Особенности аудитории многоканальной медиасреды

Начиная с 1970-х годов в центре дискуссий о якобы «беспомощной и пассивной» аудитории время от времени оказываются концепции информационной перегрузки и болезненного пристрастия к информации, причем эти явления, как доказывается, усугубляются с появлением каждой новой коммуникационной технологии.

Из-за этого у людей, занимающих ключевые позиции в компаниях и ответственных за принятие решений, может возникнуть внутренняя психическая травма и конфликт, чувство ухода от реальности, потеря ориентации и фрустрация. Например, опытным путем доказано, что человеческий мозг способен одновременно обрабатывать максимально семь факторов. Вероятно, повышение сложности и скорости принятия решений чревато нарушением этого психологического барьера. Действительно, наблюдения за командирами на поле боя, руководителями производства, авиадиспетчерами подтверждает наличие существенных психологических патологий. Вместе с тем обычные потребители информационных и развлекательных масс-медиа находятся в прямо противоположном положении. Хотя порой и возникает социальная потребность быть в курсе событий или прочитать бестселлер и посмотреть популярные программы, параллель с рабочей обстановкой явно натянута.

Большинство людей не испытывают перегрузку под воздействием расширяющегося арсенала СМК. Напротив, они охотно принимают новые медиа и с энтузиазмом приветствуют расширение выбора. Медиаповедение — добровольное поведение, люди сами идут на контакт с медиа. Дело в том, что со временем у человека вырабатывается так называемое избирательное внимание. Ежедневно каждый член аудитории подвергается воздействию в среднем 1600 рекламных объявлений, но реагирует — необязательно положительно — всего на 12. Мозг, по утверждению медиков, обладает замечательной способностью фильтровать сигналы. Осознанно он реагирует только на один раздражитель из миллиона, воздействующих на органы чувств.

Более того, в среде менеджеров крепнет мнение, что информация в онлайновом режиме, а также электронная почта и Интернет становятся самыми важными средствами преодоления информационной перегрузки. Откуда следует, что новые коммуникационные технологии теперь воспринимаются не как негативные факторы, а как инструменты эффективного управления информацией.

Ограниченная способность типичного медиапотребителя вспомнить большую часть информационного потока позволяет предположить, что воздействие на него потоков сообщений не столько велико. Сводные результаты систематических исследований не подтверждают, что медиа действительно побуждают людей покупать товары, которые им не нужны, существенно менять свои убеждения или голосовать за сильно разрекламированных политических кандидатов. Хотя немало людей придерживается противоположной точки зрения.

Другая сторона информационной перегрузки — формирование у людей болезненной зависимости или, говоря языком психологов, аддикции. Было бы ошибкой считать, что заболевания, вызванные действием информации, появились только сейчас и связаны с новыми масс-медиа. Заболевания, обусловленные сигнальным, т.е. информационным, значением раздражителя, относятся к обратимым нарушениям нервной деятельности, спровоцированным психическими травмами.

В настоящее время активно обсуждается и исследуется феномен «(нарко)зависимости от Интернета», или Интернет-аддикции (Internet Addiction Disorder, или IAD), когда люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя большую часть дня в виртуальной реальности. Исследователи отмечают, что большая часть интернет-зависимых пользуются сервисами, связанными с общением именно благодаря возможности сохранить анонимность личности. Интернет является удобным средством ухода от действительности. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Психологи, изучающие проблему зависимости от Интернета, выявили глубокую заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность «аддикта», т.е. черты, характерные для субъекта, увлеченного процессом познания, испытания себя или творчества.

Типичных пользователей масс-медиа нельзя назвать пассивными и не так-то просто сбить с толку какими-либо сообщениями, чаще всего им недостает внимательности и настойчивости. Повседневное аккумулирование информации и идей из средств массовой информации — это обычный процесс, не требующий сосредоточенности. Люди включают компьютер, телевизор, радиоприемник, берут в руки газеты, не зная наверняка, что они захотят узнать и как это сделать. Во время привычного процесса чтения газет или просмотра ТВ и прослушивания радиопрограмм людям все равно, получат ли они информацию или развлечения. Таким образом, опасения относительно информационной перегрузки, по крайней мере, в контексте массовых коммуникаций, по-видимому, преувеличены.

Как утверждают специалисты, на протяжении многих десятков лет в медиа наблюдаются две глобальные, иногда противоборствующие тенденции: «аудитория — объект манипуляции» и «аудитория — соучастник и партнер информационного процесса». Исторически наиболее продуктивной, перспективной видится вторая Своевременность теоретического осознания этого процесса является необходимым условием цивилизованного развития как традиционных, так и новых медиа.

Резюме

1. Современный период в исследованиях массовой коммуникации характеризуется пересмотром старых концепций и разработкой новых. Несмотря на большие успехи в области передачи и хранения информации, компьютеризованные системы не представляют собой массовую коммуникацию в традиционном смысле, т.е. критическая масса адептов еще не достигнута.

2. С помощью теорий социального присутствия и обильности средства массовой коммуникации исследователи изучают модели использования компьютерной коммуникации для того, чтобы объяснить межличностное влияние.

3. Самым революционным в новых коммуникационных технологиях считается их интерактивный характер, из-за которого ученые вынуждены пересматривать привычные методы исследований, отказываясь от линейных моделей эффектов масс-медиа. Усиление тенденций глобализации, демассовизации, конгломерации и конвергенции, стимулируемых новыми коммуникационными технологиями, приводит к размыванию границ между разными медиа.

4. Что касается аудитории, то «новая» мало чем отличается от «старой».

5. В современных условиях взаимодействие интерактивного типа становится доминирующим, оно не отрицает традиционную журналистику, но создает новый тип информационных отношений.

6. Круглосуточное информационное вещание накладывает определенный отпечаток на деятельность журналиста. Конкуренция в области новостей заставляет постоянно искать «горячую» информацию, чтобы подогревать интерес аудитории.

7. Использование современной техники для сбора и передачи информации, а также компьютерной коммуникации дает основание говорить о появлении кибержурналистики.

8. Процесс появления новых жанров находит неоднозначную оценку как в журналистской, так и научной среде.