Финансовые реформы

Финансовые реформы, проведенные в 1862–1866 гг. главным образом В. А. Татариновым, касались больше всего упорядочения того государственного аппарата, которым действовало государственное хозяйство. В этом смысле достигнуты были довольно значительные результаты. В. А. Татаринов, который был одним из честнейших и способнейших сотрудников Александра II, еще сравнительно молодым человеком был в 1856 г. командирован за границу для ознакомления с формами и способами ведения финансового хозяйства в других государствах. Тщательно изучив это дело, он и явился главным реформатором нашего финансового управления. Выработанные им меры были направлены прежде всего на прекращение тех злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств в отдельных ведомствах, и на ограничение и даже на уничтожение того хозяйственного произвола, которым пользовалось каждое министерство, ибо в руках почти каждого министерства сосредоточивались тогда весьма крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований, а также в виде ассигнований, которые делались на одно, а расходовались на другое, причем благодаря существовавшему порядку отчетности эти суммы нельзя было даже учесть, и они никем, в сущности, и не проверялись. Понятно, какую возможность всяких злоупотреблений представляло это положение вещей. Чтобы избавиться от этих порядков, Татаринов прежде всего предложил систематически проведенную централизацию государственного хозяйства. Все распоряжение средствами казны должно было быть сосредоточено в руках министра финансов. Ответственным распорядителем всех государственных средств, всех доходов и расходов отныне являлось не каждое министерство в отдельности, а министр финансов, все действия которого подлежали учету и контролю Государственного контроля, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были, в виде государственной росписи, проходить ежегодно через Государственный совет. Ранее бывшая секретной, эта роспись с 1862 г. начала публиковаться во всеобщее сведение, что составило, конечно, в отношении поддержания нашего кредита довольно решительный шаг.

Затем наряду с этим было создано так называемое единство кассы, т. е.уничтожены были все самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств и каждая казенная копейка должна была быть с тех пор проводима через кассу Министерства финансов, от которой только и могли идти ассигнования на нужды отдельных ведомств, ассигнования, которые должны были соответствовать государственной росписи, прошедшей через рассмотрение Государственного совета, причем исполнение этих ассигнований контролировалось Государственным контролем.

Государственный контроль решено было преобразовать, причем сам Татаринов был поставлен во главе этого ведомства, и оно было преобразовано не только в смысле лучшего контроля за исполнением государственной росписи, но и в смысле контролирования всего счетоводства и всех казенных расходов как в центре, так и на местах. Для учета на местах были образованы особые контрольные палаты, которым была дана полная независимость от общей администрации, т. е. от губернаторов в губерниях и от начальников отдельных ведомств, и которые могли, таким образом, совершенно свободно и независимо осуществлять действительный контроль и документальный учет всех расходов казны на местах.

Наряду с этими реформами, улучшившими коренным образом существовавший аппарат финансового управления, была принята еще и другая важная финансовая мера – это учреждение Государственного банка, который, с одной стороны, заменил собой дореформенные кредитные учреждения, чересчур неповоротливые для новой, развивающейся экономической жизни, и которому, с другой стороны, была придана особая функция – способствовать развитию кредита торгово-промышленных предприятий. Банк этот являлся учреждением, финансирующим торгово-промышленные предприятия.

Наконец, уничтожены были с 1863 г. винные откупа, чем изменена была коренным образом одна из самых важных статей государственной эксплуатации народного потребления, т. е. косвенного обложения спиртных напитков. Доходы от продажи питей всегда составляли львиную долю в нашем бюджете; но правительство до того времени колебалось только между двумя системами их эксплуатации. Одной из них являлась система непосредственной монополии производства и продажи питей при помощи казенных учреждений, причем, как мы видели, процветали феноменальные злоупотребления, которые и заставили в свое время Канкрина возвратиться к системе откупов, упраздненной перед тем Гурьевым. Но система откупов действовала не менее развращающим образом на всю местную администрацию. Откупщики систематически подкупали все местное чиновничество.

Этот подкуп делался почти открыто, он не имел характера специальных взяток, это было просто назначение дополнительного жалованья из кармана откупщика в виде прибавки к тому жалованью, которое получали чиновники от правительства, так что каждый чиновник получал два жалованья – одно от казны, другое от откупщика, причем размер второго иногда превышал размер первого. Ясное дело, что эти чиновники не могли не относиться снисходительно и любовно ко всем действиям откупщиков, каковы бы они ни были, и, таким образом, на откупе было не только винное хозяйство, но и вся местная бюрократия. Правительство имело слабость терпеть эту растлевающую систему, потому что оно сознавало недостаточность окладов чиновников и при скудости своих средств не могло существенно их увеличить. Таково было казенное дореформенное хозяйство.

В 1863 г. система откупов была отменена, причем она не была заменена казенной монополией, как при Гурьеве, а была вместо нее введена вольная продажа питей каждым желающим, причем только каждая посудина с вином или водкой и каждый питейный дом, равно и каждый винный склад, были обложены: первая – особым акцизом, а вторые – особым патентным сбором. Сборы эти собирались и учитывались на местах особыми учреждениями – акцизными управлениями, служебный персонал которых хорошо оплачивался и набирался, по возможности, из людей образованных.