Опишите развитие законодательства США в период «нового курса» Ф.Д. Рузвельта.

 

Зима 1932-1933 годов была самым тяжелым временем для Соединенных Штатов. Промышленное производство резко сократилось, фермеры не видели смысла засевать землю, из страны бежал капитал, жизненный уровень упал втрое, экспорт опустился до нижайших пределов, десятая часть стопятидесятимиллионного населения оказалась безработной. Произошла криминализация страны, а чтобы выплачивать деньги, некоторые штаты (и даже компании) начали выпускать собственный суррогат валюты.

Пришедший к власти в 1932г. Франклин Рузвельт сразу же выдвинул «новый курс».

Приступив к исполнению своих обязанностей, Рузвельт немедленно добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на оздоровление промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно денежной системы. Все эти мероприятия и получили название «нового курса», суть которого состояла в проведении государственно-монополистического регулирования экономики.

Социальных перемен, изменивших лицо Америки в 30-40-е годы, Ф.Рузвельт добился за счет четкого законодательства, а не торжества очередного учения.

Весна 1933 года вынудила новую администрацию действовать решительно. Стало известно, что во многих штатах, объявив о банкротстве, закрылись все банки. Деловая жизнь едва теплилась. Закрытие банков грозило полным экономическим крахом. Страх перед будущим охватил миллионы людей. Огромные толпы осаждали банки, требуя возврата вкладов. Закрывались предприятия, школы, муниципалитеты.

9 марта 1933г. был принят чрезвычайный закон о банковской деятельности (Emergency Banking Relief Act, 1933), ставший основой для реорганизации банковской системы США. Закон предоставлял президенту исключительные полномочия в области кредитной политики, принципов наличного денежного обращения и монетарных операций с золотом и серебром. На основе этого закона Министерству финансов совместно с ФРС было поручено рассмотреть финансовое положение каждого банка и открыть относительно здоровые банки, которые начали работу 15 марта (примерно 60% всех банков). Устойчивые банки получили разрешение продолжать операции, а неустойчивые – были поставлены под контроль специальных государственных уполномоченных. Именно этот закон послужил базой для отхода США от золотого стандарта. В соответствии с новым законом, министру финансов предписывалось конфисковывать у частных лиц золото и золотые сертификаты, исключая золото, находящееся у дантистов, ювелиров, а также коллекционные монеты. Конфискацию владельцам компенсировали бумажными долларами, которые в дальнейшем девальвировались относительно цен на золото. Одновременно было дано распоряжение ФРС расширить операции по торговле ценными бумагами на рынке, субсидировать банки, а также открывать коммерческие банки только по лицензии Министерства финансов. Эти решительные меры получили поддержку населения и укрепили уверенность в надежности банковской системы. Закон о банковской деятельности повысил потолок капитала, запретил выплату процентов по депозитам до востребования и ввел ряд других ограничений. Закон о банковской деятельности повысил потолок капитала, запретил выплату процентов по депозитам до востребования и ввел ряд других ограничений. В частности, этим законом вводилась соответствующая поправка к Закону о Федеральной резервной системе, согласно которой ограничивались сделки между банками и присоединенными компаниями. Рузвельт добился своего –стабильность банковской системы была восстановлена.

20 марта 1933г. президентом Рузвельтом был утвержден Закон о регулировании экономики (Economy Act, 1933), требующий сбалансировать бюджет применительно к расходам государства на основе сокращения заработной платы государственным служащим на 15%, уменьшения пенсий и других льгот ветеранам, реорганизации правительственных учреждений и сокращения их персонала. Эти меры обеспечивали экономию бюджета в объеме около 1 млрд. долл.

22 марта 1933г. принят Закон о налогах на реализации пива и вина (Beer-Wine Revenue Act, 1933), который предусматривал увеличение доходов бюджета за счет установления налогов на легализуемую продажу ряда спиртных напитков крепостью от 3,2 до 4%.

