Обучение детей умениям получения и оказания помощи при передвижениях

 

В условиях совместного обучения слепых и слабовидящих детей большое значение имеет умение одними (слабовидящими и детьми с остаточным зрением) оказывать, а другим (слепыми без остаточного форменного зрения) - принимать эту помощь. Такое своеобразное сотрудничество поможет облегчить жизнь незрячего ребенка, развить его мобильность. Пользуясь помощью зрячего сопровождающего при передвижениях, слепой ребенок получает большую возможность воспринимать окружающий мир, приобретает большую самостоятельность и возможность развивать свою активность. Оказание и получение помощи будет способствовать и гуманизации отношений между детьми.

Важно также, что получаемые при этом знания и формируемые умения и навыки будут полезны и в после школьной жизни.

Основные приёмы оказания помощи и методика освоения их заключаются в следующем. Обычно человек желающий помочь незрячему, сам должен предложить ему руку, которая может быть согнутой в локте или свободно висеть вдоль тела. Незрячий берёт рукой руку сопровождающего выше локтевого сустава и идёт на полшага позади от него. При этом сопровождаемый не должен держать руку сопровождаемого слишком крепко. Слепой при передвижениях может идти с любой стороны от сопровождающего.

В случае, когда слепой и сопровождающий стоят на месте, слепому не нужно держать сопровождающего за руку. Если сопровождающий должен на время оставить слепого, ему следует подвести его к какому-нибудь неподвижному предмету и сообщить о его местонахождении. В процессе обучения следует освоить приёмы помощи (и её принятия) при прохождении таких мест, которые могут быть опасными для слепого ребёнка. Это различного рода узкие места: ходьба по лестнице, прохождение через двери.

При обучении прохождению узких мест необходимо обращать внимание на следующие моменты. Прежде всего, при приближении к узкому месту сопровождающий рукой, за которую держится незрячий, делает движение назад наискосок за спину. На это движение слепой ребёнок должен выпрямить свою руку и двигаться непосредственно за сопровождающим. При этом важно чтобы, следуя за сопровождающим, слепой выпрямил свою руку, чтобы между ними было достаточное расстояние, чтобы не наступать сопровождающему на пятки. После прохождения узкого места сопровождающий возвращает свою руку в первоначальное положение, что служит сигналом для слепого вернуться к прежнему положению.

Методика освоения помощи при передвижениях по лестнице состоит в следующем. При освоении подъёма сопровождающий со слепым должен подойти к лестнице под прямым углом и чуть остановиться, прежде чем ступить на первую ступеньку, что должно указать слепому на предстоящее изменение. В начале обучения следует сообщать слепому ребенку, что перед ним лестница.

После того, как зрячий, поднимется на одну ступеньку слепой замечает что исследует за сопровождающим. При этом для того, чтобы не споткнуться слепому рекомендуется, перенеся вес тела на сзади находящуюся ногу, другой ногой скользить вперед до того момента, пока она не коснется края ступеньки. После чего слепой ставит эту ногу на первую ступеньку, переносит на нее вес тела с отставленной ноги и начинает подъем по лестнице на одну ступеньку ниже сопровождающего. В конце лестницы, на площадке, сопровождающий вновь останавливается, давая понять, что подъем закончен. Аналогична методика оказания помощи и при спуске по лестнице.

Предваряя обучение, следует объяснить детям, что хождение по лестницам небезопасно и поэтому следует ходить по ним осторожно. При первоначальном обучении рекомендуется сначала обучать подъему, а затем спуску по лестнице, так как при подъеме опасность падения меньше.

Пользоваться перилами рекомендуется лишь на первых этапах. В дальнейшем перила могут использоваться лишь в том случае, если ребенок свободно, легко скользит по ним, как это делают зрячие, а не опирается на них.

При оказании помощи при прохождении через двери рекомендуется, чтобы слепой ребенок находился от сопровождающего с той стороны в которую открываются двери (влево или вправо), т.е. со стороны дверных петлей. Так, если дверь открывается влево, то слепой должен находиться от сопровождающего слева, В случае, если сопровождаемый находится не с той стороны, ему следует занять правильное положение.

return false">ссылка скрыта

При приближении к двери сопровождающему следует сообщить незрячему, куда (от себя или к себе) открывается дверь. Далее, сопровождающий берётся за ручку двери рукой, за которую его держит незрячий. Одновременно незрячий находит эту ручку двери, следуя своей свободной рукой за направляющей рукой сопровождающего, и сам открывает дверь. После чего он предоставляет возможность зрячему пройти через дверь, проходит сам и закрывает за собой дверь.

При обучении следует обратить внимание детей на то, что все наружные двери (выходящие на улицы) открываются, как правило, наружу. Следует также предупредить, чтобы незрячий не ставил руки близко к дверным петлям во избежание травмы.

