Средневековая скульптура. 8 страница
Примечания
1. В местах расположения сооружений метрополитена на глубине 20 м и более (от верха конструкции до поверхности земли), а также в местах залегания между верхом обделки сооружений метрополитена и низом защитных конструкций инженерных сетей глин, нетрещиноватых скальных или полускальных грунтов мощностью не менее 6 м изложенные требования к пересечению инженерными сетями сооружений метрополитена не предъявляются, а устройство защитных конструкций не требуется.
2. В местах пресечения сооружений метрополитена напорные трубопроводы следует предусматривать из стальных труб с устройством с обеих сторон участка пересечения колодцев с водовыпусками и установкой в них запорной арматуры.
12.66 При пересечении подземных инженерных сетей с пешеходными переходами следует предусматривать прокладку трубопроводов под тоннелями, а кабелей силовых и связи - над тоннелями.
12.67 Прокладка трубопроводов с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также со сжиженными газами для снабжения промышленных предприятий и складов по селитебной территории не допускается.
Магистральные трубопроводы следует прокладывать за пределами территории населенных пунктов в соответствии со СНиП 2.05.06-85*. Для нефтепродуктопроводов, прокладываемых на территории поселения, следует руководствоваться СНиП 2.05.13-90.
12.68 Прокладку внутриквартальных инженерных сетей при одновременном размещении тепловых, водопроводных сетей, кабелей связи и силовых кабелей напряжением до 10 кВ следует производить в непроходных и полупроходных внутриквартальных каналах.
12.69 При проектировании внутриквартальных инженерных сооружений следует руководствоваться требованиями перехода от типовых решений к индивидуальному проектированию с учетом градостроительной ситуации. В этих случаях минимальные расстояния до жилых и общественных зданий устанавливаются по согласованию с уполномоченным органом санитарно-эпидемиологического контроля.
Примечание. Размещение внутриквартальных инженерных сооружений может быть предусмотрено: в пристройках к зданиям; встроенными в здания; в отдельно стоящих зданиях, на открытых огражденных площадках; у наружных стен зданий или на отдельно стоящих опорах.
13. Инженерная подготовка и защита территории
13.1 Мероприятия по инженерной подготовке следует устанавливать с учетом прогноза изменения инженерно-геологических условий, характера использования и планировочной организации территории.
При разработке проектов планировки и застройки городских и сельских населенных пунктов следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, подтопления, селевых потоков, снежных лавин, оползней, обвалов и других негативных факторов природного происхождения.
213.2 При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.
13.3 На территории населенных пунктов с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских населенных пунктах и на территориях стадионов, парков и других озелененных территориях общего пользования допускается открытая осушительная сеть.
Указанные мероприятия должны обеспечивать в соответствии со СНиП РК 2.03-10-2002 понижение уровня грунтовых вод на территории: капитальной застройки - не менее 2 м от проектной отметки поверхности; стадионов, парков, скверов и других зеленых насаждений - не менее 1 м.
13.5 На участках с высоким стоянием грунтовых вод, подлежащих застройке, необходимо использование следующих мероприятий по достижению нормативного уровня грунтовых вод: понижение уровня грунтовых вод, подсыпку поверхности участка минеральными грунтами, а также сочетанием методов понижения уровня грунтовых вод и подсыпки территории. Толщина слоя подсыпки минеральными грунтами устанавливается с учетом обеспечения требования 13.3 настоящего нормативного документа и необходимого уклона территории для устройства поверхностного стока.
На территории микрорайонов минимальную толщину слоя минеральных грунтов следует принимать равной 1 м; на проезжих частях улиц толщина слоя минеральных грунтов должна быть установлена в зависимости от интенсивности движения транспорта.
13.5 Территории населенных пунктов, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне. Превышение гребня дамбы обвалования над расчетным уровнем следует устанавливать в зависимости от класса сооружений согласно СНиП РК 2.03-10-2002 и СНиП 2.06.01-86.
За расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью: один раз в 100 лет - для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями; один раз в 10 лет - для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений.
13.6 Для защиты существующей застройки в селеопасной зоне необходимо предусматривать максимальное сохранение леса, посадку древесно-кустарниковой растительности, террасирование склонов, укрепление берегов селеносных рек, сооружение плотин и запруд в зоне формирования селя, строительство селенаправляющих дамб и отводящих каналов на конусе выноса.
13.7 На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов.
Территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов, а также устройства парков.
