке индустрии железа. Большинство ранних цивилизаций упомянутого очага отличает та или иная степень преемственности по отношению к так называемой культуре Нок самой ранней в регионе культуре железного века, восходящей к V в. до н.э. К ней принадлежат древнейшие дошедшие до нас памятники художественного творчества народов Тропической Африки - богатая коллекция реалистических скульптур, найденных при раскопках наряду с металлическими и каменными орудиями, украшениями из металла и жемчуга.

Преемственную связь с произведениями Нок обнаруживает цивилизация Ифе, создававшаяся предками современного народа йоруба. Реалистическая скульптурная традиция нашла в искусстве Ифе дальнейшее развитие и продолжение в знаменитых бронзах Ифе. Возможность судить по археологическим материалам об уровне социальной организации создателей древних культур этого региона дают результаты раскопок, проведенных в Игбо-Укву, на нижнем Нигере. Британский ученый Т.Шоу обнаружил здесь развитую раннюю цивилизацию с высокой художественной культурой, с весьма совершенной для своего времени технологией обработки железа и бронзы. Литейщики из Игбо-Укву владели техникой литья по выплавляемым моделям («потерянный воск»), которая несколькими столетиями позднее составила славу бенинской бронзы. Раскопки Т.Шоу показали, что общество, создавшее эту цивилизацию, отличала развитая и уже довольно стратифицированная социальная организация. Особо интересен вопрос о культурных связях Игбо-Укву и Ифе. На основании стилистического сходства скульптуры обоих центров было высказано предположение, что Ифе - цивилизация более древняя, чем принято было считать; «аналогии же между отдельными видами украшений, известными по современным этнографическим исследованиям, и находками в Ифе и Игбо-Укву позволили предположить, что Ифе как культурный центр по меньшей мере синхронен Игбо-Укву» (Л.Е. Куббель), г. е. может быть датирован временем не позднее IXв. н.э. Это значит, что в древней Африке железного века процветали блестящие цивилизации, которые по своему уровню развития отнюдь не уступали средневековой цивилизации Западной Европы.

Весьма оригинальными и самобытными являются цивилизации доколумбовой Америки, особенно цивилизации майя и ацтеков в Центральной Америке (долина Мехико) и инков в Южной Америки (Андское нагорье). По уровню своих достижений в облает науки и техники они далеко превзошли цивилизации Старого Света. Их возникновение, как отмечает немецкий ученый Б.Брентьес в своей книге «История техники», обусловлено исчезновением крупных животных и потеплением на американском континенте в интервале 8-6 тысяч лет до н.э., а затем наступившим похолоданием. Исчезновение крупных животных и потепление, которое привело к опустыниванию в Центральной Америке, заставило в VШ-VП тысячелетиях до н.э. увеличить использование растений как продуктов питания. Отесанные камни, которые были изготовлены где-то в 600 году до н.э., терка-мельница для измельчения растительной пищи древнеамериканского огородничества и садоводчества указывают на начало распространения вегетарианской пищи.

В Северной Америке и на далеком юге Южной Америки индейские племена занимались преимущественно охотой, тогда как в Мексике и на Перуанском высокогорье выращивали и собирали тыкву, фасоль, плоды перца, помидоры, маис (кукурузу), картофель, дыню, земляные орехи, разводили сады, в которых росли томатные деревья, какао, авокадо, папайя и другие фрукты. Позже стали культивировать хлопок, чьи семена употреблялись в пищу. «На этой основе затем стало развиваться в древней Америке, - отмечает Б.Брентьес, - растениеводство, как огородничество и садоводство, в отличие от полеводства злаковых в Азии. Условия работы в огородничестве и садоводстве вели к небольшому производству и одновременно к невозможности постепенного одомашнивания животных, как в Азии». Действительно, в районах растениеводства доколумбовой Америки отсутствовали основные животные азиатских центров одомашнивания: овцы, козы и крупный рогатый скот. В Америке имелись дикая овца и крупный рогатый скот, но только за пределами огородничества и садоводства, на Севере, где на них охотились индейские племена, не предпринимая попыток к их доместикации. Огородничество и садоводство не использовало стадных животных, так как полученные овощи и фрукты главным образом предназначалось для собственного употребления. Незначительный излишек получаемой продукции в лучшем случае мог перенести и человек. Только в Перу использовались для перевозок верблюд, лама и гуанако, численность которых было весьма ограниченной и чье одомашнивание произошло, очевидно, на высшей стадии огородничества и садоводства. Данная стадия развития растениеводства в Перу характеризуется расцветом керамического производства, ко­торое обусловлено в Южной Америке (на Перуанской низменной равнине) развитием искусственного орошения, не говоря уже о других факторах.