31 марта 1933г. принимается Закон о создания гражданской службы по поддержке занятости (Emergency Conservation Work Act, 1933). В рамках этого закона была создана служба по охране лесонасаждений (Civilian Conservation Corps Representation – CCCR). Эта служба была уполномочена предоставлять рабочие места с оплатой в размере 30 долл. в месяц 250 тыс. безработным мужчинам из городов в возрасте 18-25 лет для проведения работ по охране лесов, лесонасаждению и развитию национальных парков, по предотвращению эрозии земель, борьбе с наводнениями и проведению дорожного строительства под управлением армейских офицеров.

19 апреля 1933г. правительство США официально объявило об отмене золотого стандарта и увеличении цен на товарное золото и серебро, а также на ценные бумаги в валюте. Закон устанавливал свободно колеблющийся курс доллара относительно других валют и полный запрет экспорта золота.

12 мая 1933г. был принят Федеральной закон о чрезвычайной помощи (Federal Emergency Relief Act – FERA, 1933), учредивший Федеральную администрацию по чрезвычайной помощи (Federal Emergency Relief Administration). Она ведала распределением средств в соответствии с программой, предусмотренной данным законом. 500 млн. долл. - половина ресурсов этой программы – было передано непосредственно штатам, а вторая половина предоставлялась по принципу: один доллар федеральных средств выделяется в дополнение к каждым трем долларам, ассигнованным правительствами штатов и местными органами власти на осуществление мер по снижению безработицы.

В этот же день президент Рузвельт утвердил Закон о регулировании сельского хозяйства (Agriculture Adjustment Act), который предусматривал регулирование цен на некоторые сельскохозяйственные продукты и предоставление субсидий фермерам за сокращение сельскохозяйственного производства и поддержку цен. Руководство программой осуществляла Администрация восстановления сельского хозяйства (AAA). Ее основная задача состояла в обеспечении уровня цен на сельхозпродукты, соответствующего докризисному, равному уровню 1914г., в связи с падением цен на сельскохозяйственную продукцию в 1934г. (около 60%). С этой целью вводились премиальные выплаты для тех хозяйств, которые готовы были сократить посевные площади. Премиальный фонд по сохранению паритета цен создавался за счет налога на первичную обработку сельхозпродукции. Принятые меры предусматривали также уничтожение части сельхозпродукции. Общий объем выплат за сокращение площадей составил около одного млрд. долл. Эта мера, в основном, повысила конкурентоспособность крупных фермерских хозяйств, получивших основную массу премий за сокращение посевного фонда. Кроме того, правительство имело право совершать сделки, направленные на создание благоприятного уровня цен. С целью решить проблему рефинансирования фермерских кредитов федеральные земельные банки выдали с мая 1933г. по октябрь 1937г. около 2,2 млрд. долл. фермерским хозяйствам за счет бюджетных средств, что составило около 37% всей фермерской задолженности. Эта мера была выгодна банковскому сектору США для повышения их ликвидности.

Администрация фермерского кредитования (Farm Credit Administration) была создана этим же законом от 12 мая 1933г. с целью объединения разрозненных агентств по предоставлению различных услуг фермерским хозяйствам. Это решение было оформлено законодательно Конгрессом 16 июня 1933г. с добавлением процедур, облегчавших условия получения фермерами кредитов под залог.

Законом от 18 мая 1933г. было создано Управление долины Теннеси (Tennessee Valley Authority – TVA) и закреплено право правительства владеть и управлять гидроэнергетическим комплексом в долине Теннеси. Управления («TVA») получило право под контролем правительства строить и реконструировать плотину и сам гидроэнергокомплекс, а также производить и распределять электроэнергию в регионе, охватывающем шесть штатов. Управление действовало как независимая корпорация, во главе которой стояли директора, определяющие цены на продаваемые ресурсы по умеренному тарифу, реализовывало государственные планы развития этого региона, являвшегося одним из самых отсталых на американском Юге, по программе строительства государственных гидроэлектростанций для снабжения производства азотных удобрений в бассейне реки Теннеси. Эта программа легла в основу концепции государственного развития экономики с целью повышения уровня доходов и занятости населения.

Указанные меры помимо своего прямого назначения стимулировали платежеспособность населения и благоприятно сказались на показателях повышения занятости.