13.8 В городских и сельских населенных пунктах, расположенных на территориях, подверженных оползневым процессам, необходимо предусматривать упорядочение поверхностного стока, перехват потоков грунтовых вод, предохранение естественного контрфорса оползневого массива от разрушения, повышение устойчивости откоса механическими и физико-химическими средствами, террасирование склонов, посадку зеленых насаждений. Противооползневые мероприятия следует осуществлять на основе комплексного изучения геологических и гидрогеологических условий районов.
14. Охрана окружающей среды
14.1 При планировке и застройке населенных пунктов, размещении отдельных объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей среды, следует выполнять требования по обеспечению экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривать мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды. На территории населенных пунктов необходимо обеспечивать достижение нормативных требований и стандартов, определяющих качество атмосферного воздуха, воды, почв, а также допустимых уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений, радиации и других факторов природного и техногенного происхождения.
Рациональное использование и охрана природных ресурсов
14.2 Выбор территории для строительства новых и развития существующих городских и сельских населенных пунктов следует предусматривать на основе утвержденной в установленном порядке документации о комплексных схемах градостроительного планирования территорий в соответствии с градостроительным и земельным законодательством, законодательством о недрах и недропользовании, санитарным, природоохранным [1, 4, 5, 29 и др.] и другим законодательством Республики Казахстан.
14.3 Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения заключения уполномоченного органа по изучению и использованию недр об отсутствии или малозначительности полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения уполномоченных органов по изучению и использованию недр, по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
При необходимости извлечения полезных ископаемых из недр под ранее застроенными площадями (подработка объектов) меры по обеспечению наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых и безопасности подрабатываемых объектов должны устанавливаться в соответствии с требованиями СНиП 2.01.09-91, с соблюдением требований Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» [29] и нормативных документов, регламентирующих порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых.
Пригодность нарушенных земель для различных видов использования после рекультивации следует оценивать согласно ГОСТ 17.5.3.04 и ГОСТ 17.5.1.02.
14.4 При планировке и застройке городов и их пригородных зон следует обеспечивать соблюдение установленных законом «Об особо охраняемых природных территориях» [4] режимных требований особо охраняемых территорий - государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных зоологических и дендрологических парков, ботанических садов, государственных памятников природы и природных заказников, государственных заповедных зон и иных видов особо охраняемых природных объектов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
14.5 Размещение зданий, сооружений и коммуникаций инженерной и транспортной инфраструктуры запрещается:
1) по экологическим требованиям за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий:
на землях заповедников, заказников, природных национальных парков, ботанических садов, дендрологических парков, если проектируемые объекты не связаны с целевым назначением этих территорий;
на землях зеленых зон городов, городских лесов, если проектируемые объекты не предназначены для целей отдыха, спорта или для обслуживания пригородного лесного хозяйства;
в пределах водоохранных зон и полос поверхностных водных объектов;
в первой зоне санитарной охраны источников водоснабжения и площадок водопроводных сооружений, если проектируемые объекты не связаны с эксплуатацией источников;
на земельных участках, уровень загрязнения почв и грунтов которых превышает установленные нормы, без выполнения требований, приведенных в 14.14 настоящего нормативного документа.
2) По требованиям безопасности и возможных экологических последствий:
в зонах охраны гидрометеорологических станций;
в опасных зонах отвалов породы горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, в зонах возможного проявления оползней, селевых потоков и снежных лавин;
в зонах возможного затопления (при глубине затопления 1,5 м и более), не имеющих соответствующих сооружений инженерной защиты;
в охранных зонах магистральных продуктопроводов.
В составе округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов выделяются зоны с различным режимом охраны:
первая зона, на территории которой запрещаются все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий;
вторая зона, на территории которой запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящие их к истощению;
третья зона, на территории которой вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Примечания.
1. Размещение зданий и сооружений в охранных зонах особо охраняемых территорий допускается, если строительство указанных объектов или их эксплуатация не будут угрожать их сохранности. Условия размещения таких объектов устанавливаются при назначении границ охранных зон и режима их хозяйственного использования.
2. Размещение зданий и сооружений и других объектов на особо охраняемых природных территориях производится в соответствии с законодательством Республики Казахстан и экологическими требованиями для данных территорий.
3. Размещение объектов в пределах водоохранных зон осуществляется с учетом Правил установления водоохранных зон и полос [7], а также в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
4. Размещение объектов в пределах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения следует осуществлять в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» [30].
14.6 В пределах пригородных зон городов на землях государственного лесного фонда следует предусматривать формирование зеленых зон.
