Свидетельства древности
Чтобы коснуться хотя бы хвоста той самой «синей птицы» нет иного средства как погрузиться в чтение свидетельств древности. Они достаточно разносторонни. Осетиноведы находят их в исторических хрониках, записках путешественников, книгах историков и географов, в древних картах. Ими могут быть случайно когда-то зафиксированные и оброненные фразы, хотя бы окольно касающиеся темы. Есть специальные главы о скифах у «отца истории» Геродота. А также у «отца медицины» Гиппократа.
В те древние времена многие просто путешествовали по тем, не вовлеченным еще в цивилизацию ("околоцивилизационным"), мирам. Экзотика всегда привлекала любознательных людей любых специальностей. Многие активно интересовались "туманными" народами, изучали племенной образ жизни. Составлялись хроники, велись летописи. Во всех этих источниках кое-что перепадало народам, населявшим ареал Кавказских гор и вообще территорий, находившихся за пределами цивилизации, на границах государств и племенных образований. Всю эту литературу можно назвать окольной, неспециальной. Но она имеет большое значение в восстановлении картины жизни древних народов, в том числе осетин. С чувством определенного скепсиса по отношению к такого рода литературе, ее, тем не менее, обязательно следует учитывать. Все, что может пролить хоть тусклый свет на проблему, надо принимать во внимание.
В воссоздании картины прошлого неоценимое значение имеет письменность. Но в нашем конкретном случае в прямом смысле этого источника информации нет. У осетин не сформировалась собственная письменность. Потому и все эти гадания по поводу происхождения этноса. Однако в окружающих мирах такой важнейший элемент культуры уже присутствовал. О шумерах, давших миру образцы клинописи, не говорим. Это слишком далекие времена. Но было уже греческое письмо. Затем римское. И так далее. Наконец, была письменность у грузин, ближайших соседей осетин.
Есть и материальный, вещественный источник познания прошлого. Вряд ли кто будет оспаривать мнение о том, что лучшим средством изучения древности являются археологические раскопки. (Даже в народе говорят, - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.) Извлечение предметов, изготовленных людьми, пожалуй, неоспоримый по приоритетам источник исторического познания древнего мира. Такой вещественный фактор наиболее адекватно воспроизводит картинки прошлого. Вещи, предметы, извлеченные кости из могильников, даже способ погребения, - все имеет свой язык. Как хоронили людей? Скорченными? Значит - раб? Расправленными и пышно убранными - так это господа, привилегированные сословия. Бывало, что целые народы попадали в число скорченных. "Бедные", - говорят археологи. Кусочки металлов, керамики, камни - могут рассказать о том, каковы были хозяйственные занятия древних людей, во что люди одевались, как украшались, из чего изготовляли орудия труда, что сеяли и использовали для пищи... Такие источники по древней Осетии имеются, да не в малом количестве.
И, конечно же, бесценным свидетельством прошлого является язык народа! ("Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана"). Крупнейшее историковедческое значение имеет язык, на котором древние разговаривали. Что может лучше характеризовать народ, чем свойства языка, который сложился и на котором он разговаривает, грамматические формы, словарный фонд. По языку о многом можно судить, вплоть до антропологической принадлежности людей, если иметь в виду физиологическое построение самого языкового аппарата.
В литературе по теме истории осетин языковеды играют, пожалуй, решающую роль. Собственно, их концепция происхождения осетин и принята. Одно неудобство. Когда отсутствует письменность для данного языка, то роль и ценность фактора снижаются.
Наконец, в данной конкретной теме информацию может подсказывать наш собственный внутренний строй, генетический код, заложенный в народе. Интуиция! Все, что формирует наши внутренние позывные. По каким характеристикам осетин тотчас же угадывает в другом, незнакомом ему человеке - осетина? Это фантастика! Каждый из нас несет в себе огромную информацию, включая представления о предках, обо всей цепи поколений, что сформировала осетинскую народность. Кем вы бы ни были и где бы ни жили, вы этим свойством владеете всегда!
Может быть, это нельзя назвать источником исторически точной информации, но психологической, - вполне допустимо. Она помогает ориентироваться в событиях, в их оценках. Осетин не может сказать, например, что ему так уж близки морские мотивы. Но он всегда скажет, что без гор ему дискомфортно, душно. Осетия и горы - это, в конце концов, - синонимы. Даже находясь на равнине, проживая там, осетины молитвенно поднимают взор к горам.