Европа: цивилизационные приоритеты.

Способ преодоления последствий существования теоремы Геделя породил принципиальную неустойчивость европейского менталитета. Согласовать реальность и свои представления о ней европеец мог только динамически: постоянно отказываясь от одних догм в пользу других. Картины мира, сосуществующие в его психике, боролись между собой: их внутренняя противоречивость раскалывала психику, их несоответствие внешнему миру, преодолеваемое сознательно, - конструировало личность - верховного арбитра между конкурирующими эгрегорами. На Востоке человек ощущает себя частью целого, именуемого "природа". Но Юге - человек часть целого под названием "религия". На Западе человек прежде всего индивидуален и суверенен, и лишь потом является элементом системы (как бы она не называлась: семья, церковь, государство...)

Глубочайший индивидуализм, проистекающий из необходимости непрерывного выбора, усугубил у европейца эволюционно доминирующий эгоизм (и без того свойственный крупным приматам, к которым относится вид homo). Это - в совокупности с необходимостью жить коллективно - привело европейца к несбалансированной агрессивности. Психика расслоена у всех людей, и, поскольку это расслоение исторически очень давнее, оно у всех носит в общем-то фрейдовский характер. Но лишь у европейца противоречие между сознанием и подсознанием строго антагонистичнно, и структура психики является чисто фрейдовской.

Фрейдовская структура психики - при одинаковом у обоих полов стремлении к свободе (как естественной форме существования личности) породили сексуальную ориентированность культуры Запада. В отличие от утонченного секса Востока и крайне неравноправного секса Юга, секс на Западе - грубый и агрессивный - не средство продолжения рода, не средство получить удовольствие, даже не способ продемонстрировать свою власть. Секс способ существования. Довольно смешно читать высказывания европеек-феминисток о "мужском мире". Европейский мир ориентирован на секс и, следовательно, подчинен женщине, как более сексуально свободной . Все, что делает мужчина в своей жизни, он делает ради женщины (одной или многих, конкретной или абстрактной...) Обратное же верно не всегда.

Сексуальная ориентированность культуры сама по себе приводит к агрессии и неустойчивости, замыкая цепочку обратной связи. Противоречие между мужским и женским началом (не путать с инь и янь - эти понятия в Европу "не завозили", равно как и карму), являясь основным источником движения, способствовало развитию не только чувственности, но и интеллекта - в специфически европейском понимании этого термина. Интеллекта, как индивидуальности.

Агрессивность породила пассионарность. Противоречие между эгрегорами, воспринимаемое, как противоречие между желаниями и реальностью, решалось движением. Прежде всего - движением в физическом пространстве - экспансией. Три волны: крестовые походы, завершившие собой период "отката" цивилизации после гибели Рима и положившие начало Возрождению, эпоха географических открытий, связанная прежде всего с испанской конкистой, и создание - под флагом Британской империи - общепланетной транспортной сети в XIX столетии. Затем - движением в понятийном пространстве: искусство и наука. Наконец, в пространстве индивидуальных решений, в эмансипации человека, освобождении его от всех форм зависимости - процессе, столь ярко проявившемся в "веке философии" и Великой Французской Революции.

Итак, основой европейского миропорядка является личность, индивидуальность, свобода. Главной конкретной ценностью - секс. Ведущие абстрактные ценности развитие - в формах экспансии, чувствования или познания. Основополагающие философские понятия - время и производная по времени (скорость). Европейская цивилизация ориентирована во времени.