Территориальная организация зеленых зон городов должна предусматривать разделение на лесопарковую и лесохозяйственную части, выделение мест для отдыха населения и охранных территорий, обеспечивающие выполнение оздоровительных и природоохранных функций леса согласно ГОСТ 17.6.3.01.
Зеленые зоны городов выделяются и организуются на землях государственного лесного фонда, расположенного за пределами черты населенного пункта, с учетом площадей зеленых зон санитарной охраны источников водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, защитных зеленых полос вдоль железных и автомобильных дорог, а также запретных полос леса.
Размеры общей площади зеленых зон в пределах пригородных территорий устанавливаются с учетом процента ее лесистости по ГОСТ 17.5.3.01.
В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение экологических, санитарно-эпидемиологических, рекреационных функций.
Вокруг городских и сельских населенных пунктов, расположенных в безлесных и малолесных районах, следует предусматривать создание ветрозащитных лесных полос, озеленение склонов холмов, оврагов и балок, а также со стороны рек и озер берегоукрепительных лесных полос.
Ширину защитных лесных полос следует принимать не менее, м: для крупнейших и крупных городов - 500, больших и средних городов - 100, малых городов и сельских населенных пунктов - 50.
14.7 Леса зеленых зон городов, зон санитарной охраны, леса курортов, относящиеся к лесам первой группы, должны быть использованы в рекреационных, санитарно-эпидемиологических и оздоровительных целях.
Изъятие под застройку земель гослесфонда (перевод лесных земель в нелесные) допускается только в исключительных случаях в соответствие с Лесным и Земельным кодексами Республики Казахстан [31, 5].
Защита атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод
и почв от загрязнения
14.8 При планировке и застройке населенных пунктов необходимо обеспечивать требования к качеству атмосферного воздуха в соответствии с действующими санитарными нормами. При этом в атмосферном воздухе селитебных территорий не допускается превышение установленных санитарными нормами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, а в рекреационных зонах - 0,8 ПДК. В случае превышения допустимых уровней концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе в застроенных жилых и общественно-деловых зонах следует предусматривать необходимые технологические и градостроительные мероприятия по снижению уровня загрязнения, включая устройство санитарно-защитных зон.
Для объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, должна быть организована санитарно-защитная зона (СЗЗ), минимальный размер которой определяется согласно санитарной классификации производственных объектов и корректируется с учетом прогнозируемых уровней загрязнения. Корректировка прогнозируемых уровней загрязнения осуществляются в соответствии с действующими нормативами по расчету рассеивания в атмосферном воздухе приземных концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах производственных объектов и результатам лабораторных исследований качества атмосферного воздуха.
Жилые, общественно-деловые и рекреационные зоны следует размещать с наветренной стороны (или ветров преобладающего направления) по отношению к производственным предприятиям, являющимся источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также представляющим повышенную пожарную опасность. Предприятия, требующие особой чистоты атмосферного воздуха, не следует размещать с подветренной стороны ветров преобладающего по отношению к соседним предприятиям с источниками загрязнения атмосферного воздуха.
Примечания.
1. Производственные предприятия с источниками загрязнения атмосферного воздуха вредными веществами, требующими после проведения технологических мероприятий устройства санитарно-защитных зон шириной более 500 м, не следует размещать в районах с преобладающими ветрами скоростью до 1 м/с, с длительными или часто повторяющимися штилями, инверсиями, туманами (за год более 30-40%, в течение зимы 50-60% дней).
2. Оценка загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах производится по результатам автоматизированных расчетов, выполняемых по утвержденным программам в соответствии с действующими инструктивными документами градостроительных органов и органов в области охраны окружающей среды.
14.9 При проектировании населенных пунктов должны соблюдаться требования водного законодательства Республики Казахстан, регулирующего водные отношения в целях обеспечения рационального использования водных ресурсов для нужд населения и экологической безопасности.
Мероприятия по защите водоемов, водотоков и морских акваторий необходимо предусматривать с учетом требований Водного кодекса Республики Казахстан [22], санитарных и экологических норм, обеспечивающих предупреждение загрязнения поверхностных вод и регламентирующих предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в водных объектах, расположенных в черте населенных пунктов, а также используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, культурно-бытового водопользования и в рыбохозяйственных целях.
Селитебные территории населенных пунктов следует размещать выше по течению водотоков и водоемов относительно выпусков всех категорий сточных вод, включая поверхностный сток с территории населенных пунктов. Размещение их ниже указанных выпусков допускается при соблюдении СНиП 2.04.03-85, Санитарно-эпидемиологических требований по охране поверхностных вод от загрязнения [32], а также Санитарных правил норм охраны прибрежных вод, морей от загрязнения в местах водопользования населения [33].
