S. АГРОНАУКА В XVm веке



университетах: впервые Агрономический институт при Йенском университе­те был основан только в 1826 г.

Согласно взглядам М.И. Афонина чернозем «состоит по большей части из сгнивших трав и растений, которые частично в самом воздухе, как гово­рят, под непокрытым небом, а частью в живых телах перемену сию претер­пели». В этом определении М. И. Афонин учитывал также значение деятель­ности животного мира («живущие тела») в формировании чернозема.

Наиболее интересным из теоретических высказываний М. И. Афонина и для нас современным является представление его о происхождении гумуса из органических тел под влиянием микронаселения почвы и атмосферных агентов (воды, воздуха, тепла).

Все наиболее ценное в трудах Афонина позаимствовано им из отечест­венной сельскохозяйственной практики. К этому ценному, прежде всего, должна быть отнесена предложенная Афониным классификация «чернозе­мов». Он выделяет 8 разных по свойствам разновидностей черноземов: 1) «глинистый чернозем», 2) «каменистой и песчаной или с хрящем смешан­ной», 3) «лесной на смолу похожей чернозем, которой также и легкою зем­лею слывет и кой всегда масляным кажется, и при том рыхл, почему и расте­ния на нем скоро всходят», 4) «болотной чернозем, которой также называется и мерзлою землею или тиною. Он кисловат и при том много холоден», 5) «березовой чернозем, кой всегда сух и холоден», 6) «можжевельной и сосно­вой чернозем, которой натурою не только тепл, но и горяч», 7) «еловой чер­нозем, которой также жирен, но несколько холоднее нежели сосновой», 8) «ореховой чернозем, которой также и лесным черноземом называется. Он по большей части состоит из хорошей и плодородной земли, потому что он в себе имеет как жирность, так и теплоту, помощию которой растения скоро восходят и имеют хорошие соки к своему питанию. Он по большей части по­читается полезным для ржи и весенняго севу, и притом можно на нем без всякой приправки, или особливого удобрения многие годы с выгодою сеять». К черноземам М. И. Афонин относит и «болотной торф». Принцип класси­фикации почв, примененный М. И. Афониным, в основе которого лежит био­логический фактор, сохраняет свое значение и в наши дни.

Деятельность М. И. Афонина в Московском университете продолжа­лась 7 лет, после чего по болезни он вышел в отставку. В июле 1779 г. М. И. Афонин стал преподавателем Горного училища в Петербурге, а затем по при­глашению Г. А. Потемкина - директором экономии в Екатеринославской гу­бернии, дойдя до звания коллежского советника. Здесь он получает собст­венную землю. Опыты на ней были особенно активными с 1788 г. после вы­хода его в отставку.

Наиболее талантливым продолжателем развития идей почвоведения и особенно физики почвы в конце XVIII века после М. И. Афонина был И. М. Комов (1750-1792). Ему принадлежит идея интенсификации сельского хозяйства - «лучше с мала получить много, чем с многого мало». И. М. Ко­мов член Вольного экономического общества, помощник директора эконо­мии в Московской губернии. Государство, полагал он, без земледелия, как



5. АГРОНАУКА В XVIII веке


без головы, жить не может. По его мнению, земледелие является той благо­датной почвой, на которой расцветают все науки и искусства. Благодаря И. М. Комову в Россй стали известны достижения английского сельского хозяй­ства. Книга «О земдедельных орудиях» (1785 г.) явилась первым в России печатным руководством по сельскохозяйственным орудиям и машинам. Описывая земледельческие орудия Англии, он пытался обосновать, какие из них пригодны для наших условий, а какие требуют переделки. Анализ сопро­вождался теоретическими расчетами, чертежами. Профессор был механиком и первым исследователем сельскохозяйственной техники. Он призывал об­легчить долю земледельцев изобретением новых орудий.

Им создан капитальный труд - «О земледелии», изданный отдельной книгой в Петербурге в 1788 г. В этом классическом произведении с изуми­тельной широтой и глубиной для своего времени, как в энциклопедии, по­ставлены все вопросы сельского хозяйства, в том числе почвоведения и зем­леделия. Автор различает почвы от природы - бедные и богатые, плодород­ные и неплодородные и намечает пути наиболее эффективного использова­ния их под культурные растения. «Хлеб, - пишет он, - не может терпеть ни горячей земли, ни студеной, ни мокрой, ни сухой. Трещины зной солнца в землю пропускают». «Хорошо, пишет он, когда в почве воды - одна четверть ее веса, а питательные вещества в растворе составляют по весу одну четы­рехсотую долю». Лучшей почвой Комов считает чернозем, так как он богат питательными веществами и структурен.

«Древние чернозем гнилою землею называли. Он произошел от согни-тия животных и растений. Частицы его составляющие не излишне крепко, ни чрезмерно слабко дружка со дружкой сцепляются. Вода и воздух свободно в него проходят. Земля эта хлеба родит много, а навозу и работы мало требу­ет».

По Комову, поднять плодородие почв призвана наука земледелия, в ко­торой физика почвы играет первейшую роль. «Земледелие, - пишет он, - с высокими науками тесный союз имеет, каковы суть: история естествознания, наука лечебная, химия, механика и почти вся физика; и само оно ничто иное есть, как часть физики опытной, только всех полезнейшая». В труде Комова обстоятельно описываются почти все физические свойства почвы: водные, воздушные и тепловые, механический и структурный ее состав и зависи­мость свойств почвы от ее структуры. Огромное значение автор придает об­работке полей, так как «от пахоты земля пушнее и сочнее становится и вред­ных растениям вещей избавляется. Нижние слои, выпаханные наверх, пока воздухом не будут сдобрены, неплодородны бывают». Вспашка рекоменду­ется зяблевая, в том числе и под паренину (пар).

Не меньше его заслуги как просветителя: И. М. Комов читал лекции крестьянам Московской губернии. Важнейшую роль он отводил севообороту и плодосмену, призывал вести опытническую работу: сначала делать опробо­вание на небольших участках, причем не полагаться на однократный опыт, а повторять его, «пока совершенно не уверишься».