Понятие про первоначальные летописи, летописные своды, их редакции, протографы.

Основным источником древней и средневековой истории Украины являются летописи. Это один из источниковедческих источников в виде рассказов, в которых события отображаются, как правило в хронологическом порядке. Правда, некоторые из них, например первоначальный текст «Галицко-Волынской летописи» (ХШв.), был без датирования по годам.

Украина имеет старейшие собственные летописные традиции, заложенные ещё на рассвете возникновения письменности на Руси. Создавались они в Киеве, Переяславле, Владимир_Волынске, Галиче, Львове, Чернигове и др. В разное время возникало несколько разновидностей летописей:

- княжеские летописи; - городские летописи, которые создавались в др. городах и монастырях; - казацкие летописи.

До нашего времени дошла сотня списков древнерусских и казацких летописей, но самая древняя из них сбереглась только в поздних списках, т.е. они собраны их предыдущих списков. При их создании летописцы использовали произведения своих предшественников, зарубежные хроники, Библию, жития святых, сказания, устные пересказы (легенды), собственные наблюдения. Ценность летописей как источников растёт, в следствие того, что с древних времён в них в полном объёме или в отрывках содержались документы, которые не дошли до нас в оригинале. Первым из них были договоры киевских князей с Византией, составленные в Х в.

Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. Текст «Повести временных лет» охватывает длительный период - с древнейших времен до начала второго десятилетия XII в. Это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией.

В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118г. (Ипатьевский и близкие ему списки). Обычно это связывают с неоднократным редактированием Повести.

Сличение обеих редакций привело к выводу, что в Лаврентьевской летописи сохранился текст первой редакции, осуществленной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром. Текст статей 6618-6626гг. связывается со второй редакцией ПВЛ, проведенной, видимо, при старшем сыне Владимира Мономаха новгородском князе Мстиславе. Одновременно указание на то, что автором Повести был какой-то монах Киево-Печерского монастыря, Нестор. По мнению Шахматова, летопись, которую принято именовать Повестью временных лет, была создана в 1112г. Нестором – предположительно автором двух известных агиографических произведений - Чтений о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского.

Летописные своды, предшествовавшие Повести временных лет: в составе Новгородской I летописи сохранился текст летописного свода, предшествовавшего ПВЛ. ПВЛ предшествовал свод, который Шахматов предложил назвать Начальным. Исходя из содержания и характера изложения летописи, его было предложено датировать 1096-1099гг. По мнению исследователя, он-то и лег в основу Новгородской I летописи.

Новгородские своды XI в.: вместе с Киево-Печерским сводом 1074 г. (так называемый свод Никона) он лег в основу Начального свода. В основе новгородского свода третьей четверти XI в., как полагал А.А. Шахматов, лежали Древнейший киевский свод 1037 г. и какая-то более ранняя новгородская летопись 1017 г., составленная при новгородском епископе Иоакиме.

Устные источники в составе ПВЛ: под 1096 г. летописец упоминает новгородца Гюряту Роговича, рассказавшего ему югорскую легенду о народах, живущих на краю земли в «полунощных странах».

Иностранные источники Повести временных лет: Значительную часть их составляют зарубежные хроники, прежде всего греческие. Наиболее многочисленны заимствования из перевода Хроники Георгия Амартола. Сама Хроника была создана около 867 г. и охватывала всемирную историю от Адама до смерти византийского императора Феофила (812 г.). Из Хроники были заимствованы сведения, связанные с историей славян, и прежде всего с первыми походами Руси на Константинополь.

Другим важным источником Повести стал Летописец константинопольского патриарха Никифора (806-815 гг.), который содержал хронологический перечень важнейших событий всемирной истории, доведенный до года смерти автора (829 г.). Еще одним важным источником Повести, по мнению А.А. Шахматова, поддержанному рядом исследователей, стал какой-то не дошедший до нашего времени Хронограф особого состава. В него входили фрагменты уже упоминавшейся Хроники Георгия Амартола, а также греческих хроник Иоанна Малалы, Хроника Георгия Синкелла и Пасхальная хроника.

Использовался в Повести и текст еврейского хронографа Книга Иосиппон, составленного в южной Италии в середине X в. В основе - латинский перевод «Иудейских древностей»и пересказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Основным источником образных представлений первых русских летописцев были произведения сакрального характера, прежде всего Священное писание. Для составления летописей широко привлекалась и апокрифическая литература, которая в XI-XII вв. бытовала наряду с богослужебными книгами. Использовалось составителем Повести и Житие Василия Нового - греческое агиографическое произведение.

Внутренняя структура: ПВЛ состоит из недатированного «введения» и годовых статей разного объема, содержания и происхождения. Эти статьи могут иметь характер 1) кратких фактографических заметок о том или ином событии, 2) самостоятельной новеллы, 3) части единого повествования, разнесенного по разным годам при хронометрировании первоначального текста, не имевшего погодной сетки, и 4) «годовых» статей сложного состава.