В доколумбовой Америке на высочайшем уровне находилось ремесленное производство, о чем свидетельствуют выставленные Карлом V в различных городах своей империи посланные в 1520г. Монтесумой через Кортеса подарки из золота, серебра, драгоценных камней, тканей и перьев. Все посетившие эти выставки европейцы пришли в восхищение от блеска и великолепия Теночтитлана. Побывавший на выставке крупнейший немецкий художник, мастер гравюры А. Дюрер сделал в своем дневнике следующую запись: «Видел также предметы, привезенные королю из новой страны золота: солнце в туазу диаметром, целиком золотое; столь же большая луна из серебра; из тех же металлов военные украшения. Разного сорта оружие, щиты, военные трубы, удивительные защитные орудия, оригинальные наряды, церемониальные украшения и бессчетное число прекрасных предметов для разных нужд, своим великолепием превосходящие любое из доселе виденных чу­десных произведений, заполняли две большие комнаты. Стоимость всех этих предметов столь велика, что их оценили в 100 тыс. флоринов. Никогда в жизни я не видел ничего, что взволновало бы меня так глубоко, как эти вещицы. Среди них я увидел прекрасные и удивительные произведения искусства, открывшие для меня творческий гений создателей всего этого великолепия...». Великолепие это было разрушено теми, кто столько им восхищался, расхваливал его. Великолепие это явилось кульминацией долгого процесса, на всем протяжении которого разные, сменявшие одна другую на нагорье цивилизации привносили своё, сохраняя опыт предшественников и передавая собственный опыт своим преемникам, в том числе ацтекам и майя.

О наличии у майя накануне конкисты профессиональных ремесленников говорят почти все испанские и индейские авторы XVI - XVII вв. «В настоящее время, -свидетельствует Лопес де Когольюдо, - существуют великие мастера во всех видах ручных работ... и их имеется множество в своих селениях, кроме тех, что помогают в городе и больших поселениях, - ...сапожники, плотники, резчики по дереву, камню, скульпторы, мебельщики, мастера, которые могли делать очень любопытные вещи из раковин, каменщики, портные, художники и все остальные». Сам факт наличия профессионалов-ремесленников в обществе майя за несколько веков до прихода испанцев вряд ли может быть оспорен. Какую же роль играли они в экономике майя?

Учитывая общий натуральный характер хозяйства майяского земледельца в рамках сельской общины, пока трудно говорить о какой-либо его зависимости от рынка и ремесла. И в самом деле, дома майяских крестьян из дерева и глины строились их же руками, с помощью родственников и друзей. Главные земледельческие орудия палка-копалка, плетеная сумка для семян и другие - изготовлялись без особого труда самими земледельцами. То же самое можно сказать и о многих других бытовых и хозяйственных предметах: кухонная глиняная посуда, полые тыквы, зернотерки, простейший ткацкий станок, копье, лук и стрелы, ловушки, силки, рыболовные сети и крючки (из кости и раковин), грубые ткани из хлопка и растительных волокон и т. д. Таким образом, рядовой майяский земледелец имел у себя под рукой почти все необходимое для независимого ведения хозяйства.

