Принципы организации жилой застройки второй половины 30-х- начала 50-х гг. 20 века.
В годы второй и третьей пятилеток продолжалось всемерное развертывание жилищного строительства. В этот период был отработан принципиальный тип современной квартиры, определилась структурная схема многоквартирного жилого дома.
В годы первых пятилеток в гигантских масштабах шло строительство, которое было проявлением героического стремления вырваться из вековой отсталости и достигнуть высокого уровня материальной и духовной культуры. В результате титанических усилий отсталая, аграрная, с полупатриархальным бытом страна в короткий срок превратилась в передовую, индустриальную державу. Повсеместно высились леса новостроек, сооружалось множество больших и малых промышленных предприятий, бурно росли города.
Интенсивно велись поиски прогрессивных путей развития архитектурно-строительного дела. В этот период определилась рациональная планировка и был разработан состав помещений для зданий разного назначения - производственных, жилых, общественных. При активном содействии архитекторов внедрялись передовые методы строительства. Например, в 1938 г. в Москве стал применяться поточно-скоростной метод возведения жилых домов. Сущность его заключалась в переходе спецализированных рабочих бригад последовательно с одного объекта на другой по мере завершения соответствующих работ; это был своего рода конвейер, подчиненный единому графику работ. Осуществить его стало возможным благодаря однотипности конструктивных и планировочных решений.
Внедрялось заводское изготовление деталей зданий. Началось сооружение домов из крупных блоков - кусков стены (с готовой отделкой) весом в 1,5 - Зт, изготовляемых на предприятиях строительной индустрии, доставляемых на место и монтируемых подъемными кранами. Многоэтажные крупноблочные жилые дома возводились за 5-6 месяцев, тогда как процесс строительства аналогичного дома из кирпича длился 2-3 года. Однако довоенное крупноблочное строительство еще не было в полной мере индустриальным. Лишь в конце 50-х гг. стали укрупнять не только стеновые элементы, но и другие конструкции здания (лестницы, перекрытия), с тем чтобы все сооружение монтировалось кранами и ручной труд на стройке был сведен к минимуму.
Архитектурная трактовка облика крупноблочных зданий была найдена не сразу. Проектировщики первых таких домов старались делать их похожими на традиционные каменные, изображая на блоках рустовку. Новаторским по сравнению с ними был жилой дом на Ленинградском проспекте в Москве (рис. 247). Здесь отделка блоков уже не имитирует каменную кладку. Здание приобрело облик, выражающий специфику примененной конструкции.
С 1948 г., после окончания восстановительного периода, в нашей стране повсеместно велось обширное жилищное строительство. Наряду с фасадной застройкой улиц и площадей осуществлялась застройка по территориям, т.е. формировались крупные жилые массивы, что является прогрессивным принципом советского градостроительства.
Один из лучших примеров комплексного строительства того периода - застройка Песчаных улиц в Москве (1948-1954 гг., архитекторы 3. Розенфельд, П. Помазанов и др.). Концентрация строительства на определенном участке городской территории обусловила проведение комплексного проектирования, что позволило осуществить поточный (конвейерный) метод производства строительных работ и применение строительных деталей заводского изготовления. За короткий срок здесь было возведено более ста многоэтажных жилых корпусов, построены школы, кинотеатр и другие здания. Однако передовые методы проектирования и строительства сочетались с консервативным приемом периметральной застройки кварталов, что ухудшало бытовые условия и обусловливало плохую инсоляцию значительной части квартир. Внутриквартальные территории были обильно озеленены, но в них не хватало необходимых хозяйственных устройств. Традиционные композиционные приемы обусловливали усложненную конфигурацию зданий, что препятствовало широкому внедрению стандартных строительных изделий заводского производства. Фасады оснащались декоративными деталями, которые изготавливались индустриальным способом; между тем массовое производство единообразных художественных элементов, стиль которых соответствует эпохе ручного труда, приводило к их эстетическому обесценению.
Во время войны было разрушено свыше 70 млн. кв. м жилой площади; эта потеря была восстановлена за первые четыре года послевоенного строительства, и впоследствии жилой фонд продолжал увеличиваться. Тем не менее жилищный вопрос оставался острым вследствие быстрого роста городского населения. Кроме того, обеспечение жильем по низким нормам не удовлетворяло возросшие запросы.
В первые послевоенные годы строились главным образом малоэтажные дома, поскольку приходилось ориентироваться на простейшие методы строительства. Были разработаны серии типовых проектов таких жилых домов, что позволило в короткие сроки застраивать новые районы городов. Однако малоэтажная застройка приводила к большому расходу городских территорий.
С 1948 г. в жилищном строительстве увеличился удельный вес многоэтажных домов, и в эту область зодчества также стало внедряться типовое проектирование. Большой объем работ требовал типизации жилых, а также массовых общественных зданий. Однако типовое проектирование еще не было в достаточной мере комплексным: в разных сериях типовых проектов применялись разные конструктивные элементы. Таким образом, типовое проектирование в весьма недостаточной степени упрощало строительство. Повышение эффективности архитектурно-строительного дела тормозилось чрезмерным акцентированием эстетической стороны архитектуры в ущерб требованиям индустриального производства, без которого современное массовое строительство невозможно.
Попытки широкого внедрения в строительную практику индустриальных типов зданий - крупноблочных и крупнопанельных - были предприняты в начале 50-х гг. В 1952 г. возникла идея весьма перспективной бескаркасной крупнопанельной системы. Согласно этому принципу панели не навешиваются на железобетонный или стальной каркас, а соединяются друг с другом,образуя стены и перекрытия. Но развитию индустриального домостроения препятствовали устаревшие эстетические представления, потому что традиционная эстетика архитектуры ориентировалась на кустарные методы строительства. Крупноблочное и крупнопанельное строительство эффективно, если число типов блоков или панелей, применяемых для возведения здания, невелико. Применение этих новых конструкций для зданий сложных конфигураций (которые свойственны строительству из кирпича) сводило на нет преимущества новых инженерных систем.