27 мая 1933г. был принят Закон о ценных бумагах (Federal Securities Act, 1933), который требовал обеспечения всей полноты информации о предлагаемых к публичному размещению новых выпусках ценных бумаг. Данное требование обеспечивалось посредством обязательной процедуры их регистрации в Федеральной торговой комиссии. В 1934г. для осуществления контрольных функций на рынке ценных бумаг Конгрессом была учреждена Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission – SEC).

6 июня 1933г. принят Закон о создании национальной системы занятости (National Employment System Act, 1933), уполномочивший созданную Организацию службы занятости Соединенных Штатов (United States Employment Service – USES) оказывать поддержку по сокращению безработицы региональным и местным агентствам занятости.

13 июня 1933г. был принят Закон о ссудах владельцам жилья (Home Owners Refinancing Act, 1933), предусматривающий создание Cсудной корпорации владельцев жилья (Home Owners Loan Corporation – HOLC), которая была уполномочена выпустить облигации на 2 млрд. долл. для обеспечения рефинансирования ипотечных закладных. В обязанности Корпорации также вменялось обменивать и конвертировать свои облигации в пределах 14 тыс. долл. в первичную ипотеку и предоставлять скидки до 50% на налоги и ремонт низкооплачиваемого жилья.

16 июня в заключительный день программы «100 дней» Конгресс принял пять законодательных актов, в том числе:

Закон о банковской деятельности (Banking Act, 1933), известный также как Закон Гласса-Стиголла (Glass-Steagall Act) предусматривал создание Федеральной корпорации страхования банковских депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation – FRS), уполномоченную страховать банковские депозиты в пределах 5000 долл. (Ныне страховая сумма увеличена до 100 тыс. долл. по каждому банковскому счету). Этим Законом предусматривалось также расширение активности ФРС на открытом рынке с тем, чтобы предотвращать спекулятивные сделки с кредитом, а также разделение операций банков на депозитные и инвестиционные по отдельным учреждениям с тем, чтобы снижать риски вкладчиков, включение в FRS ряда сберегательных и промышленных банков, запрещение деятельности банков по операциям с ценными бумагами, установление контроля за процентными ставками банков и регламентация биржевого кредита.

Закон об организации кредитной помощи фермерам (Farm Credit Act, 1933), который предусматривал создание Администрации по делам фермерского кредита (Farm Credit Administration – FCA), объединявшей все агентства и структуры, занятые кредитованием фермерства, и предусматривавший стимулирование краткосрочного и среднесрочного кредитования производства и продажи сельскохозяйственной продукции за счет рефинансирования фермерской ипотечной задолженности на долгосрочной основе и при низких процентных ставках.

Чрезвычайный закон о перевозках железнодорожным транспортом (Emergency Railroad Transportation Act, 1933). Законом была учреждена Федеральная администрация по транспорту, в задачи которой входило обеспечение координации по видам перевозок с тем, чтобы избежать их неэффективного дублирования, способствовать финансовой реорганизации предприятий – перевозчиков и создать условия по изучению и применению различных мер по совершенствованию перевозок и улучшению тарифной политики.

Но самым важным и далеко идущим мероприятием стал Закон о восстановлении промышленности (National Industry Recovery Act – NIRA, 1933), тоже принятый 16 июня, учреждал Национальную администрацию по оздоровлению промышленности (National Recovery Administration – NRA) и наделял правительство полномочиями регулировать зарплату, цены, продолжительность рабочего времени, а также процесс конкуренции в промышленности путем внедрения честной конкуренции. Закон предписывал всем ассоциациям предпринимателей вырабатывать «Кодексы честной конкуренции», определявшие объем производства и минимальный уровень цен. Было составлено около 800 основных и дополнительных кодексов, охвативших более 95% работников. При этом с предприятий, принявших такие кодексы, снимались антитрестовые меры воздействия. Принятие кодексов способствовало картелированию промышленности. Статья 7а настоящего закона содержала меры социального характера – она вводила ограничения на продолжительность рабочей недели и предписывала обязательный минимум оплаты труда, в ней признавалось право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. На основе данного закона была создана Администрация общественных работ (Public Works Administration – PWA), в распоряжение которой были выделены соответствующие ассигнования для увеличения занятости и повышения деловой активности. Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.

