Великие князья и митрополиты

 

Таблица. Взаимоотношения русских Великих князей и митрополитов/патриархов в XV-XVIII вв.
В была подписана Флорентийская уния, в которой Восточные иерархи признали учение Римской церкви православным, но не стали вводить у его себя (латинские литургические и церковные обычаи). Таким образом, Восточные и Латинская церкви воссоединились. Однако вскоре уния была отвергнута большинством восточных церквей. Митрополит Исидор (1437-1442) подписал Флорентийскую унию (при Василии II) за что был смещен Василием II (1415-1462).
собор русских епископов (а не Византийский патриарх) с согласия Василия II избрал митрополитом Иону. Вскоре собрание русских епископов стало постоянно выбирать главу церкви, кандидатуру которого фактически выдвигал князь московский. Так Московская Митрополия стала фактически автокефальной (независимой).
настоятель Кирилло-Белозерского монастыря Нифонт решил перейти в прямое подчинение к удельному князю Михаилу Верейскому от ростовского епископа Вассиана. В этой ситуации митрополит московский Геронтий поддержал Нифонта, а великий князь Иван III (1462-1505) – епископа Вассиана. Под давлением митрополит уступил. В том же году, покорив Новгород, великий князь провел широкие конфискации земель богатейшей новгородской епархии.
конец XV в. В русской церкви появилисьдва течения «нестяжатели»во главе сНилом Сорским и «иосифляне»под руководством ИосифаВолоцкого, по-разному относившиеся к вопросу о церковной собственности: «Нестяжатели», выступали за добровольный отказ церкви от богатств и переход к более бедной и аскетичной жизни. «Иосифляне» отстаивали право церкви на богатство (в частности, на земли). Но, вместе с тем, они выступали за соблюдение монастырских уставов, бедность и трудолюбие каждого монаха в отдельности. Учитывая, что Иван III вынашивал идею секуляризации земель, его явные симпатии были на стороне «нестяжателей».
XVI в. При вступлении в сан в 1566 г. митрополит Филипп обещал «в опричнину и царский обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины… митрополии не оставлять». В 1568 г. митрополит Филиппапублично потребовал отменить опричнину, отказавшись благословлять царя в Успенском соборе. В ответ опричники насмерть забили железными палками слуг митрополита, затем против митрополита был возбужден процесс в церковном суде. Филипп был лишен сана и сослан в Тверской Отрочь монастырь. В 1969 г. опричник Малюта Скуратов в Тверском Отрочем монастырезадушил, отказавшегося благословить поход на Новгород.
XVII в. Патриарх Никон считал, что патриарх равен царю, т.е. Алексею Михайловичу. Позднее он заявил о превосходстве духовной власти над светской («священства над царством»), что, по мнению Никона, проявлялось даже в том, что именно патриарх возлагал царскую корону на голову царя. В последствии патриарх почувствовал на себе опалу и удалился в Воскресенский монастырь. В 1666 г. Великий церковный собор обвинил Никона в самовольном оставлении паствы и сместил его с патриаршества.
XVIII в. В 1700 г. после смерти патриарха Адриана вместо избрания нового патриарха царь Петр I назначил митрополита Стефана Яворского местоблюстителем святейшего патриаршего престола, упразднил патриаршество и создал Священный Синод. По регламенту Духовной коллегии Феофана Прокоповича, сподвижника Петра I, глава церкви – монарх – высший судья в духовных делах, а управление у чиновников в рясах.

 

Средневековый кризис католичества и ересь жидовствующих на Руси

В 11 веке была проведена Клюнийская реформа с целью возвращения монашеству истинно христианский дух. Клюнийская реформа - это совокупность преобразований в католической церкви в конце 10-11веках, направленные на ее укрепление.

