Развитие идей психоанализа швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961).

Карл Густав Юнг 1875-1961 он являлся учеником Фрейда . Родился он в Швейцарии. Отец Юнга был врачом в Баварии. Карл пошел по родительскому пути, он пошел в медуниверситет. Мама Карла занималась оккультными науками. Молодой Юнг с детства впитывал эти идеи. В дальнейшем он переписывался с Фрейдом который предложил в дальнейшем стать его приемником в его теории. Но Юнг отказался чем была разорвана их связь. Юнг говорил о самости (о внутренней активности человека к познавательной деятельности) Самость это истинная сущность требующая реализация. Холицизм это по Юнгу – это стремление видеть мир целостным. ОН одним из первых говорил что генетическая предрасположенность влияет на человека в рамках коллективного бессознательного.
Элементами коллективного бессознательного – это архетипы, то откуда все взялось, у каждого живого и неживого есть архетипы.
Архетипы Юнга это существующие у народов мысленные представление о добре и зле т.е. наши представлении о чем то. (например что имеет представление добро, или как должна выглядеть мать).
Юнг представил 6 архетипов. Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Самость. По Юнгу самость можно понять только интуитивно. Также Юнг выделял интроверсию и экстроверсию и амбиверты (это посередине). Юнг это представитель трансперсональной психологии (основательно С. Грофф) они изучали не явление сознания, а переживания, которые находятся за пределами сознания, переживания которое испытывает человек в измененных состояниях сознания.

Особое внимание Юнг уделяет описанию метода доказательства, проверке существования архетипов. Поскольку предполагается, что архетипы вызывают определенные психические формы, необходимо определить, как и где можно получить материальную демонстрацию этих форм. Главным источником являются в таком случае сновидения, у которых есть то преимущество, что они - непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психики. Тем самым они являются «чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью». Спрашивая индивида, можно установить, какие из появившихся в сновидениях мотивов известны самому индивиду. Из тех, что ему незнакомы, необходимо исключить все те мотивы, которые могли бы быть ему известны.

Другим источником необходимого материала является «активное воображение». Юнг имеет в виду последовательность фантазий, протекающих при произвольной концентрации внимания. Он обнаружил, что существование нереализованных, бессознательных фантазий увеличивает интенсивность сновидений, и в том случае, если фантазии становятся осознанными, сновидения меняют свой характер, делаются более слабыми, редкими.

Получаемая в результате цепь фантазий приоткрывает бессознательное и дает богатый архетипическими образами и ассоциациями материал. Этот метод небезопасен, поскольку может увести пациента слишком далеко от реальности

Наконец, очень интересным источником архетипического материала являются иллюзии параноиков, фантазии, наблюдаемые в достояниях транса, сновидения раннего детства (от трех до пяти лет). Такой материал имеется в избытке, но он лишен всякой ценности до тех пор, пока нельзя провести убедительные мифологические параллели. Чтобы провести значимую параллель, необходимо знать функциональное значение индивидуального символа, а затем выяснить, не находится ли этот символ — явно параллельный мифологическому — в сходном контексте, а следовательно, не имеет ли он то же самое функциональное значение. Установление подобных фактов не только требует длительного и трудоемкого исследования, но и является неблагодарным предметом для доказательств.

До тех пор, пока невроз коренится исключительно в личностных причинах, архетипы не играют никакой роли. Но если речь идет об общей несовместимости, при наличии неврозов у относительно большого числа людей, то стоит предположить наличие архетипов. Так как неврозы в большинстве случаев являются социальным феноменом, необходимо предположить, что в этих случаях также подключаются архетипы. Архетипов же имеется столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Поэтому психотерапевту необходимо в своем анализе опираться не только на личностный аспект, но и на роль коллективного бессознательного в неврозе больного.

Юнг настаивает на том, что инстинкты являются безличными, универсально встречающимися наследственными факторами. Они часто настолько удалены от сознания, что современная психотерапия сталкивается с задачей помочь пациенту осознать их. Более того, инстинкты по своей природе не являются неопределенными. Юнг полагает, что они находятся в отношении очень близкой аналогии с архетипами, столь близкой, что есть достаточные основания предположить, что архетипы есть бессознательные образы самих инстинктов. Другими словами, они являются образцами инстинктивного поведения.

Юнг считает, что психоаналитик не пытается навязать больному того, что он не может признать свободно, поэтому психоанализ является самым совершенным средством для людей.