Перечисленные важнейшие решения, принятые за первые сто дней пребывания у власти администрации президента Рузвельта, заложили фундамент системы государственного регулирования экономики США. Масштабы этих решений, их действенный характер способствовали переходу американской экономики к оздоровлению. Важно подчеркнуть, что решительная и последовательная политика администрации Рузвельта вызвала улучшение психологического настроя в стране, и на смену «катастрофическим настроениям» пришло оживление деловой активности и общественный интерес к реформам. Проводимая политика снискала широкую поддержку в обществе, она генерировала чувство уверенности в том, что правительство владеет ситуацией и позитивно влияет на экономическую жизнь. И хотя период программы «100 дней» принес целый ряд трудностей и испытаний для экономики и населения, потенциал осуществленных преобразований позволил успешно продолжать намеченный курс.

18 октября 1933г. создана Корпорация по товарному кредитованию (Commodity Credit Corporation - CCC), как агентство Министерства земледелия с капитализацией в сумме 3 млн. долл. (в дальнейшем увеличенной до 100 млн. долл.) по использованию средств ФРС для предоставления кредитов фермерам под их урожай. Основная цель кредита заключалась в поддержке цен на продукцию фермеров.

22 октября 1933г. президент Рузвельт объявил о том, что уполномочил ФРС сформировать государственный рынок по покупке вновь добываемого в США золота, покупать и продавать золото на мировом рынке и удерживать золотой паритет доллара из расчета 31,36 долл. за одну унцию (против цены в 29,1 долл., установленной ранее). Цена золота в декабре была повышена до 34, 06 долл. за унцию, что означало девальвацию доллара и дало преимущества американским экспортерам.

8 ноября 1933г. президент утвердил Администрацию общественных работ по созданию рабочих мест (Civil Works Administration – CWA). В ее задачи входило обеспечение работой около 4 млн. безработных по выполнению федеральных проектов, а также проектов штатов и местных органов власти. Средства выделялись из фондов Федерального закона о чрезвычайной помощи (FERA) и Администрации общественных работ (PWA). Управление CWA было предназначено для предотвращения экономического спада зимой 1933-1934гг. Около 1 млрд. долл. было потрачено на выполнение 180 проектов, из них 740 млн. долл. направлено на зарплату.

4 января 1934г. в своем ежегодном послании Конгрессу Президент Рузвельт запросил 10,5 млрд. долл. для продолжения программы восстановления экономики.

20 января 1934г. конгресс принял Закон о золотых резервах (Gold Reserve Act, 1934), предоставив право правительству контролировать колебания цен на золото. Закон уполномочивал президента устанавливать лимиты девальвации доллара в пределах от 50 до 60 центов за унцию; сосредоточить в Министерстве финансов золотой резерв, находящийся в распоряжении ФРС; предоставлять правительству любые доходы, которые могут возникнуть в результате роста цены на золото, использовать часть этих средств для создания валютного стабилизационного фонда (Exchange Stabilization Fund) в размере 2 млрд. долл. для стабилизации курса доллара. 31 января 1934 года президентом Рузвельтом определен золотой паритет доллара в размере 59,06 центов.

31 января 1934г. президент утвердил Закон о рефинансировании ипотечной задолженности фермеров (Farm Mortgage Refinancing Act) и утвердил Федеральную корпорацию фермерских ипотек (Federal Farm Mortgage Corporation – FFMC), уполномоченную выпустить гарантированные правительством облигации в сумме 2 млрд. долл. и использовать средства этих облигаций для оказания помощи фермерам в рефинансировании их ипотечной задолженности.

2 февраля 1934г. президент утвердил Устав Импортно-экспортного Банка (Import-Export Bank) в Вашингтоне для содействия проведению коммерческих операций между США и зарубежными странами и, в частности, для краткосрочного кредитования экспортеров сельскохозяйственной продукции, долгосрочного кредитования американских фирм, производящих промышленную продукцию для целей экспорта и для финансирования американских экспортеров в тех случаях, когда правительства стран-импортеров не могут предоставить покупателям американской продукции необходимую иностранную валюту. Были созданы два банка: один – по предоставлению кредитов для торговли с Советским Союзом после установления в ноябре 1933 г. дипломатических отношений, а другой – для предоставления кредитов при торговле с Кубой. В 1936г. эти банки были объединены.

