Нормативные акты в системе источников советского социалистического права
Политические директивы: решения съездов и пленумов ЦК ВКП(б)—КПСС, Политбюро и Секретариата ЦК, а затем и личные указания, резолюции, записки секретарей ЦК, в первую очередь И. Сталина, — предрешали издание государственных нормативных документов, которые регламентировали деятельность органов госбезопасности, революционных и военных трибуналов, предоставляли им различные полномочия (в том числе в противоречие с законами), предписывали определенную политическую линию.
Надо заметить, что начиная с 30-х гг. не было ни одного случая, чтобы репрессивная политика обсуждалась коллегиальными высшими органами государственной власти: Съездом Советов, ВС СССР или Верховными Советами союзных республик. Все нормативные акты, относящиеся к работе органов госбезопасности, общей и военной юстиции, прокуратуры, по политическим делам сводились к постановлениям ВЦИК и ЦИК СССР, Президиума ВС СССР или Совнаркома -- СМ СССР, а также самих ведомств (ВЧК—ОГПУ—НКВД, Нарком-юста, Прокуратуры). С течением времени стали издаваться и совместные постановления ЦК ВКП(б) и СМ СССР, которые можно отнести одновременно и к политическим директивам, и к нормативным правовым актам.
Остановимся на основных нормативных актах.
Первым нормативные актом, относящимся к созданию органов политической юстиции, является постановление СНК от 7 декабря 1917 г. об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем, которым определялся персональный состав комиссии и названы ее основные задачи: пресекать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажнические попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили; предавать суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и вырабатывать меры борьбы с ними; вести предварительное расследование, поскольку это необходимо для пресечения действий контрреволюционеров и саботажников. ВЧК имела также право конфисковать имущество, выдворять из определенной местности, лишать продовольственных карточек, публиковать в печати списки «врагов народа» и т. д.[234] Функции ВЧК были определены этим постановлением не исчерпывающе. ВЧК была органом не только оперативно-розыскной работы, но и следствия, а также исполнения некоторых административных санкций. Рассмотрение уголовных дел о контрреволюционных преступлениях относилось к ведению революционных трибуналов. Таким образом, постепенно стал создаваться аппарат политической юстиции, завершение формирования которого относится к началу 30-х гг.
Декретом СНК от 22 ноября 1917 г. «О суде» наряду с народными судами были созданы революционные трибуналы «для борьбы против контрреволюционных сил... а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц». Заседатели революционных трибуналов избирались Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. При трибуналах образовывались следственные комиссии[235]. В Инструкции НКЮ от 19 декабря 1917г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний», получившей название «указы Штейнберга»[236], детализировался перечень преступлений, подсудных ревтрибуналу, и устанавливались наказания, которые он мог назначать: штраф, лишение свободы, удаление из отдельных местностей или из России, общественное порицание, объявление врагом народа, конфискация имущества, обязательные общественные работы[237].
Через полгода (16 июня 1918 г.) НКЮ установил, что ревтрибуналы в выборе мер борьбы с контрреволюцией, саботажем и прочим «не связаны никакими ограничениями, за исключением случаев, когда в законе определена мера в выражениях: «не ниже» такого-то наказания»[238]. Этот принцип затем неоднократно подтверждался.
С 21 февраля 1918 г. резко расширяются права ВЧК в области применения наказаний. Декрет СНК «Социалистическое отечество в опасности» установил, что «неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления»[239]. Это право ВЧК первоначально распространялось на местности, объявленные на военном положении, но затем стало общим правилом. Таким образом, ВЧК очень скоро объединила в себе четыре функции уголовной юстиции, обычно разделяемые между различными ведомствами: розыск подозреваемого, предварительное расследование дела, судебное или «квазисудебное» его рассмотрение и исполнение наказания.
В действительности разделение функций розыска преступника, проведения расследования, суда и исполнения наказания имеет принципиальное значение с точки зрения обеспечения законности и охраны прав личности, обеспечивается контроль одного юридического ведомства другим. Ошибки, допущенные при розыске и задержании подозреваемого, могут быть исправлены на предварительном следствии; в свою очередь, следственные материалы проверяются судом. Органы, исполняющие наказание, должны быть независимы от всех других — не их дело вмешиваться в расследование или судебное рассмотрение дела. Интересам контроля служит обжалование приговора и пересмотр его в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.
В системе госбезопасности, как она сложилась с первых, своего существования, все было соединено. Это был единый репрессивный аппарат, который постепенно расширял поле свое? деятельности и переходил ко все более террористическим методам работы. Соединяя розыск, следствие[240], подобие суда и осуществление репрессий, он в известной степени конкурировал лишь с революционными трибуналами (впоследствии — трибуналами МВД—МГБ и военными судами (трибуналами).