Наряду с обучением детей умениям оказания помощи слепым детям при передвижениях их следует инструктировать и о необходимости оказания такой помощи в процессе игровой и учебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ананьев Б. Г. Пространственное различение — Л.: Изд-во ЛГУ 1955 — 188 с. с ил.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977. — 256 с.

3. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной школе — М. Просвещение, 1985. — 208 с.

4. Бериташвили И. С. Структура и функции коры большого мозга. — М. Наука, 1969. С. 242—280.

5. Бериташвили И. С. и Херхеулидзе Н. Г. О пространственной ориентации слепых. — Сообщения АН ГССР, 1958. Т. XX. № 6. С. 707—710

6. Брэгг У. Мир света. Мир звука. — М.: Наука, 1967. — 335 с. с ил.

7. Гершуни Г. В. Общие результаты исследования деятельности звукового анализатора человека при помощи разных реакций. Журнал высшей нервной деятельности. 1957. Т. I. Вып. I. С. 13—24.

8. Ермаков В. П., Егорова О. И. Обучение слепых специальной графике. М.: Просвещение, 1978. — 120 с

9. Касаткин Л. Ф. Исследование возрастных изменений ориентировки в пространстве у слепых школьников. — В кн.: Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник. — Горький: Педагогический ин-т, 1975. С. 11—13.

10. Касаткин Л. Ф. Развитие функций равновесия у детей с глубоким нарушением зрения. — В кн.: Мышечная деятельность в норме и патологии. Проблемный сборник.— Горький: Педагогический ин-т, 1975. С. 13-14.

11. Коваленко Б. И. Возвращение ослепших к трудовой жизни. — М- Учпедгиз. 1946. - 191 с.

12. Койман В. Воспитание слепых детей и молодежи к подвижности. — Обозрение Европейских слепых. 1975. 4(Х). С. 15-18.

13. Крогиус А. А. Психология слепых и ее значение для общей психологии. — Саратов: Изд-во автора, 1926. — 144 с.

14. Кручинин В. А. Возрастные изменения пространственной ориентировки при ходьбе. — В кн.: Физическое воспитание детей в спец. школах (межвузовский сборник научи, трудов). — Горький, 1985. С. 3-12.

15. Кульбуш Е. А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. — Л.: ЛГПИ, 1988. — 60 с.

16. Линдсей П. и Норман Д. Переработка информации у человека. — М.: Мир, 1974. — 550 с. с ил.

17. Наумов М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. — М.: ВОС, 1982.-116 с.

18. Островская Е. В. Формирование представлений о замкнутом пространстве у слепых и частичновидящих школьников. — М.: Дефектология, 1976, № 2. С. 54-57.

19. Петров Ю. И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. — М.: ВОС, 1988. — 80 с.

20. Сверлов В. С. Ощущение препятствия и его роль в ориентировке слепых. — М.: Учпедгиз, 1949. — 148 с. с черт.

21. Сверлов В. С. Пространственная ориентировка слепых. — М.: Учпедгиз, 1951. — 152 с.

22. Семенов Л. А. Исследование точности локализации звукового сигнала у слепых детей младшего школьного возраста (7—11 лет). — В кн.: Технические средства обучения слепых и слабовидящих детей. Сборник научи, трудов НИИ АПН СССР. — М., 1977. С. 142-146.

23. Семенов Л. А. Исследование возможности передвижения слепых детей младшего школьного возраста с ориентировкой на перемещающийся звук. — В кн.: Тезисы докладов VIII Юбилейной сессии по дефектологии — М.: НИИ дефектологии, 1979. С. 217-219.

24. Семенов Л. А. Развитие ориентировки и подвижности у слепых детей младшего школьного возраста с применением технических средств. Авто-реф. дис. канд. пед. наук. — М., 1979. — 19 с

25. Семенов Л. А., Шлыков В. П. Азбука движения для слепых детей. — М.: ВОС, 1984. — 82 с.

26. Семенов Л. А. Оценка развития навыков ориентировки в пространстве у слепых детей. — Дефектология, 1985. № 1. С. 56-61.

27. Семенов Л. А. Звуковые сигнализаторы и их применение на занятиях физической культурой и ориентировкой в школе слепых. — М.: ВОС, 1985.

28. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1980. — 192 с.

29. Солнцева Л. И., Семенов Л. А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. М.: ВОС, 1989.

30. Тиновский И. Р. Обучение слепых детей ориентированию в звуковом поле при помощи технических средств. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1987. С. 19.

31. Хопренинова Н. Г. К вопросу о представлении направления у слепых. — В кн.: Особенности познавательной деятельности слепых. — М.: АПН РСФСР, 1958. С. 33-81.

32. Хохрякова Е. В. Пространственная ориентировка при ходьбе и ее возрастные особенности. — Автореф. дис. канд. пед. наук. — Благовещенск-на-Амуре, 1964. — 20 с.

33. Феоктистова В. А. Совершенствование обучения слепых младших школьников ориентировке в пространстве. — Дефектология, 1987, № 4.