Производственные предприятия, требующие устройства грузовых причалов, пристаней и других портовых сооружений, следует размещать по течению реки ниже селитебных территорий на расстоянии не менее 200 м.
14.10 При планировке и застройке населенных пунктов и пригородных зон необходимо предусматривать организацию водоохранных зон и полос на природных водных объектах, размеры и режим использования которых следует принимать в соответствии с Правилами установления водоохранных зон и полос [7] и Правилами согласования, размещения и ввода в эксплуатацию предприятий и других сооружений, влияющих на состояние вод, а также условий производства строительных и других работ на водных объектах, водоохранных зонах и полосах [8], утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан.
В сложившихся и проектируемых зонах отдыха, расположенных на берегах водоемов и водотоков водоохранные мероприятия должны отвечать требованиям ГОСТ 17.1.5.02.
При проектировании населенных пунктов необходимо предусматривать минимальную ширину водоохранных зон по каждому берегу начиная от уреза воды при среднемноголетнем меженном уровне до уреза воды при среднемноголетнем уровне в период половодья (включая пойму реки, надпойменные террасы, крутые склоны коренных берегов, овраги и балки) и плюс следующие дополнительные расстояния:
для малых рек (длиной до 200 км) - 500 м;
для остальных рек:
с простыми условиями хозяйственного использования и благоприятной экологической обстановкой на водосборе - 500 м;
со сложными условиями хозяйственного использования и при напряженной экологической обстановке на водосборе - 1000 м.
Минимальная ширина водоохранных полос определяется с учетом формы и типа речных долин, крутизны прилегающих склонов, прогноза переработки берегов и состава сельхозугодий и для всех водных объектов принимается в размерах согласно таблице 14.1.
Таблица 14.1
Виды угодий, прилегающих к берегам водных объектов | Минимальная ширина водоохранной полосы (м) при крутизне склонов | ||
Уклон от берега (нулевой уклон) | Уклон к берегу | ||
до 3 градусов | более 3 градусов | ||
Пашня | |||
Луга, сенокосы | |||
Леса, кустарник | |||
Прочее (неудобья) |
Размеры водоохранных зон и полос на реках и других водных объектах в пределах влияния населенного пункта могут устанавливаться исходя из конкретных условий их планировки и застройки, по разработанной для них проектной документации при обязательном инженерном и/или лесомелиоративном обустройстве береговой зоны (парапеты, обвалование, лесокустарниковые полосы и т.д.), исключающие засорение и загрязнение водного объекта. На территории городов с острым дефицитом земельных ресурсов для территориального развития размеры водоохранных зон и полос могут быть уменьшены по согласованию уполномоченного органа в области использования и охраны водного фонда и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, охраны, воспроизводства и использования природных ресурсов.
Организация водоохранных зон на реках (магистральных каналах), водоемах не исключает необходимости создания зон санитарной охраны в местах поверхностного и подземного водозабора (вокруг гидротехнических, водозаборных и защитных сооружений у источников питьевого и технического водоснабжения), которые следует устанавливать в соответствии с требованиями СНиП РК 4.01-02-2001 и других СНиП.
На территории прибрежных водоохранных полос запрещаются все виды строительства, хозяйственной и другой деятельности, наносящей ущерб природной среде, кроме водозаборных сооружений, мест отдыха, размещаемых по проектам, согласованным в установленном порядке. В водоохранных зонах:
допускается строительство жилых зданий и баз отдыха, прокладка инженерных коммуникаций по согласованию с природоохранными и архитектурно-градостроительными органами;
запрещается размещение и строительство складов для хранения минеральных и органических удобрений, пестицидов и других ядохимикатов, нефтепродуктов; устройство пунктов техобслуживания и мойки автотранспорта, сельхозтехники и других объектов, загрязняющих природную среду.
14.11 Размещение производственных предприятий в прибрежных защитных полосах водоемов допускается по согласованию с государственным органом в области использования и охраны водного фонда в соответствии с законодательством только при необходимости по технологическим условиям непосредственного примыкания площадки предприятия к водоемам. Число и протяженность примыканий площадок производственных предприятий к водоемам должны быть минимальными.
На территории водоохранных зон и полос не допускается распашки земель, купания и санитарной обработки скота, возведения построек и ведения других видов хозяйственной деятельности, приводящих к истощению водных объектов.
