Внутр е няя и вн е ш ня я политика древнерусских князей .

 

 

Изучая эту проблему , необходимо принять во внимание тот факт , что внутренняя политика древнерусского государства мало исследована . Кня зь Олег , объединивший Новгородсую и Киев ску ю земли , был первым дост оверным государственным деятелем нашей истории ( см .: Новосельц ев А . Н . Образование Древнер у сского государства и первый его правитель // Вопросы истории . 1992. № 2-3). Дело в том , что не только Ки й - основатель Киева , был для летописцев XI- XII вв . фигурой легендарной , о которой они имели , по крайней мер е , две версии эпического расск аза , но и более близ к и е хронист а м политические личности , как Рю рик , Дир , Аскольд и другие , были для них малоизвестными фигурами . От Олега же дошли первые древнерусск ие документы - догов оры с греками , реальность которых подтверждается сви д етельствами иностранных источников .

Активная внутренняя и внешня я политика первых древнерусских князей способствовала формированию Древнер у сского государства . Следует отметить , что у слав ян существ о вало 2 центра формирующегося государства - Новгород и Киев . Хотя истоки вели кокняжеской династии связ ан ы с Новгородом , государство возникло с присоединением Киева . Решающее значение здесь имел геополитический фактор . Киев стал центром формирующегося государства , т . к . находился па перекрестке торговых путей , являлся узловым пунктом экономической жизни и ва жным обороните л ьным форпостом . Как уже отмечаюсь вы ше , государство Киевская Русь возникло при князе Олеге (879-912 гг .). Деятельность кн язя Олег а


способствовала расширению границ Древнерусского государства , укреплению его международного положения , развитию торговых отношений с соседя м и .

В княж еств е Олег а под его властью были объединены земли кие в ских полян , новгородских славян , кривичей , сев еря н , радимичей . В 907 г . он предпринял победоносный поход на Царьград , в котором участвовали не только варяги , но и словян е , кривичи , древляне . Выгодный догов о р Олега с грек ами (911 г .) открыл Руси пу гь на византийский рынок и обеспеч ил получение дани с Византии в качеств е платы за ненападение Руси .

Князь Игорь (912- 945 гг .) подчинил древлян , ул и ч е й , тиверцев ; совершил два похода на Царьград (941 и 944 гг .). заключи в в 944 г . догов ор с византийским правительством . При нем произошло первое нар о дное выступление , описанное в летописи . Восстали древляне , возмущенные попыткой Игоря собрать дань с них пов т орно . Князь Игорь был убит , а его же на Ольг а (945-969 гг .) же стоко отомстила тз смерть му жа . Исходя из уроков восст ания , Ольг а вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани . Она " установила " " уставы ” и " уроки ", " оброки " и " дани ", т . е . определила размеры дани и наметила " станов ища " и " погосты " - алминисгрвтивно - финансовые центры сбора податей . Была изменена сист ема сбора да ни .

Единицей обложения данью служи л дым ( крестьянски й дом , очаг ), рало , плуг ( т . е . крестьянское з е млевлад е льческ ое хозяйство ).

В правление Святослава (969-972 гг .), сына Ольги , продол жались расширяться границы Древнерусского государства . Ему удалось подчинить еще одн у восточнослав ян скую племенну ю груп пу - вятичей . В состав


Руси вошли также низовья Дона , Сев ерный Кав каз , Таман ь , Восточн ы й Крым , где возникло русское Тмут арак анское княжест во .

В то время соседями Руси были : на сев ере Ск андинавия , на юге Византия , на сев ер о - востоке Волжск ая Бул г а рия , на востоке Хазар и я . Главную опасность для Руси представля л Хаз а рский каганат , кон т ролировав ший торговые пути на Вост ок и в Аз ию чер е з реки Итиль ( Волга ) и Хаз а рское ( Каспийское ) море . Част ь восточнославянски х племен платила да нь хазарам .

Святослав разгромил Хаз а рский каганат . В результат е военных походов князя Св ятослава изменилась политическая карта Восточной Епопы , укрепилось международное положение Киев ско й Руси . После разгрома Хазарии ее союзники венг ры были потеснен ы на Запад ; южные степи заняли печенеги ; потерпела поражение Волж ск ая Бул г а рия ; были покорены мордовские племена . Святослав не только освободил Русь от дани , уплачиваемой Хазарскому каган а ту , но и открыл ей новые рынки , укрепил ее позиции в Причерноморье , на Востоке и Балканах .

При жизни Свя т ослав сделал своим н а местни ком в Киев е старшег о сына Ярополка . Древлянскую землю передал второму сыну - Олегу , третьего - Влад и м и р а призвали к себ е новгородцы . Владимир одержал победу в междуусобиц ах , которые начались после смерти Свято с лава , за хва т ив в 980 г . Киев .

В годы княжения Владимира I прои зошло событие очень важное для последу ю щего исторического развития Руси - принятие христианства .


 

Рассматривая этот достаточно сло жный вопрос ,
необходимо проанализировать причины и значени е приня тия
Русью х р истианства .    

До середины X в . господствующей религией в Древнер у сско м государстве оставалась языческая . Так , в договоре Олега с Византией 911 г . говорилось , что он заключен " межи христианы и Русью ". Первой христи а нкой в княжеской династии , видимо , была Ольга , вдоиа Игоря . Ее сын Святослав отказался принять христианство .

Принятие на Рус и христианства ка к государственной религии определялось рядом причин

1. Формирование мест ны x княжений и создание на их основе в IX в . Древнер у сского государства тр ебовало изменений в религии . Языческая религия , для которой характ ерно многобожие , не отвечала интер есам усиления княжеской власти .

