Влияние Октябрьской революции на государственно-правовое развитие России
Октябрьская революция открыла новую эру в истории человечества. Ее значение состоит в том, что она впервые в истории человечества отстранила от власти прежние господствующие классы и, формально утвердив в этой роли класс угнетенных и эксплуатируемых, наделе установила диктатуру коммунистической партии.
Революция отобрала средства производства у помещиков и капиталистов и превратила их в общественную собственность, в обезличенное достояние трудящегося народа, противопоставив, таким образом, буржуазной собственности собственность государственную, социалистическую. Она положила начало ликвидации эксплуатации человека человеком, но созданием «государственного капитализма» породила эксплуатацию человека государством.
Победа Октябрьской революции коренным образом изменила международное и внутреннее положения России.
Одним из важнейших результатов победы Октябрьской революции явилось изменение положения большевистской партии в стране. Коммунистическая партия стала правящей, превратилась в руководящую и организующую силу государства и фактически установила свою диктатуру. Это означало, что программа РКП(б) теперь стала руководящим началом внутренней и внешней политики правительства. Программные требования коммунистов превращались в практические мероприятия государственной политики. Авторитет партии неизмеримо вырос, теперь партийные решения подлежали обязательному, неукоснительному и беспрекословному выполнению. Малейшая критика партии, ее решений и деятельности ее функционеров незамедлительно пресекалась и каралась.
Октябрьская социалистическая революция утвердила за советским пролетариатом роль признанного авангарда угнетенных и эксплуатируемых масс всего мира в борьбе за свержение капитализма, за социалистическое преобразование общества. Международное значение Октябрьской революции состоит, прежде всего, в том, что она, прорвав фронт мирового империализма, низложила буржуазию в одной из самых больших капиталистических стран и установила в ней господство пролетариата, она открыла во всемирной истории эпоху пролетарских революций, расколов мир на два лагеря, создала в лице страны пролетарской диктатуры базу мирового революционного движения, на руководство которым претендовала Коммунистическая партия (РКП(б), ВКП(б), КПСС).
Но если исходить из конечного результата, постигшего все, что было создано в ходе Октябрьской революции, то, думается, небесполезно было бы обратиться к анализу этого вопроса Троцким и его предвидению бесславного конца идеи социализма и пролетарской диктатуры. Может быть, именно в этом предвидении-пророчестве и была причина той ненависти, которую питал к нему Сталин. На склоне дней Троцкий допрашивал себя о смысле и цели своей жизни и борьбы и, больше того, борьбы нескольких поколений борцов, коммунистов и социалистов. Не рассыпалось ли целое столетие революционных усилий в пыль? Снова и снова он возвращается к тому факту, что рабочие не свергли капитализм где-либо за пределами России. Снова и снова он обозревает длинную и унылую цепь поражений революции между двумя мировыми войнами. И он вынужден прийти к выводу: если к этому списку добавятся новые крупные поражения, тогда вся историческая перспектива, нарисованная марксистами, действительно окажется под вопросом. В этой связи он сделал одно из чрезвычайно сильных и гиперболических заявлений, которые время от времени исходят от любого большого полемиста и человека действия, но которые буквально ведут к бесконечному смятению. Он заявил, что окончательная проверка рабочего класса, социализма и марксизма близка. Она придет со Второй мировой войной. Если война не приведет к пролетарской революции на Западе, тогда на место умирающего капитализма действительно придет не социализм, а новая бюрократическая и тоталитарная система эксплуатации. Если рабочий класс Запада сможет захватить власть, но затем окажется неспособным удержать ее и сдаст ее привилегированной бюрократии, как сделали русские рабочие, тогда будет действительно необходимо признать, что надежды, возлагаемые марксизмом на пролетариат, тщетны. Тогда подъем сталинизма в России тоже предстанет в новом свете: «Мы будем вынуждены признать, что [сталинизм] коренится не в отсталости страны и не в капиталистическом окружении, а в неспособности пролетариата по своей природе стать правящим классом. Тогда придется констатировать; бросив ретроспективный взгляд, что нынешний СССР был предтечей новой и всеобщей системы эксплуатации... Как ни тяжела эта перспектива, если международный пролетариат действительно окажется неспособным выполнить свою миссию... ничего не останется, как открыто признать, что социалистическая программа, основывающаяся на внутренних противоречиях капиталистического общества, превратилась в утопию»[40].
