Содержание дисциплины
Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы. 1 зачетная единица равна ориентировочно 36 академическим часам.
В таблице 1 дано название базовых образовательных модулей дисциплины и рекомендованные виды учебной работы, которые детализированы в зависимости от используемых технологий обучения. Трудоемкость модулей в зачетных единицах и видов учебной работы в пределах каждого модуля в учебных часах установлена в зависимости от технологии обучения и определяется временными затратами на освоение регламентированного минимума результатов обучения в виде компетенций, знаний, умений и навыков.
Таблица 1 - Базовые модули дисциплины «Эконометрика», рекомендуемая трудоемкость, академические часы
№ п/п | Наименование модуля и темы | Всего | Аудиторные | В т.ч. | Самост. работа | |
лекции | практические | |||||
Модуль 1. Стартовые предпосылки | - | |||||
Тема 1. Введение в дисциплину | 0,25 | 0,25 | ||||
Тема 2. Модель и моделирование | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 3. Переменные в моделях и их типы | 0,25 | 0,25 | ||||
Модуль 2. Парный регрессионный анализ | ||||||
Тема 1. Уравнение и вид функции парной регрессии | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 2. Оценка параметров уравнения линейной регрессии | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 3. Оценка адекватности модели и существенности параметров линейной регрессии | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 4 Прогнозирование и нелинейная регрессия | 0,5 | 0,5 | ||||
Модуль 3. Модель множественной регрессии | ||||||
Тема 1. Спецификация моделей множественной линейной регрессии | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 2. Оценка параметров уравнения множественной линейной регрессии. | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 3. Оценка адекватности и существенности параметров модели множественной регрессии | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 4. Оценка систем эконометрических уравнений | 0,5 | 0,5 | ||||
Модуль 4. Моделирование временных рядов | ||||||
Тема 1. Понятие временного ряда | ||||||
Тема 2. Моделирование тенденций временного ряда | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 3. Динамические эконометрические модели | 0,5 | 0,5 | ||||
Всего по дисциплине |
Дидактический минимум учебно-образовательных модулей дисциплины
Таблица 2 - Обязательный дидактический минимум содержания учебно-образовательных модулей и тем дисциплины
№ п/п | Наименование модуля и тем дисциплины | Дидактический минимум |
Модуль 1. Стартовые предпосылки | ||
Тема 1. Введение в дисциплину | Сущность, цели, задачи, предмет и методы эконометрики. Предпосылки возникновения, история развитие, современная роль предмета, перспективы | |
Тема 2. Модель и моделирование | Модель, этапы моделирование, проблемы построения эконометрических моделей, отбор факторов | |
Тема 3. Переменные в моделях и их типы | Экзогенные переменные. Эндогенные переменные. Предопределенные переменные. Лаговые эндогенные переменные. Ковариация, дисперсия, корреляция | |
Модуль 2. Парный регрессионный анализ | ||
Тема 1. Уравнение и вид функции парной регрессии | Парный регрессионный анализ. Спецификация модели. Результативный признак, признак-фактор и стохастическая переменная в модели. Параметры регрессии. | |
Тема 2. Оценка параметров уравнения линейной регрессии | Оценки наименьших квадратов для параметров линейной модели связи между двумя экономическими факторами. Полная, объясняемая моделью и остаточная суммы квадратов. Дисперсионный анализ. Коэффициент детерминации и его связь с коэффициентом корреляции между факторами. Примеры подгонки модели линейной связи к реальным данным экономической статистики (модели спроса, расходов и др.). | |
Тема 3. Оценка адекватности модели и существенности параметров линейной регрессии | Число степеней свободы. Дисперсия на одну степень свободы. F- критерий Фишера. Стандартные ошибки коэффициентов уравнения регрессии. t – критерий Стьюдента. Доверительные интервалы. Интервалы прогноза. Средняя ошибка аппроксимации. | |
Тема 4 Прогнозирование и нелинейная регрессия | Нелинейные модели связи между экономическими факторами, сводящиеся и не сводящиеся к линейной модели. Предельная склонность к потреблению. Эластичность. Примеры подбора нелинейных моделей к реальным данным экономической статистики | |
Модуль 3. Множественная регрессия и корреляция | ||
Тема 1. Спецификация моделей множественной линейной регрессии | Модель множественной линейной регрессии - привлечение для объяснения изменчивости исследуемого экономического показателя нескольких экономических факторов. Система нормальных уравнений. | |
Тема 2. Оценка параметров уравнения множественной линейной регрессии. | Оценки наименьших квадратов, их вычисление. Интерпретация оценок коэффициентов. Частные уравнения регрессии и частные коэффициенты эластичности. Проверка статистических гипотез о значениях коэффициентов. | |
Тема 3. Оценка адекватности и существенности параметров модели множественной регрессии | Индекс множественной корреляции. Скорректированный индекс множественной корреляции. Коэффициент частной корреляции Коэффициент частной корреляции. F- критерий Фишера модели множественной регрессии. t – критерий Стьюдента. Использование оцененной модели для прогнозирования. Фиктивные переменные. Проблемы гетероскедастичности | |
Тема 4. Оценка систем эконометрических уравнений | Общее понятие о системах уравнений, используемых в эконометрике. Оценка точно идентифицированного уравнения. Косвенный метод наименьших квадратов (КМНК). Двухшаговый и трехшаговый метод наименьших квадратов | |
Модуль 4. Моделирование временных рядов | ||
Тема 1. Понятие временного ряда | Временные ряды и их характеристики. Основные факторы, влияющие на значения членов временного ряда. Основные задачи анализа временного ряда. Автокорреляция уровней временного ряда и выявление его структуры | |
Тема 2. Моделирование тенденций временного ряда | Моделирование тенденции временного ряда (построение тренда). Моделирование сезонных и циклических колебаний. Модели авторегрессии, скользящего среднего. Исключение сезонных колебаний и тенденций. | |
Тема 3. Динамические эконометрические модели | Общая характеристика динамических эконометрических моделей. Модели авторегрессии. Модели с распределенным лагом. Автокорреляция случайных составляющихКритерий Дарбина—Уотсона. Устранение автокорреляции случайных составляющих. Прогнозирование на основе моделей временных рядов. |
return false">ссылка скрыта