НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ



 


бочих, а в 1973 г. этот тезис поддержали уже 80% студентов и 74% нестуденческой молодежи 67.

Показательно также изменение приоритетов трудовой деятельности к кризис ее мотиваций, характерных для американского «общества потреб­ления». На первое место взамен материальных благ и символов престижа выдвинулся мотив содержания самого труда (в 1973 г.— 77% студенче­ства и 66% нестуденческой молодежи) 68. В среде студенчества начала 70-х годов увеличилась тяга к «невыгодным», «непрестижным» профес­сиям, связанным с социальным обслуживанием рядовых людей, и особен­но бедноты (школы, больницы и т. п.). Распространение подобных жиз­ненных ориентации сочеталось с критикой системы современного амери­канского капитализма и развитием антибуржуазных тенденций в массовом сознании. Один из ведущих американских буржуазных социологов — Д. Белл в начале 70-х годов констатировал: «Если на данный момент наблюдается затишье политического радикализма, то культурный ради­кализм продолжает развиваться более сложными путями»69.

Идейные и этические поиски леворадикальной молодежи выражали растущую общественную неудовлетворенность буржуазным образом жиз­ни и образом мысли и потребность в иных ценностных ориентирах. По­пытки «бунтующего поколения» создать альтернативу буржуазной культуре выразились в особом культурно-историческом феномене, полу­чившем название контркультуры и представляющем собой комплекс со­циально-психологических и идейно-мировоззренческих установок70. Зафиксированное американскими исследователями в конце 60-х годов-явление контркультуры знаменовало дальнейшее совмещение двух граней молодежного протеста — левого политического радикализма и движения хиппи. И хотя контркультура, провозгласившая своей целью «революцию посредством изменения сознания», ограничивала социальный протест сферой культуры, тем не менее се острие направлялось против автори-гарно-бюрократических тенденций современного монополистического ка­питализма, и прежде всего его дегуманизирующей роли.

Идейно-психологические процессы, обозначаемые понятием «контр­культура», происходили одновременно во многих капиталистических стра-нaх, затрагивая главным образом молодежь, принадлежавшую по своему социальному происхождению к средним слоям. Наиболее полное развитие этих процессов было отмечено в США, где они обнаружились раньше по вpемени и в более четких формах.

Центральные мировоззренческие установки контркультуры связаны с yтверждением абсолютной ценности личности и апологией свободы само-выражения «естественного человека» 71. Средством достижения подлин-

67 Yankelovich D. Changing Values in the 60's. A Study of American Youth. N. Y., 1974, p. 16, 24.

68 Yankelovich D. The New Morality. A Profile of American Youth in Hie 70's. N. Y.T

1974, p. 70, 106—107.

69 Bell D. Sensibilities in the 60's.— In: Youth: Divergent Perspectives/Ed, by P. K. Man

ning. N. Y.; L., 1973, p. 27.

70 Проблематика контркультуры основательно исследована в советской литературе.

См.: Замошкин Ю. А., Мотрошилоеа Н. В. Некоторые современные тенденции в

развитии сознания американских «новых левых».— В кн.: Исторический мате

риализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972: Мель-

виль А. Ю.. Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М.. 1982 и др.

71 В исследованиях, посвященных анализу контркультуры, эти установки пoлучили

название этики самоосуществления, или самореализации.
ной свободы сторонники контркультуры считали слияние человека со сти­хийными силами дикой природы («новый натурализм») и развитие «нового способа чувствования» (new sensibility), под которым подразуме­валось сочетание интуитивно-мистического и непосредственно-чувствен­ного мировосприятия. Подобные идеалы противопоставлялись техницизму западной цивилизации и господствующему в ней рационализму научного знания.

Таковы основные идейные элементы контркультуры, которые вопреки претензиям ее приверженцев на абсолютную новизну в действительности принадлежат идейно-психологической традиции иррационализма, прони­зывающей историю Запада в виде сильного «подводного» течения, сосу­ществующего с основным рационалистическим культурным потоком и оппозиционного ему. Непосредственной идеологической основой контр­культуры послужили концепции левого фрейдизма 72, изложенные в ра­ботах Г. Маркузе и Н. Брауна 73.

В прошлом умонастроения, выражавшие антирационалистические и антитехницистские тенденции духовного развития Запада, были достоя­нием узких кругов интеллигентской элиты, некоторых еретических хри­стианских сект или деклассированных одиночек. В середине XX в., ког­да в результате научно-технической революции в условиях монополи­стического капитализма усилилось ощущение всестороннего подавления личности, эти установки приобрели актуальность и получили относитель­но массовое распространение в рамках контркультуры, главным образом в среде молодой интеллигенции.