15 февраля 1934г. конгресс принял Закон об осуществлении новой программы администрации Рузвельта для оказания помощи в проведении общественных работ (Civil Works Emergency Relief Act, 1934) и создал Гражданское управление общественных работ (Civil Works Administration – СWА) для управления этими программами. Для реализации программ было привлечено в 1935 г. около 2,5 млн. безработных.

23 февраля 1934г. конгресс принял Закон о кредитовании фермеров под урожай (Crop Loan Act, 1934). Положения этого закона дополнили меры Администрации по кредитованию фермеров на основе их будущего урожая и его уборки. Для этих целей было ассигновано около 40 млрд. долл.

7 апреля 1934г. конгресс принял Закон по расширению видов сельскохозяйственной продукции контролируемых правительственными органами (Jones-Connally Farm Relief Act, 1934).

21 апреля 1934г. конгресс принял Закон об установлении квот по ограничению выращивания хлопка и сокращению его производства в различных регионах страны (Cotton Control Act, 1934). При этом был также установлен дополнительный налог на случай производства хлопка сверх установленного лимита.

27 апреля 1934г. законом по финансированию ипотеки жилья (Home owners Loan Act – HOLA) гарантировались выпущенные для рефинансирования ипотечных кредитов облигации в объеме 2 млрд.долл. и проценты по ним. Из фондов, полученных в результате этих гарантий, администрации было предоставлено право оказывать финансовую помощь на ремонт и содержание жилья, выделять средства для накопления и предоставления займов ассоциациям, функционирующим при поддержке правительства.

18 мая 1934г. приняты Законы по усилению борьбы с криминалом (Crime Control Acts, 1934). С тем, чтобы противодействовать растущей преступности в виде рэкета, взятия заложников и других видов преступлений было утверждено 6 новых законов. Они предусматривали, помимо прочих мер федерального правительства, привлечение к уголовной ответственности лиц, оказывающих сопротивление, наносящих ранения выполняющим свои обязанности федеральным агентам или убивающих их. Также была введена смертная казнь за похищение человека с целью получения выкупа (киднеппинг). Федеральный уголовный кодекс был изменен в сторону ужесточения наказаний за совершение различных уголовных преступлений.

6 июня 1934г. президент утвердил Закон об операциях с ценными бумагами, создав Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission – SEC), уполномоченную регулировать сделки с ценными бумагами (в дополнение к Закону от 27 мая 1933г.). Одна из основных обязанностей SEC заключается в защите инвесторов и предоставлении им полной и точной информации о деловых операциях компаний, включаемых в листинг биржи.

12 июня 1934г. закон о восстановлении собственности фермеров (Farm Mortgage Foreclosure Act, 1934), который предусматривал предоставление займов фермерам для восстановления их собственности, потерянной в результате долгов по ипотеке.

19 июня 1934г. принят Закон по закупкам серебра (Silver Purchase Act, 1934), предусматривающий меры по ограничению инфляции и уполномочивающий президента увеличивать денежную стоимость серебряных резервов, находящихся в распоряжении Министерства финансов, до величины, составляющей одну треть золотых резервов, а также национализировать добычу серебра. Министерство также было уполномочено покупать серебро по установленным ценам. Оплата этих закупок осуществлялась серебренными сертификатами с паритетом серебра к золоту как 27 к 1.

28 июня 1934г. учреждена Федеральная администрация по жилищному строительству (Federal Housing Administration) с обязанностями по страхованию займов на строительство, реконструкцию, ремонт домов.

В этот же день приняты:

– Закон об изъятии около 8 млн. акров государственных посевных земель (Taylor Grazing Act);

– Закон о квотировании производства табака (Tobacco Control Act), устанавливающий ограничительные квоты на табачную продукцию;

– Закон о моратории по срокам ипотечной задолженности фермеров (Federal Farm Bankruptcy Act), предусматривающий мораторий по сроку погашения ипотечного кредита фермеров.