Последующее расширение полномочий ВЧК произошло в результате принятия декрета СНК от 5 сентября 1918 г. о «красном терроре»[241] ВЧК приобрела полномочия изолировать классовых врагов в концентрационных лагерях, расстреливать лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам, с опубликованием имен расстрелянных и оснований применения к ним этой меры.
В феврале 1919 г. высшее партийное и советское руководство попыталось несколько сузить репрессивные полномочия ВЧК. В постановлении ВЦИК «О праве вынесения приговоров ВЧК и революционными трибуналами»[242] их функции были разграничены: «право вынесения приговоров по всем делам, возникаемым в чрезвычайных комиссиях, передается реорганизованным трибуналам», а «при наличии вооруженного выступления (контрреволюционных, бандитских и т. п.) за чрезвычайными комиссиями сохраняется право непосредственной расправы для пресечения преступлений». Такое же право было дано чрезвычайным комиссиям и в местностях, объявленных на военном положении. ВЧК могла также заключать арестованных в концентрационные лагеря.
Установлено, что революционные трибуналы состоят из трех членов, избираемых на месячный срок губернскими исполкомами или городскими советами. Суд должен назначаться не позже чем через 48 часов после окончания следствия. Вызов или невызов свидетелей, равно как допущение или недопущение защиты и обвинения при рассмотрении дела, зависели от самого трибунала. «Трибуналы ничем не связаны в определении меры наказания. Приговоры трибунала не подлежат обжалованию в апелляционном порядке».
В мае 1920 г. были созданы революционные военные трибуналы, рассматривающие в основном дела о военнослужащих[243].
Спустя год с небольшим постановлением ВЦИК и СТО от 29 мая 1920 г.[244] соотношение между ВЧК и революционными трибуналами было изменено в пользу ВЧК: ей и ее органам на местах были предоставлены права военных революционных трибуналов «в отношении всех преступлений, направленных против военной безопасности республики (взрывы, поджоги, измена, шпионаж, спекуляция военных мероприятий)». Высшая мера наказания — расстрел, формально отмененная 17 января 1920 г., была вновь введена. Все эти полномочия, несмотря на окончание Гражданской войны, фактически сохранились за ВЧК и впоследствии заменившими ее органами (ОГПУ, НКВД).
Политическая юстиция в СССР претерпевала бесконечные реорганизации и то расширяла, то сокращала свои функции и сферу полномочий, меняла названия входящих в нее учреждений. Эти изменения, как правило, вызывались различными событиями экономического (нэп, коллективизация), военного, международного или внутрипартийного характера и диктовались сверху. Но нередко они инициировались и снизу, отдельными ведомствами: НКВД, Прокуратурой, реже Верховным судом, возникая в недрах соответствующих аппаратов, считавших своевременным так или иначе скорректировать карательную политику. Заметим, что эти аппараты, особенно если принять во внимание обширную национальную периферию, отнюдь не представляли собой «монолита», а состояли из самых разных людей и группировок, выражающих как общие, так и местные интересы, занимавших и крайне непримиримые, и более либеральные позиции, — разумеется, в жестких рамках общих политических установок. Во второй половине 30-х гг. Сталин стал преодолевать всякие проявления местнических и национальных тенденций, в том числе и в первую очередь — в системе политической юстиции. Окончание Гражданской войны давало реальную возможность изменить правовую политику в стране, отказаться от чрезвычайных мер, перейти к мирным методам политической, хозяйственной, идеологической деятельности. Но этого не произошло. Репрессивные методы хотя поначалу, особенно в период нэпа, несколько сократились, но вскоре возобновились с еще большей активностью. Отечественные и зарубежные авторы по-разному объясняют это обстоятельство, в том числе говорится, что широкие репрессии последующих лет преследовали ряд целей: создать массовую «армию» для применения дешевого труда заключенных, изъять из общества потенциальных противников сталинской социальной и экономической политики, укрепить дисциплину в партийно-государственном и хозяйственном аппаратах, мобилизовать массы на скорейшее решение экономических задач (коллективизация, индустриализации и т. д.) и подавить всякое инакомыслие, пресечь деятельность иностранных разведок внутри страны и проч.[245]
В принципе принимая такое объяснение, сделаем замечание. Единого замысла или плана, включавшего все эти элементы, никогда не существовало. Разные цели появлялись и изменялись по ходу исторических событий начиная с 20-х и кончая 50-ми гг. На первом месте среди них были изоляция, подавление и уничтожение классовых (реальных и потенциальных) противников «строительства социалистического общества», и эти цели, конечно, тоже модифицировались в зависимости от конкретной исторической обстановки.