Связанная с контркультурой весьма острая идейная полемика в США привела к возникновению на рубеже 60—70-х годов леворадикальных концепций, обосновывающих особую роль этой формы молодежного про­теста в борьбе за социальные изменения. Их авторы — Т. Розак, Ч. Рейч, Ф. Слейтер и др.— утверждали, что значительная часть молодого поколе­ния индустриально развитых капиталистических стран создает свою культуру («новое сознание»), якобы радикально отличающуюся по всем главным установкам от господствующей культуры современного буржуаз­ного общества. По мнению теоретиков контркультуры, ее носители к кон­цу 60-х годов образовали достаточно многочисленное «контробщество», которое стало субъектом будущих радикальных преобразований. Основ­ным фактором социальных изменений у них выступал антагонизм не классов, а поколений, выражающийся в борьбе антагонистических типов сознания, и в наиболее крайней форме — конфликт между всем общест­вом и деперсонифицированным истэблишментом. Согласно Ч. Рейчу, освобождение личности означает свободу от логики разума, поскольку она используется для оправдания преступлений истэблишмента.

Утопический социальный проект Т. Розака был основан на полном отрицании позитивных сторон научно-технического прогресса, а в каче­стве главных средств освобождения идеологи коитркультуры предлагали возврат к первобытным магическим ритуалам, опрощение, наркотики и «поп-музыку», поскольку эти последние, обостряя эмоциональное вос­приятие, якобы препятствуют «отупению» человека, способствующему его

72 Одно из направлений социального фрейдизма, основанное на использовании ме­тода психоанализа для создания теорий радикального переустройства общества.

73 Подробнее см.: Баталов Э. В. Философия бунта. М., 1974; Новинская М, И. Сту­денчество США: Социально-психологический очерк. М., 1977. гл. 4.



II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ



 


всестороннему подчинению буржуазной общественной системе. Авторы концептуальных схем контркультуры обнаружили непонимание истинной природы репрессивных механизмов современного капиталистического об­щества и утопические представления о путях его радикального пере­устройства исключительно посредством изменения сознания и куль­туры.

Упомянутыми именами не ограничивался список «властителей дум» молодых приверженцев коптркультуры. Среди них были также поэт-бит­ник А. Гинсберг, писатель Н. Мейлер, проповедник «религии наркотиков» Т. Лири, а также писатель и публицист П. Гудмен, снискавший широкую популярность среди радикально настроенной молодежи.

В сочинениях Гудмена — и это, вероятно, наиболее привлекательная сторона его творчества для молодежи — содержалась развернутая крити­ка конкретных сторон американской социальной действительности, в част­ности критика капиталистической урбанизации, постановки высшего образования в США и т. д.74 П. Гудмен разрабатывал анархистские и коммунитарные социальные проекты на основе своей концепции «геш-тальттерапии» 75, согласно которой все формы жизни, как биологической, так и общественной, представляют собой мистическое единство организ­ма и среды. Созданный П. Гудменом ностальгический образ целостности мира оказался созвучным тяготению молодежи к общности, ее неприятию разобщающего культа индивидуального успеха, господствующего в аме­риканской культуре.

Обладая известной концептуальной базой и имея своих идеологов, контркультура, однако, не представляла собой стройную идейно-мировоз­зренческую систему. Контркультура была прежде всего практическим по­иском «нового образа жизни», альтернативного буржуазному. Этим по­нятием обозначался особый тип мировосприятия и жизненного стиля, в основе которого лежало стремление к утверждению этических ценно­стей, несовместимых с практикой капитализма, таких, как антипотреби­тельство и приоритет духовности, эгалитаризм и альтруизм в качестве основы межличностных отношений и т. д. Сторонники контркультуры пропагандировали разрыв с окружающим обществом. Многие из них по­кидали семьи, уходили из городов и часто вовлекались в разного рода коммунитарные эксперименты (в том числе и религиозные) по созданию очагов «новой морали» и «подлинной свободы». Однако эксперименты контркультуры терпели неудачу или же заканчивались трагично.

Этическое и идеологическое творчество американской леворадикаль­ной молодежи, направленное против господствующих буржуазных ценно­стей и норм, так и не смогло их преодолеть. «Тотальное отрицание» цен­ностей капиталистической системы, провозглашенное молодыми бунтаря­ми, во многом оставалось чисто внешним. Более всего это проступало в особой манере поведения и одежды, наркомании и морали так называе­мой «сексуальной революции».