Он продолжает: «Самоочевидно, что [если марксистская программа окажется неосуществимой] потребуется новая программа-минимум — защита интересов рабов тоталитарной бюрократической системы». Такое заявление типично для Троцкого: если будущее готовит человечеству всего-навсего бюрократическое рабство, тогда он с учениками будет на стороне рабов, а не новых эксплуататоров, независимо от того, в какой мере «исторически необходимой» может оказаться новая эксплуатация. Прожив всю свою жизнь с верой в то, что приход социализма - научно установленная неизбежность, что история на стороне сражающихся за освобождение эксплуатируемых и угнетенных, Троцкий и теперь призывает своих учеников и оставаться на стороне эксплуатируемых и угнетенных, даже если против них история и все научные предсказания[41].
Говоря о значении Октябрьской революции, невозможно обойти молчанием вопрос о ее влиянии на формирование правосознания и правопонимания.
Одним из наиболее важных изменений, произведенных Октябрьской революцией, было возвращение к более традиционным для России отношениям между государством и обществом. В отличие от Временного правительства, в политике которого обозначился поворот от всепроникающей и доминирующей роли государства в социальных взаимоотношениях, Ленин выступал «без условно за твердую власть и за централизм» по меньшей мере до тех пор, пока полностью не перестроится старый режим[42]. В вопросе о государственной власти революционное чутье Ленина, по-видимому, возобладало над логикой марксизма. И если летом 1917 г. он обращался к концепции Маркса о «вооруженном народе» как революционной силе, способной встать на место разрушенного буржуазного государства, то в начале октября он уже говорил о необходимости создания пролетарского государственного аппарата, более сильного и централизованного, чем до революции[43].
Кардинальные изменения произошли и в области права. Хотя марксистская теория права находилась в то время в зачаточном состоянии, она помогла большевикам выработать последовательный подход к роли права в обществе[44]. Этот подход имел мало общего с той либеральной концепцией права, которая начала реализовываться в России после Судебной реформы 1864 года. Проще говоря, марксисты считали, что, как только экономические отношения достигают определенного уровня развития, в любом обществе для регуляции экономической деятельности возникает надстройка законов и правовых институтов. А так как считается, что изменения в экономике приводят к соответствующим изменениям в правовой системе, то те, кто контролирует экономику — правящий класс, — должны контролировать и право. В капиталистическом обществе правящий класс состоит из относительно небольшой группы владельцев собственности, которые изменяют право и правовые институты в своих собственных узких интересах. Но с началом социалистической революции собственность правящего класса экспроприируется, и рычаги управления экономикой переходят к новому, пролетарскому государству. Таким образом, после революции право и правовые институты становятся инструментами, которые пролетариат использует так, как он считает нужным, до тех тор, пока экономические отношения не будут настолько упорядоченными, что право и даже само государство становятся более ненужными и потому отмирают. В России в 1917 г. право стало инструментом управления в руках самозваного авангарда рабочего класса, т. е. большевистской партии, которая использовала этот инструмент во имя утверждения господства пролетариата.
Важным последствием применения марксистской теории явилась потеря правом его этической ауры. В Средние века считалось, что в праве отражается не материальный мир, а хотя бы в некоторой степени божественная справедливость. Когда право как воплощение системы правил, предписанных Богом, начало утрачивать доверие, правом были провозглашены нормы, основанные на чувстве справедливости и утвержденные так называемым общественным договором. Низведя право до инструмента классового правления, марксистская теория порвала с вековой традицией, согласно которой на правовую систему налагались этические ограничения независимо от того, были ли они кажущимися или реальными. Приняв такую точку зрения, большевики истолковали право как продолжение политической власти. Формула «революционная целесообразность равняется революционной законности» выражала признание новым режимом только тех законов, которые служат интересам революции.
Правовые институты, в свою очередь, расценивались большевиками как сугубо политические, находящиеся в распоряжении государства. Ленин писал: «Суд есть орган власти. Это забывают иногда либералы. Марксисту грех забывать это»[45]. Ленин считал, что для создания системы правовых институтов с правильной политической ориентацией социалистическая революция должна полностью уничтожить старую государственную машину. Он, однако, не давал разъяснений по поводу того, какие институты должны заменить уничтоженные. Из его статей неясно также, считал ли он адвокатуру таким государственным институтом, который обязательно должен быть уничтожен в ходе социалистической революции[46].
Смена политической, власти должна была привести к изменению направления развития таких институтов, каким являлась адвокатура, но конкретные последствия, которые взятие власти большевиками могло иметь для адвокатской корпорации, не сразу были очевидны даже для самих новых правителей, пришедших к власти без определенной программы правовых реформ[47].
Теоретическое наследие и революционный опыт большевиков, однако, убеждали в том, что будущая политика в отношении адвокатуры и правовой системы и целом должна резко отличаться от политики, проводимой Временным правительством.