Так, обстановка в период нэпа сказалась на принятии постановления ВЦИК от 6 февраля 1922 г. об упразднении ВЧК и образования при НКВД ГПУ[246]. Оно определяло задачи и правовой статус этого органа. ГПУ создавалось для подавления открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма; принятия мер охраны и борьбы со шпионажем; выполнения специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК по охране революционного порядка и др. Ему предоставлялись права производства обысков, выемок и арестов. Далее говорилось, что «впредь все дела о преступлениях, направленных против советского строя или представляющих нарушение законов РСФСР, подлежат разрешению исключительно в судебном порядке ревтрибуналами или народными судами по принадлежности» (п. 8).
Таким образом, ГПУ поначалу не получило права внесудебной репрессии. Но 10 августа 1922 г. издан декрет ВЦИК «Об административной высылке»[247], которым эта мера устанавливалась «в целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям». Она применялась особой комиссией при наркоме внутренних дел. По сути дела, речь шла не о высылке, а о ссылке, потому что в соответствующем решении должны были указываться «район высылки и время ее» (не более трех лет). Высланные лишались избирательных прав и поступали под надзор местного органа ГПУ.
В этот же период времени подверглись высылке за границу виднейшие российские философы, литераторы, художники, не совершившие никаких преступлений против советской власти, хотя и не сочувствовавшие ей.
В 1922 г. были приняты первые уголовный и уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. Это имело важное значение для создания основ правопорядка в сфере борьбы с преступностью. Но репрессивная система ВЧК—ГПУ—ревтрибуналов принятием кодексов практически не была затронута. В то же самое время (16 октября 1922 г.) ВЦИК принял постановление о борьбе с бандитизмом[248], в котором говорилось: «Предоставить ГПУ право внесудебной расправы вплоть до расстрела в отношении всех лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях», а также «право высылать и заключать в лагерь принудительных работ» лиц, признаваемых социально опасными, в том числе деятелей антисоветских политических партий. Были ограничены функции прокурорского надзора по политическим делам. ГПУ получило также право вынесения «внесудебных приговоров» по делам о должностных преступлениях самих сотрудников ГПУ. Об этом уведомлялся нарком юстиции, а в назначении наказания сотрудникам ГПУ участвовал прокурор республики или его помощник.
Новшество состояло в том, что при слушании дел о политических преступлениях и шпионаже в состав суда обязательно входили представители ГПУ, а материалы этих дел после рассмотрения возвращались для хранения в архивы ГПУ.
Новое постановление Президиума ЦИК СССР о борьбе с бандитизмом было принято 9 мая 1924 г. ОГПУ были подчинены в оперативном отношении органы милиции и уголовного розыска. Уполномоченные ОГПУ получили «право внесудебной расправы в отношении бандитов и их пособников», вклкь чая высылку, направление в лагерь и расстрел.
В 1926 г. ЦИК СССР предоставил право ОГПУ запрещать после отбытия ссылки или заключения в лагере возвращаться выдворенным лицам в Москву или Московскую губернию[249]. В том же году Президиум ЦИК СССР предоставил Особому совещанию при ОГПУ право внесудебной расправы, вплоть до расстрела, по отношению к лицам, уличенным в контрабанде или насилии над пограничной охраной[250]. В 1927 г. тот же орган разрешил ОГПУ «рассматривать во внесудебном порядке, вплоть до применения высшей меры наказания и опубликования в печати, дела по диверсиям, поджогам, пожарам, взрывам, порче машинных установок как со злым умыслом, так и без оного»[251]. Наконец, в этом же году право внесудебного рассмотрения дел, вплоть до применения расстрела, было распространено на белогвардейцев, шпионов и бандитов[252].
Таким образом, к началу массовых репрессий 30—40-х гг. карательный аппарат политической юстиции, включая революционные и военные трибуналы, был уже полностью создан, отлажен и имел большой опыт практической деятельности. Оставалось только использовать его для фабрикации дел в отношении несуществующих, вымышленных противников режима, как членов ВКП(б), так и беспартийных представителей интеллигенции, рабочего класса и крестьянства.
Первыми актами этого «большого террора», как полагают В. Кудрявцев и А. Трусов, надо считать постановление ЦИК СССР об ответственности за измену Родине (8 июня 1934 г.)[253] и постановление ЦИК и СНК СССР о порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов[254], принятое в день убийства Кирова — 1 декабря 1934 г. Этим постановлением устанавливался срок ведения следствия в 10 дней, дела рассматривались в суде без участия сторон. Обжалование не допускалось, как и подача ходатайства о помиловании, приговор к расстрелу приводился в исполнение немедленно. В 1937 г. аналогичный порядок был установлен по делам о вредительстве, диверсиях и контрабанде. Именно по этим обвинениям была впоследствии осуждена основная масса людей, не причастных ни к упомянутым, ни к другим преступлениям[255].