На кого же в таком случае работали профессиональные ремесленники майя? В ходе анализа данной проблемы российский ученый В.И. Гуляев в своем моно-1рафическом исследовании «Города-государства маня», когда рассмотрению подверглись различные категории ремесленников, о которых говорят письменные источники и данные археологии: ювелиры, мастера по изделиям из перьев, скульпторы, каменщики, художники и т. д., - приходит к выводу о том, что они обслуживали, в основном, нужды царского двора. Следует заметить, что их социальный статус был выше статуса земледельцев, и они относились к обеспеченной категории населения. Наличие, богов-покровителей профессии - это также несомненный признак существования специалистов-ремесленников у древних майя. Интересно отметить, что у ацтеков, по сообщению Саагуна, к числу профессионалов-ремесленников, живших в отдельном квартале и имевших своих богов-покровителей, отнесены: золотых и серебряных дел мастера, мастера по изделиям из перьев («амантеки») и мастера по обработке драгоценных камней.

Американские ученые Д.Стюарт и С.Хьюстон в своем исследовании «Письменность майя» в ходе дешифровки текстов майя смогли дать ответ на вопрос: что считала для себя важным правящая элита? Понятно, что первостепенное значение придавалось родовым связям и политической власти. В ходе исследований установле­но, что в течение классического периода власть передавалась от отца к сыну, как это было в наследственных монархиях Европы. В надписях много места уделено от­ношениям между отцами и сыновьями в правящих родах и другим родственным отношениям. «Определенно, пишут Д.Стюарт и С.Хьюстон, - эти отношения имели большое значение для правителей майя. По-видимому, семейные связи были основополагающими для политической организации общества майя. Браки между правящими родами разных государств играли важную роль в дипломатии и заключении союзов. Внутри отдельных государств члены царской семьи, не принадлежавшие к прямой линии трона, иногда выполняли важные роли в государственном управлении».

И далее они подчеркивают, что другие представители знати становились искусными ремесленниками, как об этом свидетельствует керамический сосуд из района Наранхо в Северной Гватемале. Этот сосуд, происходящий из ограбленного погребения (разграбление археологических памятников лишает аборигенные народы культурною наследия, а археологов - подробной информации о происхождении артефактов), подписан его создателем. Подпись частично читается: «Сын владыки (ахав) Наранхо и госпожи из Йашха». Многие художники оставляли свои подписи на керамике и каменных монументах. Несколько имен часто обнаруживают на одной скульптуре, что свидетельствует как о совместной работе нескольких скульпторов, так и о ценности, придаваемой произведениям знаменитых мастеров.

Блестящие научные знания были накоплены цивилизациями долины Мехико, которые по своей точности превосходили достижения цивилизаций Старого Света и до сих пор вызывают изумление. В своей весьма интересной книге «История доколумбовых цивилизаций» М.Галич приводит сведения о чрезвычайно важном так называемом Соборе жрецов-астрономов майя, сапотеков, городов побережья Мексиканскою залива и Теотиуакана. Он был созван в середине VII в. в местности Шочикалько и представлял собой нечто вроде современного научного международного конгресса, в задачи которого входило упорядочение различных календарных школ. Свидетельством его стали известные стелы и панели, расписанные в честь этого знаменательного события. В месте проведения этого «симпозима» сохранилось строение, известное под названием «Храм Кецалькоатля». Это событие свидетельствует о том, что до ацтеков дошел уже сплав научных знаний, выраженный в счете времени, цифровой записи и письме.

Жрецы майя, подобно жрецам других культур древнею мира, занимались исследованием окружающего мира, накапливали научные знания. Развитие научных знании у майя достигло значительного уровня, хотя в большинстве они были тесно связаны с религией.

Древние майя уделяли большое внимание изучению календаря и летоисчислению, математике, астрономии, медицине и истории. Кроме того, у них имелись некоторые практические знания по географии, геодезии, метеорологии, климатологии, сейсмологии и минералогии. Однако все эти отрасли положительных знаний были тесно переплетены с религиозными учениями о демонах, божествах, знамениях и предсказаниях. К тому же накопленные знания излагались на запутанном и перегруженном мифологическими намеками языке. Большим достижением майя в области математики была разработка в период последних веков до нашей эры позиционной системы счета и математического понятия нуля. В нашей десятичной системе имеются девять цифр и ноль. Система майя состоит лишь из двух - точки и черты - и ноля.