При размещении сельскохозяйственных предприятий на прибрежных участках водоемов и при отсутствии непосредственной связи предприятий с ними следует предусматривать незастроенную прибрежную полосу шириной не менее 40 м.
14.12 Склады минеральных удобрений и химических средств защиты растений следует располагать на расстоянии не менее 2 км от рыбохозяйственных водоемов. В случае необходимости допускается уменьшать расстояние от указанных складов до рыбохозяйственных водоемов при условии согласования с органами, осуществляющими охрану рыбных запасов.
При размещении складов минеральных удобрений и химических средств защиты растений, животноводческих и птицеводческих предприятий должны быть предусмотрены необходимые меры, исключающие попадание указанных веществ, навозных стоков и помета в водоемы.
14.13 В декоративных водоемах и в замкнутых водоемах, расположенных на территории населенных пунктов и используемых для купания, следует предусматривать периодический обмен воды за осенне-летний период в зависимости от площади их зеркала. В декоративных водоемах при площади зеркала до 3 га - 2 раза, а более 3 га - 1 раз; в замкнутых водоемах для купания - соответственно 4 и 3 раза, а при площади более 6-ти га - 2 раза.
В замкнутых водоемах, расположенных на территории поселений, глубина воды в весенне-летний период должна быть не менее 1,5 м, а в прибрежной зоне, при условии периодического удаления водной растительности не менее 1 м. Площадь водного зеркала и пляжей водоемов следует принимать в соответствии с ГОСТ 17.1.5.02.
14.14 Мероприятия по защите почв от загрязнения и их санирование следует предусматривать в соответствии с требованиями предельно-допустимых концентраций химических веществ в почве (ПДК) [34]. Не допускается размещать жилую и общественную застройку на земельных участках, загрязненных радиационно-опасными веществами, тяжелыми металлами и пестицидами. Размещение жилой и общественной застройки допускается только после проведения мероприятий по очистке и обеззараживанию территории, обеспечивающих допустимые по санитарным нормам уровни загрязнения, по согласованию с государственными органами в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Мероприятия по защите подземных вод следует предусматривать в соответствии с санитарными и экологическими требованиями по охране подземных вод.
Защита от шума, вибрации, электрических и магнитных полей,
излучений и облучений
14.15 Допустимые условия шума для жилых и общественных зданий и прилегающих к ним территорий, шумовые характеристики основных источников внешнего шума, порядок определения ожидаемых уровней шума и требуемого их снижения в расчетных точках следует принимать в соответствии с МСН 2.04-03-2005.
14.16 Допустимые уровни вибрации в помещениях жилых и общественных зданий должны соответствовать санитарным нормам допустимых вибраций. Для выполнения этих требований следует предусматривать необходимые расстояния между жилыми, общественными зданиями и источниками вибрации, применение на этих источниках эффективных виброгасящих материалов и конструкций.
При размещении линий метрополитена мелкого заложения расстояния до жилых и общественных зданий устанавливать расчетами уровней вибрации и шума.
14.17 При размещении радиотехнических объектов (метеорологических радиолокаторов, телецентров и ретрансляторов, радиостанций, башен или мачт с установленными на них антеннами, ЛЭП, промышленных генераторов и других объектов, излучающих электромагнитную энергию) следует руководствоваться «Правилами устройства электроустановок Республики Казахстан (ПУЭ)» [24] и Санитарно-эпидемиологическими требованиями к эксплуатации радиоэлектронных средств и условиям работы с источниками электромагнитного излучения [35].
14.18 Обеспечение радиационной безопасности при производстве, обработке, переработке, применении, хранении, транспортировании, обезвреживании и захоронении радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений осуществляется в соответствии с нормами радиационной безопасности (НРБ 99) и Санитарно-эпидемиологическими требованиями по обеспечению радиационной безопасности.
Размещение атомных станций и защита людей от внешнего облучения осуществляется в установленном порядке.
Размещение, проектирование и эксплуатация систем централизованного теплоснабжения от атомных станций осуществляется с учетом Санитарных требований к проектированию и эксплуатации систем централизованного теплоснабжения от атомных станций.
Улучшение микроклимата
14.19 При планировке и застройке городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по улучшению микроклиматических условий поселений (защита от ветра, обеспечение проветривания территорий, оптимизация температурно-влажного режима путем озеленения и обводнения, рациональное использование солнечной радиации и др.). В региональных градостроительных нормативах устанавливаются конкретные требования и параметры застройки с учетом местных природно-климатических условий.