Еще в июле 1934 г. было упразднено ОГПУ, а на его базе создан общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД СССР), объединивший функции политической и криминальной оперативной и следственной работы с управлением лагерями и тюрьмами. В его ведение также входили: внешняя разведка, командование внутренними и конвойными войсками, паспортный, пограничный и таможенный контроль, пожарная охрана и др. В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два союзных наркомата — НКВД и НКГБ, но в июле того же года оба ведомства были опять объединены. Вновь НКГБ был выделен из состава НКВД 14 апреля 1943 г., а 5 марта 1953 г. МГБ[256] было ликвидировано и объединено с МВД.
Когда начались массовые репрессии, ни суды, ни Особое совещание при НКВД уже не могли справляться с огромным количеством дел. В 1930 г. приказами НКВД СССР были организованы «тройки», а затем и «двойки» для внесудебного рассмотрения дел на бывших кулаков, членов антисоветских партий, белогвардейцев, жандармов и чиновников царской России, бандитов, реэмигрантов, участников антисоветских организаций, церковников, сектантов и др. Активно работали Военная коллегия Верховного суда, трибуналы войск НКВД и военные трибуналы, рассматривавшие дела о вымышленных государственных преступлениях. Вся эта практика, противоречившая не только элементарным принципам права, но и провозглашенным принципам «социалистической законности», реализовалась преимущественно на основе партийных директив, инструкций и приказов руководителей ведомств. К ним относились, в частности, санкционированные Политбюро и подписанные Ежовым приказы НКВД 1937 г. о проведении массовых репрессий.
Обратимся к принципиально важному документу — постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия».
Основная причина его состояла в том, что репрессивные задачи, поставленные партийным руководством в конце 20-х — начале 30-х гг., к этому времени уже были выполнены. К тому же репрессии, развернувшиеся после убийства Кирова, приняли такой размах, что привели к параличу управленческого, а частично и партийного аппарата. Возникла угроза выхода органов госбезопасности из-под высшего партийного контроля.
Постановление отмечало, что «за 1937—1938 гг. под руководством партии органы НКВД проделали большую работу по разгрому врагов народа… и шпионско-диверсионной агентуры иностранных разведок». Однако далее в нем содержалась критика в адрес органов госбезопасности, военной юстиции и прокуратуры, в основном за «упрощенное ведение следствия и суда». Оказывается, «враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся в органы НКВД... старались всячески запутать следственные и агентурные дела, сознательно извращали советские законы, проводили массовые и необоснованные аресты, в это время спасая своих сообщников, в особенности засевших в органах НКВД».. Порицался такой порядок, при котором «следователь ограничивается получением от обвиняемого признания своей вины и совершенно не заботится о подкреплении этого признания необходимыми документальными данными». Отмечалось, что не всегда ведутся протоколы допросов или они составляются необъективно. Работа органов прокуратуры сводится «к простой регистрации и штампованию следственных материалов». Всем этим «умело пользовались пробравшиеся в органы НКВД и Прокуратуры... враги народа. Они сознательно извращали советские законы, совершали подлоги, фальсифицировали следственные документы... создавали с провокационной целью «дела» против невинных людей...»[257].
Постановление запрещало «производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению». Были ликвидированы «судебные тройки» при НКВД, а также при управлениях милиции. Все дела полагалось передавать по подсудности на рассмотрение судов или Особого совещания при НКВД СССР. Было предписано восстановить прокурорский надзор за следствием и дознанием.
Постановление 1938 г. ознаменовало собой спад кампании массовых репрессий 30-х гг. Но судебный и внесудебный террор в полной мере ликвидирован не был; сохранился без существенных изменений аппарат органов государственной безопасности, прокуратуры, военной юстиции. Не особенно изменились и методы их работы. На смену Ежову в качестве наркома внутренних дел пришел Берия, а в 1945 г. - Круглов. НКГБ (МГБ) в 1943—1953 гг. возглавляли Меркулов, Абакумов и Игнатьев. Именно при них, с их участием и под их руководством в 40—50-е гг. имели место Катынская трагедия, дело «Еврейского антифашистского комитета», «Ленинградское дело», «дело врачей» и др. Террор, хотя и в меньших масштабах, продолжался. Продолжилась и традиция чистки органов. В 1951 г. был арестован министр госбезопасности Абакумов. (Расстрелян в 1954 г., уже после смерти Сталина.)