Оба эти понятия являются крупнейшими шагом вперед в истории математического мышления, ведь в Индии они были разработаны приблизительно в VIII в, а в Европу попали только в XV в.

Ни у одного из народов древней Америки мы не находим столь высоко развитых календаря и системы летоисчисления, как у древних майя классического перио­да (300-900 гг.). Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь, который стал в руках жречества могучим орудием идеологического воздействия на массы, определяя наиболее удобные сроки для различных земледельческих работ. Отступление от них в условиях тропиков и при тогдашней систе­ме сельского хозяйства означало бы подлинную катастрофу. Жрецы окутывали эти знания сложнейшей мистической символикой и сопровождали различными религиозными церемониями. Точное летоисчисление, возникшее сперва из календарных потребностей, позже было связано с чисто религиозными учениями о смене богов, управлявших вселенной, и с культом правителя города-государства.

Высокого уровня достигло развитие медицины, хорошо была развита диагностика, имелась специализация врачей по видам болезней. Широкое распространение получили чисто хирургические приемы: при переломах накладывались шины, раны сшивались волосами; опухоли и нарывы вскрывались: катаракты соскабливались обсидиановыми лезвиями. При сложных операциях больному давались наркотические средства. В фармакопее применялось более 400 лекарственных растений; ряд лекарств, впервые освоенных майя, после открытия Нового Света вошел в европейскую медицину и до сих пор широко используется в современной фармакопее.

Все памятники архитектуры и изобразительного искусство майя тесно связаны с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через определенные промежутки времени - 5, 20, 20 лет. Каждое строение несло функцию не только жилья или храма, но и календаря. Культура Древнего царства, существовавшая в центрах Вашактун, Тикаль, Копан, Паленке и Нового царства, характерная для Чнчен-Ица, Ушмаль и Маняпан, были скульптурным выражением хронологии майя. Археологические данные свидетельствуют, что регулярно через каждые 52 года майя заново облицовывали свои пирамиды камнем или штукатуркой, воздвигали стелы каждые 5 лет, и записанные на них данные всегда были связаны с определенным событием. Главной темой деятельности жрецов, архитекторов и художников было течение времени, их представление о времени резко отлично от соответствующих представлении западных культур Средиземноморья. Подобного подчинения архитектуры и искусства календарю в мире нет. Нет ничего удивительного, что монументальные здания, великолепная скульптура, уникальные многоцветные фрески на стенах храмов и дворцов, росписи на сосудах, грациозные статуэтки, ювелирные изделия привлекают внимание широкого круга людей в наше время.

Известный исследователь культур доколумбовой Америки Прескотт в своих записях «Предварительные наблюдения о цивилизации инков» приходит к следующему выводу: «Нельзя недооценивать подлинное величие тех результатов, которых сумели достичь правители пиков, нельзя забывать о том, что под их властью самый обездоленный человек из народа жил гораздо более благополучно, испытывал несравненно меньше физических страданий, чем соответствующие категории населения у всех остальных народов Американского континента. В такой же степени это относится и к различиям между представителями высших и низших сословий в большинстве стран феодальной Европы того времени. Под властью правящих классов инкского общества во многих областях были достигнуты успехи, которые сделали бы честь любому цивилизованному народу. Инкам удалось заложить основы правления, которое в XVI веке - веке грабежа и насилия - могло обеспечить своим подданным неоценимые блага мира и безопасности».

Если бы это было не так, инки не достигли бы того, что ими было создано как в сфере материального производства, так и в области духовного развития. Прежде всего привлекают внимание произведения ремесленников-ювелиров, свидетельствующие о высоком уровне эстетических потребностей инков. Когда испанские конкистадоры расплавили золотые и серебряные изделия, награбленные ими у инков, то с удивлением обнаружили, что полученные слитки содержали совсем мало благородных металлов. Действительно, эти изделия походили на золотые или серебряные, на самом же деле они были изготовлены из сплавов благородных металлов с медью. Еще за тысячелетие до расцвета государства инков андские мастера научились получать эти сплавы и изготавливать из них изделия с золотым или се­ребряным покрытием. Они также знали способ зо­лочения и серебрения медных изделий.

