Эламская почва для Персидской державы

Элам, самостоятельное и могущественное государство, граничило на северо-западе с Ассирией, на западе с Вавилонией. Вся тройка находилась в недружественных отношениях, это значит, они могли мериться силами. Бывало, что Элам одерживал победы над обоими сильнейшими государствами Месопотамии. Трофеи, захваченные, в частности, в Вавилонии, касались не только материальных продуктов. Эламцы понимали, наверное, толк в ценностях и в числе трофеев оказались вывезенные из Вавилона архивы администрации царя Хаммурапи, царя нестандартного государства древней Вавилонии, внесшего вклад в организацию так называемых "социально-ориентированных государств" древности. Особенную ценность представляли юридические документы, касающиеся организации и функционирования поземельной собственности в государстве Хаммурапи. Ими вполне могли воспользоваться правители последующих сильных государств. Элам, наверное, интуитивно готовил переходы к такого рода нестандартным государствам.

Название государства (Элам) - семитское, означающее "возвышенная страна". Так называли его вавилоняне, имея в виду нагорье, на котором располагалось государство. Но население Элама не было полностью семитским как в Вавилонии, например. Часть составляло туземное население. Но кто они были - осталось невыясненным в истории. Элам имел и туземные названия - Увам и Хапирти. Может быть, историки и лингвисты знают, какого корня эти названия. По территории же государство делилось на несколько областей. Вернее, на две крупные области - Сузиану (Шушан) с г. Сузой, и Анцан (или Аншан). Сюда, в частности, входила и северная область , ставшая известной как Мидия. Этнография Элама запутанная. Более или менее известно, что Суза представляла семитский элемент, Аншан - туземный.

Собственно, Элам являлся частью того культурного пространства, которое создавалось в Междуречье. Так же как в Вавилоне, там существовала клинопись, состоящая из стольких же, 100, знаков.

Изменения в Эламе начались с северной части, там, где проживали мидийцы - часть туземного населения Аншана. Они же считаются арийским элементом. Откуда там взялись арийцы? Этот вопрос не имеет исчерпывающего ответа. Часть историков считает, что нашествие произошло с северных от Элама территорий. Если провести линию прямо, от г. Сузы вверх, к северу, она поведет к Каспийскому морю, к его юго-западной стороне, к территории, которая позже станет известна как Азербайджан. В древности население в этом районе делилось на северных - албанцев и южных - мидийцев. В северной части, менее развитой, сложился союз албанских племен. Южной части была уготована более высокая миссия. Мидийцы имели особенность. Там жило племя магов, с которыми ассоциируется все мидийское объединение племен. Маги, жрецы, пророки - вот что составило известность Мидии. С 1Х в до н.э. в мидийцы стали создавать свое государство, и таким образом, прежде единый Элам раскололся.

Мидия возникла в той части Элама, где проживало коренное население. Но то население до сих пор остается загадкой для исследователей. Несмотря на много положенного труда, язык этой части Элама до сих пор не определен и не отнесен ни к одной из известных языковых групп. Есть древние документы, найденные в Куюнджике и представляющие, как предполагают, донесения эламских чиновников, перехваченные ассириянами. Есть еще более древние документы из раскопок Моргана, сделанных в начале ХХ века. Во время этих раскопок обнаружены памятники туземного языка, восходящие к началу второго тысяч. до н.э. , но они остались нерасшифрованными. И все же ученые склоняются к возможности сопоставления и сходства языка эламских туземцев с кавказскими языками. Лингвисты обозначают это сходство своими терминами, говорят, он агглютинирует, любит удвоения.

Мидию историки считают первым полноценным арийским государством. Но не могут определить точно - откуда там взялись арийцы. То ли они выпростались из-под существовавшего ранее этнического покрытия той же территории, то ли появились в результате нашествия откуда-то с северных земель. Возможно, что арийцы спустились с гор, расположенных на севере, то есть с Кавказских гор.

Для нашего исследования такой ответ не был бы безразличным. Если через горы где-то в 1Х в до н.э. прошли арийские племена, то это значит, что Центральный Кавказ был занят ими же. И что создатели Кобанской культуры бронзы и железа, наши непосредственные предки могли иметь отношение к тем, перешедшим через горы, племенам. Этот факт не означал бы и того, что все племена в полном составе переправились в Мидию. Напротив. В древности племена рассасывались, а не организованным походом в полном составе переправлялись на другие территории. (Был, конечно, случай, когда Моисей трубным звоном собирал в дальний поход своих собратьев в Египте. Но это касалось особенных, семитских племен. Да и случай сам - мифический, библейский).