Декабристы. Западники и славянофилы.

21.1. Идеологическая база декабристского движения.

21.2. Декабристские организации.

21.3. Программные документы декабристов: «Русская правда» П.И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьёва.

21.4. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.

21.5. Западничество и славянофильство – либеральное направление русской общественной мысли середины XIX века.

21.1. Идейной основой декабристского движения стала теория «естественного права», сформулированная в XVIII веке французскими просветителями, принципами которого были: неприкосновенность личности, гарантия гражданских и политических свобод, частной собственности, ликвидация сословных привилегий и равенство граждан перед законом, введение представительного типа правления, основанного на принципе разделения властей.

 

21.2. Декабристскими организациями являлись «Союз спасения» (1816 - 1818), «Союз благоденствия» (1818 - 1821) и возникшие на его базе Северное и Южное общества (1821 - 1825). Основными задачами своей деятельности декабристы считали установление в России конституционного типа правления и ликвидацию крепостничества. На начальном этапе – в период деятельности «Союза спасения» - решение поставленных задач планировалось через насилие – путём организации цареубийства; на втором этапе («Союз благоденствия») – путём планомерной просветительской деятельности в массах в целях подготовки передового «общественного мнения». В период существования Северного и Южного обществ вновь был избран насильственный вариант смены существующего строя – путём военного переворота без участия народных масс.

Видными участниками декабристского движения являлись П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьёв, С.И. Муравьёв-Апостол, С.П. Бестужев-Рюмин.

 

21.3. «Русская правда» П. Пестеля и Конституция Н. Муравьёва - итоговые программные документы декабризма. Их сходство: замена абсолютной монархии конституционным типом правления; уничтожение крепостного права и сословного строя; введение гражданских и политических свобод, демократического судопроизводства; сохранение частной собственности на землю. Их различие: форма правления по Пестелю – республика, по Муравьёву – конституционная монархия; государственное устройство по Пестелю – унитарное, по Муравьёву – федеративное; необходимым условием наделения лица политическими правами по Пестелю являлись только половой и возрастной ценз, по Муравьёву – дополнительно имущественный.

 

21.4. Декабристы решили воспользоваться ситуацией междуцарствия, сложившегося в ходе передачи престола после смерти Александра I его брату Николаю I, вывести войска на Сенатскую площадь и заставить Сенат объявить о введении конституционного правления. Слабая организация восстания, безынициативность его вождей позволили правительству стянуть к Сенатской площади верные войска и подавить мятеж 14 декабря 1825 г.

 

21.5. Западничество и славянофильство – либерально-оппозиционные течения русской общественной мысли 30 – 70-х гг. XIX века, теоретической базой которых явилась немецкая классическая философия.

Западничество сложилось к началу 1840-х гг. и было представлено писателями и публицистами А.И. Герценом, Н.П. Огарёвым, В.Г. Белинским, И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, Н.А. Некрасовым, историками Т.Н. Грановским, С.М. Соловьёвым и др. В основе взглядов западников лежала идея необходимости развития России по пути европейской цивилизации с её буржуазно-демократической моделью политической системы. Западники выступали за установление в России конституционной монархии, отмену крепостного права, введение гражданских и политических свобод, гласного судопроизводства. Огромное значение западники придавали деятельности Петра I, поставившего, по их мнению, Россию на единственно правильный европейский путь развития.


Славянофильство, как идейное течение, сложилось одновременно с западничеством. Крупнейшими представителями этого направления являлись А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, С.Т., К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. В отличие от западников, славянофилы отстаивали идею самобытности русской цивилизации, основой которой, по их мнению, являлись самодержавие, православие и крестьянская община. Одной из базовых идей славянофилов являлась идея невмешательства народа в государственные дела, а государства, в свою очередь, в дела общины. Они утверждали наличие в России патриархальных отношений между властью (самодержавием) и обществом, признавая за последним право на свободу мнений, отсюда – их тезисы о необходимости возрождения совещательных Земских соборов, введении свободы слова и печати. Либерализм славянофилов заключался также в неприятии ими крепостного строя и существующей административно-судебной системы. В отличие от западников, славянофилы неоднозначно воспринимали петровские преобразования, полагая ошибочность избранной им европейской политической и культурной модели, ведущей к падению нравов и социальным катаклизмам.