Восстав против господства пуританской морали и протестантской тру­довой этики, сторонники контркультуры не видели, что сражаются с уже несуществующим врагом, не понимали, что их оружие в этой борьбе — принципиальное безделье, наркомания, нравственная распущенность, вы-

74 Goodman P. Growing up Absurd. N. Y., 1960 и др.

75 Gestalt (нем.)—целостный образ. Подробнее см.: Goodwin P., Pearls Ph., Heffer-
line R.
Gestalt-Therapy. N. Y., 1951.


двигаемые в качестве культурных форм антибуржуазного протеста, в дейcтвительности представляют собой крайности господствующих культурных установок современной гедонистской буржуазной «цивилизации дoсуга». Эти стороны контркультуры были, в сущности, порождением об-щества, от которого «бунтующее поколение» пыталось бежать. Именно в этой части контркультура смыкалась с «массовой культурой», насаждае­мой и финансируемой крупным капиталом. Характерно, что художествен­ные приемы контркультурного авангардизма легко и быстро усваивались буржуазной «массовой культурой» и приспособлялись ею для чисто ком­мерческих нужд.

Родство контркультуры с буржуазной системой ценностей прослежи­валось и в ее центральных, глубинных установках, связанных с принци­пами самореализации и абсолютной свободы «естественного человека». Вопреки претензиям па «тотальное» отрицание американской буржуаз­ной культуры эти принципы оказались, по сути дела, лишь новыми ва­риантами буржуазного индивидуализма и прагматизма, культивируемых в массовом сознании американцев всем жизненным укладом общества.

В определенной мере отражая реальную потребность в повой миро­воззренческой и этической системе, контркультура как на идеологиче­ском, так и на социально-психологическом уровне оказалась несостоя­тельной в своих попытках эту систему создать. Она заключала в себе глубоко противоречивые, подчас взаимоисключающие, начала76. С од­ной стороны, она вызывалась к жизни сильным гуманистическим им­пульсом, ей были присущи напряженные духовные и этические поиски альтернативных культурно-ценностных ориентиров. С другой стороны, протест против тенденции современного капитализма к тотальной дегу­манизации буржуазного общества зачастую сводился к требованию абсо­лютной свободы ничем не ограничиваемых инстинктов; отказ от тради­ционной ориентации на успех оборачивался презрением к труду; разо­чарование в буржуазном идеале потребительства приводило к утрате всяких позитивных идеалов; отрицание буржуазной «массовой культуры» становилось пренебрежением к высшим достижениям культуры. Внутрен­няя логика принципа неограниченного самоосуществления вела к изощ­ренному эгоцентрическому варианту гедонизма и к асоциальным формам протеста. Эти противоречия контркультуры способствовали вырождению критики капиталистической рациональности в апологию мистического иррационализма, проповеди свободы и естественности — в культ вседозво­ленности и примитивизма.

Контркультура не смогла заполнить образовавшийся в США к сере-дине XX в. духовный вакуум, ставший причиной резкого усиления таких пороков американского общества, как преступность и наркомания. В це­лом она воспринималась рядовыми американцами как явление чуждое и часто враждебное, а в начале 70-х годов утратила привлекательность Даже для своих бывших сторонников. Однако, будучи реакцией на кри­зисные явления современного капитализма, установки контркультуры оказали определенное влияние на массовое сознание американцев. Отри­цание ею потребительского идеала и напряженные поиски духовной са­мореализации личности положили начало сдвигам в общественной психо-

76 В марксистской литературе отмечалось, что к контркультуро «относились явле­ния, не только глубоко различные, но и зачастую полярные в социально-полити­ческом и идейно-художественном плане» (Коммунист, 1983, № 3, с. 90).



II УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ


 


логии американцев, характерным для последующего десятилетия 70-х годов. Так, «новый натурализм» контркультуры в полемически заострен­ной форме выдвинул одну из наиболее важных проблем современности — экологическую, которая впоследствии (конец 70-х — 80-е годы) оказалась в центре общественного интереса 77.

4. Коммунистическая партия в борьбе за массы

Активное участие Компартии в антивоенном движении, поддержка борьбы рабочего класса и движения черного населения страны, кампания в защиту жизни Анджелы Дэвис способствовали росту авторитета партии и ее лидеров, развитию ее связей с массами, с антивоенными, молодеж­ными, негритянскими организациями. Численность партии увеличива­лась, причем главным образом за счет молодежи и рабочего класса.

18—21 февраля 1972 г. в Нью-Йорке состоялся XX съезд Компартии. На съезде присутствовали 254 делегата из 36 штатов и федерального ок­руга Колумбия. 34% участников были моложе 30 лет, 30% делегатов — женщины, 33% делегатов составляли черные, американцы мексиканского происхождения и пуэрториканцы. В числе делегатов были металлурги, автомобилестроители, портовые, строительные рабочие, представители многих других отраслей промышленности. 123 делегата были членами различных профсоюзов. Такой состав съезда свидетельствовал об опре­деленных переменах, происшедших в партии за период после XIX съез­да КП. Во-первых, происходило омоложение партии, и, во-вторых, росла рабочая прослойка, увеличилось числе членов профсоюзов. Все это нашло отражение и в работе съезда. Ветераны партии и сами руководители от­мечали боевой дух его участников, единство, сплоченность.