4 января 1935г. президент Рузвельт в своем ежегодном послании Конгрессу заявил о начале второй фазы программы «Новый курс» («New Deal»). Прежде всего речь шла об обеспечении социальной защиты пожилого населения, всех безработных, увеличению объемов жилищного строительства и проведении налоговых реформ.

8 апреля 1935г. принят Закон о необходимой помощи по развитию предпринимательства (Emergency Relief Appropriation Act, 1935), выделявший из государственных ресурсов почти 5 млрд. долл. на оказание срочной помощи и увеличение занятости на «особо полезных» проектах. Одновременно создавалась Администрация, которая следила за ходом работа (Work Progress Administration – WPA). К марту 1936г. в этих проектах было занято более 3,4 млн. чел. Хотя большинство проектов по строительству и ремонту шоссейных дорог, улиц, ремонту и строительству мостов, национальных парков, аэропортов осуществлялось «синими воротничками», часть средств была выделена на поддержку искусства – художников, актеров, музыкантов. В осуществлении этих проектов участвовали и другие, ранее созданные структуры, по поддержке занятости. Федеральное правительство полностью передало функции по осуществлению намеченных проектов правительствам штатов, местным органам власти и вышеуказанной администрации – WPA.

1 мая 1935г. президент Рузвельт учредил Администрацию по оказанию помощи переселенцам (Resettlement Administration – RA). Данная организация была наделена полномочиями управлять проектами по переселению городских семей с низкими доходами и фермеров из районов, где имели место эррозия почвы, затопления, вредное задымление, а также выделять средства на покупку земли для ведения фермерского хозяйства и для приобретения необходимого оборудования. Средства предназначались также небольшим фермам, сборщикам урожая, арендаторам земли. Среди других мер RA учреждала совместные сельскохозяйственные общества из фермерских хозяйств, строила лагеря для сельскохозяйственных рабочих-мигрантов.

11 мая 1935г. учреждается Управление электрификации сельских районов (Rural Electrification Administration – RЕА), цели которого состояли в разработке проектов и управлении программой развития электроэнергетики и в распределении потребления электроэнергии среди фермеров в отдаленных и изолированных районах, которые не обслуживались частными энергетическими структурами. RЕА уполномочивалось предоставлять сельскохозяйственным кооперативам кредиты для электрификации и создания мощностей по передаче электричества на весьма либеральных условиях – 3% годовых со сроком, превышающим 20-ти летний период. К концу 30-х годов было электрифицировано около половины всех фермерских хозяйств.

28 июня 1935г. создано Национальное управление по делам молодежи (National Youth Administation – NYA) (в составе WPA). В его задачи входило осуществления программы, направленной на обеспечение работой молодежи в возрасте от 16 до 25 лет, а также лиц, не занятых в полнопрограммных учебных заведениях, чтобы предоставить им работу на неполный рабочий день и обеспечить заработком, часть из которого можно было использовать для оплаты обучения. В 1936г. этой программой было охвачено свыше 600 тыс. чел. В период войны NYA осуществляла подготовку рабочих кадров для военной промышленности.

5 июля 1935г. принят Закон о трудовых соглашениях (National Labor Relations Act – NLRA, 1935) или Закон Вагнера (Wagner Act, 1935), обеспечивающий создание нового Национального совета по трудовым отношениям (National Labor Relations Board – NLRB), уполномоченного создавать соответствующие органы с участием работников по сертификации законно избранных профсоюзов и «свидетельствовать о недобросовестности в практике работодателей».

9 августа 1935г. принят Закон о перевозках автомобильным транспортом (Motor Carrier Act – MCA), подчинивший всех автобусных и грузовых перевозчиков Межштатной коммерческой комиссии, регулировавшей финансы, труд, а также установивший минимальные и максимальные тарифы по перевозкам.

14 августа 1935г. президентом подписан Закон о социальном страховании (Social Security Act, 1935). Закон вводил систему пенсий по старости и пособия по безработице. Условия и нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны. Его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимателей и наемных работников. Страхование по безработице строилось на федеральном уровне с участием штатов. Конгресс устанавливал лишь порядок создания социальных фондов и нормы налогового обложения предпринимателей. Получатели пособий, размеры и сроки их выплат определялись законодательством штатов. Действие закона распространялось на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывало служащих, занятых в торговле, сфере обслуживания и в сельском хозяйстве. Закон предусматривал выделение грантов из федерального бюджета для штатов с целью обеспечения их расходов на оплату установленных пенсий.