Таблица. Средневековые ереси в Западной Европе и на Руси
название место распространения время распростнения взгляды
Ереси Западной Европы
катары (альбигойцы) юг Франции и Северной Италии XII-XIII вв. § альбигойцы (по городу Альби, центру движения) (катары (греч. katharos, «чистый») стремились очиститься - освободиться от телесности и материальности. § Утверждали сосуществование двух основополагающих начал - доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. § Отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы. Рождение детей – равносильно заключению их душ в темницу тела, настаивали на полном воздержании. § Ангельские души были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Земная жизнь – есть наказание и единственный существующий ад. Но страдание носит лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. § Христос – всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала § Поощряли освобождение от тела, в частности через самоубийство. § Верили в метемпсихозу, или перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животного происхождения. § Отрицали власть церкви и государства, апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету,
вальденсы Лион XII в. § Вальденсы распространились в Южной Франции, Испании, Северной Италии, Германии, Чехии, Швейцарии, в основном — среди ремесленников и крестьян. § Вальденсы – это лионские бедняки–еретики последней четверти XII в. Лиона. § Основатель–лионский купец Пьер Вальдо (Valdo или Valdés), который, роздал своё имущество и провозгласил бедность и аскетизм жизненным идеалом. § Давали обет не владеть собственностью, не иметь семьи. § Резко критикуя католическую церковь, В. требовали от неё полного отказа от собственности и доходов, в частности от десятины. § Утверждали, что всякий достойный человек может быть священником, сводили на нет роли всего католического духовенства, в т.ч. римского папы.
учение Джона Виклифа Англия XIV-XV вв. § Дж. Виклиф английский реформатор, священник, профессор § В 1366 г. Папа Урбан V потребовал от английской короны уплаты недоимки, т.к. 1333 г. Эдуард III перестал платить Римскому двору ежегодную подать, наложенную на Англию с согласия Иоанна Безземельного. Парламент наотрез отказался исполнить требование Папы, авиньонского пленника и союзника Франции, заявляя, что Иоанн не имел права ставить Англию в зависимые отношения. § Дж. Виклиф доказывал, что в случае нужды государство имеет право лишить церковь ее владений. Папа не оказывает никаких услуг английскому королевству, помогает его врагам, и парламент имеет полное право не платить ему подати. § Считал, что духовная власть во всех мирских делах подчиняется гражданской юрисдикции; церковь не должна владеть собственностью; отлучение не имеет силы, если не вызвано грехом того, против кого направлено; ни в каком случае оно не может быть произнесено за проступок чисто светского характера; верховным судьей человеческой совести является не Папа, а Бог. § Дж. Виклиф рассылал по стране так называемых «бедных священников».
учение Яна Гуса Чехия XIV–XV вв. § Ян Гус соглашался с Джоном Виклефом § Ян Гус проповедник, идеолог чешской Реформации. § Родился в бедной крестьянской семье. § Ян Гус обличал католическое духовенство, требовал коренной реформы церкви, осуждал её богатство, развращённость клира, симонию (продажа и покупка церковных должностей), § Идеал – церковь, улучшенная по образцу церкви раннехристианской. § Источник действий верующих – Священное писание, а не распоряжения официальной церкви и её главы § Ян Гус был осужден собором как еретик и сожжён заживо. Гибель Г. вызвала скорбь, возмущение и всеобщий взрыв народного недовольства в Чехии, вылившиеся в гуситское движение.
Появление и укрепление третьего сословия привело к появлению новой реформированной церкви, простой, благославляющей на успех.
Ересь на Руси
«Ересь жидовствующих» Новгород, Москва конец XV – начало XVI вв. В 1484 году Иван III назначил новгородским епископом Геннадия Гонзова, который обнаружил в Новгороде «ересь жидовствующих»(Новгородско-московская ересь) –идейное течение, охватившее часть русского общества, в основном Новгорода и Москвы, в конце XV – начале XVI вв., отрицавшее основные православные догматы и проповедующее элементы иудаизма. Жидовствующие отрицали: - Монашество, - духовную иерархию, - поклонение иконам, - таинства, - посты и праздники, - троичность Божества (Святую Троицу), - Святого Духа как Божественной Ипостаси, - божественность И. Христа, - Воскресение И. Христа и бессмертие человеческой души, - Страшный Суд, - апостольские и святоотеческие писания, - храмы, все священные предметы, службы и обряды. Жидовствующие призывали соблюдать: - закон Моисеев, - субботу, - празднование иудейской Пасхи Собственно еврейский элемент не играл в этом учении особенной роли и сводился лишь к некоторым обрядам. Некоторые еретики пользовались покровительством великого князя (дьяк Ф. Курицын, священники Денис и Алексей, жена наследника престола Ивана Ивановича Елена Волошанка). Сам Иван III не придавал делу о ереси большого значения. Однако, епископ Геннадий привлек на свою сторону некоторых церковных иерархов, в т.ч. Иосифа Волоцкого. После смерти митрополита Московского Геронтия в 1490 г. новым митрополитом Московским стал Зосима, ставленник Ф. Курицына. Но тогда же умер наследник престола княжич Иван Иванович, женой которого была покровительница еретиков Елена Стефановна. Выросла роль ревнителей ортодоксального православия Софьи Палеолог, княжича Василия и архиепископа Геннадия. В октябре 1490 г. состоялся церковный собор, осудивший ереси. Ряд лидеров еретиков был арестован; некоторые попали в заключение (их содержали в очень суровых условиях, ставших для многих смертельными), некоторых показательно провезли по Новгороду. Вместе с тем, некоторые сторонники ереси не были арестованы, например, Ф. Курицын. Однако борьба с ересями продолжилась. В 1502 г. была арестована Елены Волошанка. Василий Иванович, сын поборницы православия Софьи Палеолог, был провозглашен наследником. В результате сторонники ереси в значительной степени утратили влияние при дворе, а Иван III поддержал борьбу против еретиков. В 1504 г. в Москве был созван новый церковный собор, осудивший лидеров ереков на смерть. 27.12.1504 г. в Москве были сожжены главные еретики; казни прошли и в Новгороде. Необходимо учитывать, что в это время в Западной Европе были распространены рационалистические учения.
Дискуссия нестяжателей и иосифлян
Дискуссия нестяжателей и иосифлян с конца XV в. Московская русь В русской церкви появилисьдва течения «нестяжатели»во главе сНилом Сорским и «иосифляне»под руководством Иосифа Волоцкого, по-разному относившиеся к вопросу о церковной собственности: «Нестяжатели», выступали за добровольный отказ церкви от богатств и переход к более бедной и аскетичной жизни. «Иосифляне» отстаивали право церкви на богатство (в частности, на земли). Но, вместе с тем, они выступали за соблюдение монастырских уставов, бедность и трудолюбие каждого монаха в отдельности. Учитывая, что Иван III вынашивал идею секуляризации земель, его явные симпатии были на стороне «нестяжателей».