В лаборатории по исследованиям археологических материалов Массачусетского технологического института Х.Летчмен с коллегами давно занимается изучением развития металлургии в доколумбовой Америке. В одном из районов Нового Света - Андах индейцы умели не только производить металлы и сплавы, но и обрабатывать поверхность изготовленных из них изделий для придания ей определенного цвета, высоко ценимого их культурой. Американские исследователи посвятили несколько лет изучению способов золочения и серебрения, изобретенных андскими мастерами. Исследовав металлические изделия, относящиеся к различным периодам развития индских культур, они определили два таких способа, которые можно считать основными: покрытие на основе электрохимического замещения (электрохимическое осаждение) и эрозионное золочение или серебрение. Оба способа были воспроизведены в лаборатории при использовании лишь тех материалов и методов, которые были доступны мастерам того времени. В каждом отдельном случае анализ самих предметов, обнаруженных археологами, подсказывал им, какие именно материалы и методы могли применяться. Указанные выше способы нанесения покрытий были изобретены и усовершенствованы выходцами из центральных Анд. Инкские правители переняли методы, которыми пользовались металлурги Моче, превратив с виду золотые и серебряные предметы в символ своего могущества в управлении государством, простирав­шимся от Колумбии до Аргентины на 5 тыс. км.

«Инкские гончары и ткачи, - отмечает М.Галич, хотя и не превзошли мастеров Моче и Паракаса, достигали высокого мастерства в своих изделиях, будь то предметы повседневного обихода или произведения искусства. Трудно даже перечислить все материалы, которые ремесленники-инки умели обрабатывать, создавая из них не только домашнюю утварь, священные приношения, украшения и атрибуты религиозного культа, но и подлинные шедевры, удовлетворявшие их эстетические потребности». Они использовали золото, серебро, медь, олово, свинец и платину; бирюзу, изумруды, лазоревый камень, кораллы и горный хрусталь; глину различных оттенков; хлопок, волокна агавы, тростник, камыш и красящие растения; шерсть и шкуры оленей и лам, меха лис и ягуаров, звериные кости н клыки, раковины улиток; в ход шли даже пух летучих мышей и человеческие волосы, из которых изготовля­лись тончайшие ткани. Мастерство, опыт и эстетический вкус инков превращали все эти материалы в статуэтки, сосуды, оружие, музыкальные инструменты, платье, ткани, корзины, веревки, каноэ, украшения и многие другие вещи.

Некоторые специалисты считают, что наиболее выдающимся проявлением культуры инков была архитектура во всех ее блистательных выражениях. Это не удивительно, поскольку глубинные традиции их зодчества восходили к Чавнну и Тиауанако. До сих пор по всей территории Тауантинсуйю - от побережья до самых неприступных андских вершин, таких, как Парамонга, Сипесипе, Инкальакта, Олъянтайтамбо и Саксайуаман, - разбросаны неприступные укрепления ннкских крепостей - пукара, поражающих грандиозностью и продуманностью их стратегического положения.

Но самым впечатляющим воплощением дерзновенного гения инкских архитекторов является цитадель Мачу-Пикчу. Она представляет собой наиболее яркое свидетельство их подхода к самой идее построек такого типа, отражавшего не только конкретные, практические задачи оборонительного характера, но и глубоко при­сущее им чувство прекрасного. Интересные сведения об этом памятнике инкского зодчества приводит Бодин: «Дома на Мачу-Пикчу возводились на скалах путем простого наложения друг на друга ничем не скрепленных каменных блоков, даже если наклон скалы составлял 40°. Нередко с наружной стороны камни эти были слегка выпуклыми, а там, где они соприкасались друг с другом, - плоскими, напоминая некоторые флорентийские дворцы. Сходящиеся под углом элементы отдель­ных крепостных строений надежно закреплены самим замыслом их создателей, поскольку несущие линии конструкций обеспечивают прочность всему сооружению. Не случайно Фергюсон испытывал такое восхищение перед руинами Мачу-Пикчу, считая, что они обладают совершенством, которого не смогли достичь ни греки, ни римляне, ни европейские зодчие средневековья».