2. Окружаю щие Русь страны исповедывали монотеистические религии ( христианство , мусульманство , иудаизм ). Испо ведывание той или иной религии делало их формально равными друг другу , принадлеж а щими к одному культурному ми ру , прот ивостоящему язычникам - варварам .

З . Русь в IX- X вв . традиционно была свя зана с Константинопол е м и со славян ами в Центральной Европе и на Балканском полуострове , та кже н а ходившимися в тесно м общении с Византией . Эти связи в значительной степени определили церковную ориентацию Руси на восточнохристи а нский мир .

Велики й князь Киевский Владимир I осознал необходимость религиозной реформы . Мудрость кн язя заключалась в том , чт о он стремился укрепить государство с помощью веры , общей для всех . Его первая религиозная


реформа - попытка превращения языческой религии в государственную - оказалась неудачной . За ней п о следов ала вторая - официальная х р истианизация .

Эго событие было ускорено ходом политических взаимоо т ношен ий меж д у Русью и Византией в конце 80- х г . X века . Для борьбы с очередным мят е жн иком , полководцем Вардой Фокой , византийский им пе ра тор Василий II обратился к князю Владимиру за военной помощью . Важными условиями договора были , по сведениям арабского христианского историка XI в . Яхьи Антиохийс кого , женитьба " царя р у ссов " Владимира на сест ре императора Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства . Русское войс к о подавило востан ие , но Византия отказалась выполнить свое обещан ие . Чг обы добиться выполнения условий договора Владимиру пришлось осадить принадлежавший Византии г . Корсунь ( Херсо н ес ). Это византийское в л адени е было возвращено императору в качестве " вена " – выкупа за невесту .

Приняв христианскую веру , великий киев ски й князь ввел ее в качеств е официальной государств енной ре лигии на Руси (988 г .). Однако христианство победило не сразу . Оно проводи л ось кн яжеской власты о и формировав шей ся церковной организ ацией насильно , при с о пративлении не только языческого жречества , но и различных слоев населения .

Введ ение христианства имело важное з н ачени е для русского государства .

1) Христианство , с его у ч ением о божеств е нн ости власти способствовало укреплению авторитета ве лик о го князя Киевского .


2) Русь получила возможность ближе познакомиться с более высо кой византийской культурой , воспринять наследи е античности

3) Принятие христианство , общепринятой тогда религии в Европе , повысило международное значени е Руси , способствовало ее сближению с други м и государствами .

На руси начало сь формирование церко в ной организации .

 

Первоначальная организация р у сской православной церкви была в форме митрополии константинопольского патриарха . Ее возглавлял митрополит , присылавшийся из Константинополя и имев ши й своим местопребыв анием кафедральный собор Св . Софии в Киев е . В церковно - административной отношении Русь делилась на еп архии во главе с епископами , подчинявшимися киев ско м у метрополиту .

Церковь сыграла большую рол ь в укреплении молодой русской государственн о сти .

Вмест е с христианством Древняя Русь получила из Византи и и иде ю монархической власти , которая быстро вош л а в политическое сознан ие . Крещение Руси совпало ка к раз с периодом ст ановлен и я ее государственности , когд а централизация и установления сильной единоличной власт и великог о князя стали жизненной необходимостью . Многие историки полагают , чт о выбор Владимира I па л на православие

– помимо других причин – и потому , что оно в отличие от католич еств а пе ре да вал о всю полноту власти императору . В целом благодаря принятию христианства Ки евская Русь была включина в ев ропейск ий христиански й мир , а значит стала равноправным элементом европейског о цив илизованного процесса . Одн а ко принятие христианства в православном вариант е имело свои негативные послед ст вия . Православие


способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации . С падением Византии русское государство и русская православная церко вь оказались в изоляции от остального христианского мира . Этим обстоятельством мож е т быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в его противоборстве с иноверцами ( татаро - монголами , турками и другими завоевателями ).

При Владимире I обнаружились перв ые признаки испорченности политического е д инства Древнерусского государства . Его сын Ярослав , княживший в Новгороде , отказался повиноваться отцу , прекратил выплату дани Киеву . После смерти Влади м ира Киевским князем стал его сын – Святополк , прозванный Окаянн ым за то , что стал инициатором кровавых усоби ц . Опасая сь младших братьев – Бориса и Глеба , он убил их и в с тупил в борьбу с Ярославом . Только в 1019 г . Ярославу удалось за нять Ки евский престол .

Княж ение Ярослава ( 1019 – 1054 гг .) прозванного М удрым

 

: характеризуется расцветом Дре в не й Руси . В это время возрос авторитет руси , что поз в ол ил о Ярославу впе рвые назначить Киев ски м митрополит ом русского по происхождению - Иллариона ( писат еля и государственного деятеля ). С именем Ярослава связ ано появление свода законов на Руси – Русской правды .

Однако восст ановить полностью государственное единство великий князь Киевский уже не смог .

Итак , внутренняя и внешняя политика древнерусски х князей была направлена на расширение и укрепление границ государства , з а воев ан ие новых торговых путей , развитие экономических и по литиче ских отношений с сосед ями , укрепление международного авторитета Руси . Древнерусское


государство было одной из крупнейших европейских держав и находилось в тесн ых политических , экономических и культурных отношениях со многими странами и народами Европы и Ази и . Русь сыграла большую роль в истории стран Передней Азии .

Важны м итогом развития Ки ев ской Руси было образование древнерусской нородности , которую объединяла общность языка , территории и культуры .