23 августа 1935г. принят Закон о банковской деятельности (Banking Act, 1935). Закон внес изменения в структуру Администрации Федеральной резервной системы (Federal Reserve System – FRS), ввел контроль за кредитными операциями на рынке, покупками федеральных ценных бумаг, повысил суммы резервов для банков-членов FRS и их ответственность по банковским операциям с населением.

28 августа 1935г. принят Закон о регулировании деятельности холдинговых фирм (Public Utility Holding Company Act, 1935) с целью управления деятельностью холдинговых компаний в сфере коммунального хозяйства по производству услуг для населения. Согласно Закону все частные компании, обеспечивающие потребность страны в газе и электроэнергии, подвергались жесткому государственному контролю, в том числе по их операциям на фондовом рынке и выплате дивидендов, запрещалось создание многоэтажных пирамид из таких компаний. Закон предписывал централизацию оказания услуг в единых корпорациях и их рассредоточение по различным районам страны, а также предусматривал строгое уголовное наказание за нарушение этого закона.

30 августа 1935г. конгресс утвердил новый Закон о налогах (Revenue Act, 1935), предусматривающий увеличение налогообложения групп населения с особо высокими уровнями доходов. Законом вводились особо крупные прогрессивные налоги, вплоть до 75% на личные доходы в размере от 50 тыс. до 5 млн. долл. в год, а также на недвижимость стоимостью свыше 40 тыс. долл. Вместо существовавшего единого налога в размере 13% был создан дифференцированый: для небольших корпораций он снижался до 12,5%, а для корпораций с доходом около 50 тыс. долл. – был повышен до 15%. Дополнительные налоги в размере 6% были введены на прибыль предпринимателей свыше 10%. Ставка налога повышалась до 12%, если прибыль составляла более 15%.

29 февраля 1936г. принят Закон сохранения плодородия земли и ее распределения (Soil Conservation and Domestic Allotment Act, 1936), предусматривающий поощрительные платежи фермерам, осуществляющим сохранение земли в соответствии с правительственной программой.

Фермеры, участвовавшие в этой программе, передавали правительству через местные сельскохозяйственные ассоциации в лизинг земли, предназначаемые для посева сельскохозяйственных культур истощающих почву (хлопок, табак, пшеница и овес), а получали взамен соответствующие гранты для охраны земли от истощения, запустения и эрозии.

22 июня 1936г. утвержден Закон о налогообложении (Revenue Act, 1936), предусматривающий налогообложение нераспределенного дохода в размерах от 7% до 27% для тех корпораций, которые скрывают прибыли, направляя ее на увеличение своих резервов.

30 июня 1936г. принят Закон о контрактах (Walsh-Healey Government Contracts Act, 1936), который предусматривал ограничение рабочего времени до 40 часов в неделю для лиц, работающих по контрактам с правительственными учреждениями, и выплату им окладов не менее минимальных, устанавливаемых Министерством труда, а также запрещал работы по таким контрактам юношам моложе 16 лет и девушкам моложе 18 лет.

На выборах 3 ноября 1936 г. Рузвельт одержал убедительную победу, получив 523 голоса выборщиков. Выборы также обеспечили большинство демократов в Конгрессе и Сенате. Эта победа означала, что американский народ дал Рузвельту мандат на продолжение политики реформ. В начале января 1937г. в очередном послании Конгрессу о положении в стране Рузвельт говорил о двух главных направлениях новой политики помощи государства в восстановлении экономики и «обдуманном курсе на повышение личного благосостояния и расширения возможностей для народных масс».

Таким образом Рузвельту с помощью крутых, зачастую совершенно нерыночных мер в экономике удалось спасти США, вытащить их из трясины опаснейшего кризиса и вывести на траекторию динамичного развития

То, что в Соединенных Штатах фундаментальные основы этих кардинальных преобразований закладывались в период Нового курса Франклина Рузвельта, делает этот период крупнейшей вехой истории XX века.