Процесс регистрации изображений

История этого процесса тоже начинается во времена доисторические, поскольку впервые влияние света на ляпис (азотнокислое серебро) обнаружил в 8 веке арабский алхимик Ябир (Джабир) ибн Хайам, известный в Европе под именем Гебер (ок. 721-ок. 815), занимавшийся вопросами трансмутации металлов.

В 17 веке Роберт.Бойль (Robert Boyle, 1627 – 1691) обнаружил светочувствительность солей золота.

В 1694 году Вильгельм Гомберг (Wilhelm Homberg, 1652 – 1715) обнаружил почернение поверхности кости, обработанной раствором серебра в азотной кислоте, т.е. открыл светочувствительность азотнокислого серебра. С этой даты, 1694 г., можно отсчитывать уже не древнейшую, а древнюю историю второго процесса, поскольку в дальнейшем мы уже с точностью до года можем идентифицировать отдельные события.

В 1725 году Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693 – 1766) открыл светочувствительность солей железа. Это событие можно считать, во всяком случае, в научном плане, первой точкой ветвления. Рождение светописи на основе солей железа сыграло значительную роль в технике, поскольку именно на светочувствительности солей железа долгое время основывались системы копирования чертежей. Практической реализации пришлось ждать до 1842 года, когда Джон Фредерик Вильям Гершель (John Frederick William Herschel,1792 – 1871)изобрел ферропруссиатную бумагу, ставшую основой процесса цианотипии, в котором светочувствительной средой является лимоннокислое железо; при светокопировании чертежей и после обработки раствором красной кровяной соли образуются белые линии на синем фоне.

В 1727 году Иоган Генрих Шульце (Johann Heinrich Schulze, 1687 – 1744) наблюдал светочувствительность хлористого серебра и впервые показал эффект светописи. Событие тоже эпохальное, поскольку здесь речь идет уже не просто о неком физическом явлении, но о его практическом применении в эксперименте.

В 1802 году Томас Веджвуд (Thomas Wedgwood, 1771 – 1805) получил копированием негативное изображение на коже или бумаге, пропитанной раствором азотнокислого серебра. В том же году Хемфри Деви (Humphry Davy, 1778 – 1829) применил метод Веджвуда для получения в солнечном микроскопе снимков с мелких объектов. Имеются все основания считать эти события началом современного этапа, поскольку в одном действующем устройстве были использованы два из трех основополагающих процессов.

В 1813 году Ньепс начал опыты по получению светописных отпечатков на литографском камне и пластинках олова, покрытых лаками своего изобретения. Он назвал этот способ гелиографией. Здесь впервые были объединены в одном устройстве все три процесса. С этого момента все остальные изобретения в области светописи можно рассматривать как усовершенствования уже существующего процесса. Эту же дату можно считать и началом истории третьего процесса - фиксирования.

В истории гелиографии следует отметить получение Ньепсом в 1822 году оттисков с рельефного клише, полученного травлением асфальтового покрытия, облученного светом. Гелиография стала основой фотомеханических репродукционных процессов в полиграфии.

В 1819 году Джон Гершель открыл растворяющее действие тиосульфата натрия на галоидное серебро, т.е. современный способ фиксации фотографических изображений, однако в истории фотографии этот метод был применен отнюдь не сразу.

В 1835 году Луи Жак Манде Дагер открыл способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной посеребренной пластине, а в 1837 году смог его зафиксировать.

В 1836 году Вильгельм Генри Фокс Тальбот получил контактный отпечаток листа папоротника на бумаге, покрытой хлористым серебром. В 1839 году он описал способ фиксирования снимков на хлористой бумаге крепким раствором поваренной соли или йодистого калия. Его брошюра "Доклад по искусству фотогенического рисования, или процесс, с помощью которого естественные объекты могут быть изображены без помощи кисти художника", была опубликована 21 февраля 1839 года. Тальбот не сумел зафиксировать свой приоритет, и, как мы уже говорили, официальный отсчет фотографии идет от сообщения Д.Ф.Араго 7 января 1839 г.

Работы, непосредственно относящиеся к данной теме, велись задолго до 1839 года, и дата, взятая за официальное рождение фотографии, весьма условна. В этом же 1839 году Александр Эдмон Беккерель (Alexandre Edmond Beckerel, 1820 – 1891) открыл фотогальванический эффект на границе металлического электрода и жидкости. С научной точки зрения, это открытие можно считать еще одной точкой ветвления в процессе регистрации изображения, приведшей в конце концов к электронной фотографии. Это уже непосредственно наша история, и прежде чем перейти к ее детальному рассмотрению, отмечу несколько ключевых событий серебряной фотографии. К таким событиям я отношу те, что могут считаться новыми точками ветвления, а также те, которые позволяют сопоставить скорости развития разных ветвей светописи.