Инки многое заимствовали из богатого культурного наследия своих предшественников - в области архитектуры, агрономии, сооружения оросительных систем, ремесленной техники, астрономии, искусств, медицины. Однако в некоторых отношениях они значительно превзошли своих учителей, что наглядно видно в дошедших до нас сооружениях этого народа, и это демонстрирует М.Галич на примерах дорог, висячих мостов и оросительных систем. Всемирной известностью пользуются «дороги Инки» - два главных пути, пересекавшие Тауантинсуйю с севера на юг, один из которых проходил по побережью, другой - в горах. Оба соединялись между собой и с важными городскими центрами через дополнительные магистрали, их протяженность составляет около 5 тысяч километров. Сегодня можно было бы сказать, что эти пути связывали север Эквадора с севером Аргентины, доходя до северной части Чили и пересекая Боливию через высокогорные районы, где расположено озеро Титикака. Через каждые 25 километров у обочины такой дороги возвышался постоялый двор или гостиница, где могли найти пристанище усталые путники. Там же хранились запасы питания. В других местах располагались специальные постройки, в которых во время своих путешествий по стране останавливался сам Инка.

Смелыми инженерными сооружениями, также заслужившими восхищение тех, кто их видел, были висячие мосты через пропасти, которыми местные жители пользовались еще в прошлом веке. Гарснласо де ла Вега дал детальное описание возведения инками этих огромных конструкций. Из трех необычайно толстых канатов они сплетали трос-криснеху, превосходивший своей толщиной человеческое тело. Потом они перетягивали концы этих грандиозных канатов на другой берег реки и там намертво укрепляли их с обеих сторон на двух высоких опорах, высеченных в мощных скалах. Если же подходящих утесов поблизости не оказывалось, их возводили из обтесанных каменных глыб, прочностью своей не уступавших скалам.

Столь же удивительными, как дороги и мосты пиков, были их оросительные системы - каналы, водохранилища и другие сооружения, проводившие воду на пустынные и засушливые земли, особенно на побережье. Эти системы не раз приводили в замешательство специалистов, которые по достоинству могли оценить их технические возможности и поистине невероятные усилия, необходимые для их сооружения. Это, в частности, относится к каналам самого Куско, Марки Уамачукр, а в еще большей степени.- к крепости Саксайуаман, где находилось водохранилище, располагавшееся вокруг вершины холма; перед нами система так называемых «вертикальных полей», или поливные террасы. Вполне прав М.Галич, который пишет, что «...работы такого рода предполагали использование сложной строительной техники и высокий уровень научных знаний». Американские инженеры и агрономы изучали инкскую систему земледелия и не без успеха применяли ее в различных штатах США.

Успехи в агрономии, как и другие достижения в области сельского хозяйства, были бы невозможны без познаний в астрономии. У инков были обсерватории, где определяли дни солнцестояний и равноденствий, а также наблюдали такие созвездия, как Чоке-Чинчай, или «семь ярких звезд» созвездия Плеяды. Наиболее известна обсерватория, которая находится на вершине крепости Мачу-Пикчу. А. Нуньес Хнменес так описывал ее: «В самой возвышенной точке Мачу-Пикчу расположен искусственный холм из стоящих одна на другой плит, похожий на пирамиду. Он увенчан огромным гранитным блоком, высеченным из монолитной глыбы, который завершается четырехугольной призмой высотой 0,36м. Это - Интиуатана, или «солнечный причал», - солнечные часы, по которым жрецы-астрономы производили свои календарные подсчеты». Основой всей инкской науки была самобытная математическая система, здесь использовались для вычислений кипу - совокупность разноцветных шнурков с узелками. Она использовалась также для сохранения в памяти всех важнейших событий в истории государства инков и подготовки образованных управленцев инкской империи.