Подводя итоги деятельности партии за период, прошедший со време­ни предыдущего съезда, Г. Холл заявил, что, несмотря на трудные усло­вия, атаки со стороны реакции. Компартия пришла к XX съезду окреп­шей, качественно улучшив свою работу. Ее связи с массами стали прочнее, возросло ее участие в профсоюзном движении. Но обстановка, заявил Г. Холл, требует усиления работы по укреплению партии. Важ­нейшей задачей, отметил он, остается пополнение ее рядов, и прежде всего за счет рабочего класса.

Большое внимание съезд уделил идеологическим проблемам, чему был посвящен доклад Генри Уинстона. Подчеркивая необходим.ость активи­зации борьбы за единство всех трудящихся страны, выступающих против антинародной политики монополистического капитала, Г. Уинстон заявил: «Это единство возможно и необходимо лишь на основе марксизма-лени­низма — единственной научной теории, которой принадлежит будущее всего человечества». Указав на опасность мелкобуржуазной идеологии, ко­торая отрицает авангардную роль рабочего класса в социальной револю­ции, Уинстон подчеркнул: «Только марксизм-ленинизм исходит из того, что рабочий класс является подлинным авангардом революционной борь­бы и что только рабочий класс способен покончить с капитализмом и

77 О влиянии контркультуры на развитие «новых ценностей» американцев в 70-е годы см. также: Yankelovich D. New Rules.


построить социалистическое, а затем коммунистическое общество. Только pабочий класс способен обеспечить подлинную, а не фальшивую демо­кратию, а также оказать решающую поддержку национально-освободи-тельному движению колониальных и зависимых народов» 78.

Съезд принял главную политическую резолюцию «Путь к миру, сво­боде, социализму», содержавшую четкий анализ международной обста­новки, изменения соотношения сил на мировой арене в пользу социализ­ма позитивных сдвигов в советско-американских отношениях, а также-внутриполитического положения в США. Значительная часть резолюции была посвящена проблемам партийного строительства. В состав нового-Центрального Комитета КП США были избраны 40 человек и еще 120 человек — в состав Национального совета. Генеральным секретарем партии был вновь избран Г. Холл, Национальным председателем пар­тии — Г. Уинстон. Съезд, рассмотрев вопрос об участии Компартии в из­бирательной кампании 1972 г., утвердил кандидатом на пост президента от партии Г. Холла, на пост вице-президента Джарвиса Тайнера, лидера Союза молодых рабочих за освобождение. 21 февраля съезд закончил

работу.

Одним из основных пунктов внешнеполитического раздела избира­тельной платформы Компартии было улучшение советско-американских отношений. КП США высоко оценила итоги переговоров между полити­ческими руководителями СССР и США в мае 1972 г. В принятом парти­ей заявлении говорилось: «Переговоры на высшем уровне в Москве яви­лись победой всех народов мира. На переговорах был подтвержден прин­цип мирного сосуществования различных социальных систем. Подтверждение этого принципа явилось шагом на пути превращения са­мой идеи мирного сосуществования в реальность...» 79.

Компартия в ходе избирательной кампании разъясняла массам важ­ность улучшения советско-американских отношений для дела мира. Та­кая работа партии была необходима, так как противники разрядки меж­дународной напряженности после непродолжительного замешательства, перешли в наступление.

Партия добилась определенного успеха в кампании по сбору подпи­сей под петициями с требованиями о внесении кандидатов партии в из­бирательные бюллетени в различных штатах. В 25 штатах страны Ком­партия собрала 400 тыс. подписей. Однако право участвовать в выборах: она получила только в 13 штатах и федеральном округе Колумбия.

Участие Компартии в избирательной: кампании 1972 г. имело важное значение и для самой партии, и для деятельности всех левых сил страны. Г. Холл оценил успехи КП США в избирательной кампании 1972 г. как ее большое достижение. «Мы пробили стены бойкота, которые возвели вокруг нас органы массовой информации,— заявил он.— ... Избиратель-нaя кампания доказала, что десятки миллионов людей готовы не только прислушиваться к нашему голосу, но и серьезно взвешивать точку зре­ния коммунистов» 80. Одним из важнейших итогов избирательной кампа­нии было преодоление некоторых негативных, пессимистических настрое­ний в среде коммунистов, у которых окрепла вера в собственные силы,

78 Political Affairs, 1972, Mar., p. 19.
79 World Magazine, 1972, June 10, p. 2.
80 Hall G. The Crisis of the US Capitalism and the Fight Back. N. Y., 1975, p. 6.



II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