Отсутствие какого-либо теоретического обоснования политики по отношению к адвокатуре компенсировалось революционным опытом большевиков, определявшим в значительной степени отношение к адвокатской корпорации. В течение ряда лет, предшествовавших Октябрьской революции, большевики активно контактировали с адвокатами как с защитниками на политических процессах, как с политическими оппонентами, представлявшими другие партии, преимущественно кадетскую, а также и как с коллегами по адвокатуре. Эти связи убеждали революционеров в том, что адвокатура является по природе консервативным образованием и члены ее за редким исключением профессионально, социально и политически связаны с правящими классами[48].
Многие выдающиеся большевики досконально знали тонкости адвокатской профессии, так как практиковали в качестве адвокатов при старом режиме. Красиков, Крестинский, Стучка, Курский да и сам Ленин были до революции членами адвокатуры. После получения диплома юриста в Санкт-Петербурге в 1891 г. в возрасте 21 года Ленин без особого, можно сказать, энтузиазма проработал в течение полутора лет помощником адвоката в провинциальном городе Самаре. Будучи под началом реформистски настроенного присяжного поверенного Хардина, он провел всего десять дел о незначительных преступлениях, и во всех случаях его клиенты были осуждены. По предположению Троцкого, это короткое неудачное знакомство с адвокатской профессией убедило Ленина в безрезультатности решения проблем отсталости России таким медленным способом. Требовались более серьезные меры. Занятие адвокатской практикой, кроме того, по-видимому, способствовало усилению в Ленине «пароксизма оппозиции и ярости» по отношению к либеральной интеллигенции вообще и присяжным поверенным в частности[49].
Резкая враждебность Ленина к представителям адвокатской профессии сохранялась у него в течение всей его жизни, хотя это его отношение, может быть, никогда не получало более сильного выражения, чем в 1907 г. в письме к революционерке, его соратнице, находящейся в заключении в ожидании суда. Давая ей рекомендации относительно тактики защиты, Ленин следующим образом комментировал взаимоотношения между адвокатом и клиентом: «Адвокатов надо брать в ежовые рукавицы и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает. Заранее им объявлять: если ты, сукин сын, позволишь себе хоть самомалейшее неприличие или политический оппортунизм... то я, подсудимый, тебя оборву тут же публично, назову подлецом, заявлю, что отказываюсь от такой защиты»[50].
По словам Стучки, который при новом режиме занимал пост наркома юстиции, Ленин «не особенно миловал юриспруденцию и юристов»[51]. Наконец говоря о значении Октябрьской революции необходимо иметь в виду и ее международно-правовое воздействие: «Кто не видит, что европейское равновесие нарушено исчезновением России, выделившейся из состава других держав? Политически и экономически Европе не хватает России. С потерей России рухнула для нее одна из опорных колонн. Будьте уверены, что экономическое возрождение последует вскоре за освобождением. Моральным же язвам, увы, потребуется больше времени, чтобы затянуться, так как лица, временно находящиеся у власти, проявили дьявольское искусство в разложении молодежи; но они не окажутся неизлечимыми для того, кто знает запас энергии и душевную доброту нашего народа.
Еще одно обстоятельство необходимо иметь в виду: если в России коммунизм вырождается, он, несомненно, развивается между другими нациями благодаря пропаганде, очагом которой является III Интернационал. Возрождение России положит конец этой преступной пропаганде, угрожающей цивилизации»[52].
Октябрь внес коренные изменения в положение нерусских национальностей, положил начало решению национального вопроса в нашей стране. Национальное движение было одним из революционных потоков. РСДРП еще до революции включила в свою программу важнейшие требования по национальному вопросу. Придя к власти, она немедленно стала проводить их в жизнь. Уже обращение «К рабочим, солдатам и крестьянам!», принятое II Всероссийским съездом Советов, заверяло народы России, что советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. Это обещание было проведено в жизнь в первые же дни советской власти. Документом громадной политической важности явилась Декларация прав народов России, изданная 2 ноября 1917 г.
Отмечая, что освобождение народов России должно быть проведено решительно и бесповоротно, Декларация закрепляла основные принципы национальной политики, которые Совет народных комиссаров решил положить в основу своей деятельности: равенство и суверенность народов России, право на их самоопределение вплоть до отделения, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств.
Важным средством решения национального вопроса должно было стать национально-государственное строительство. Советское государство родилось как унитарное. Однако вскоре после Октября возникла тенденция к усложнению формы его государственного единства, вытекающая из многонационального характера Советской России и политики Коммунистической партии, направленной на разрешение национального вопроса путем предоставления народам широкого права на самоопределение. (Это право было реализовано в 1991 г. с распадом Союза.)