НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ
бочих, а в 1973 г. этот тезис поддержали уже 80% студентов и 74% нестуденческой молодежи 67.
Показательно также изменение приоритетов трудовой деятельности к кризис ее мотиваций, характерных для американского «общества потребления». На первое место взамен материальных благ и символов престижа выдвинулся мотив содержания самого труда (в 1973 г.— 77% студенчества и 66% нестуденческой молодежи) 68. В среде студенчества начала 70-х годов увеличилась тяга к «невыгодным», «непрестижным» профессиям, связанным с социальным обслуживанием рядовых людей, и особенно бедноты (школы, больницы и т. п.). Распространение подобных жизненных ориентации сочеталось с критикой системы современного американского капитализма и развитием антибуржуазных тенденций в массовом сознании. Один из ведущих американских буржуазных социологов — Д. Белл в начале 70-х годов констатировал: «Если на данный момент наблюдается затишье политического радикализма, то культурный радикализм продолжает развиваться более сложными путями»69.
Идейные и этические поиски леворадикальной молодежи выражали растущую общественную неудовлетворенность буржуазным образом жизни и образом мысли и потребность в иных ценностных ориентирах. Попытки «бунтующего поколения» создать альтернативу буржуазной культуре выразились в особом культурно-историческом феномене, получившем название контркультуры и представляющем собой комплекс социально-психологических и идейно-мировоззренческих установок70. Зафиксированное американскими исследователями в конце 60-х годов-явление контркультуры знаменовало дальнейшее совмещение двух граней молодежного протеста — левого политического радикализма и движения хиппи. И хотя контркультура, провозгласившая своей целью «революцию посредством изменения сознания», ограничивала социальный протест сферой культуры, тем не менее се острие направлялось против автори-гарно-бюрократических тенденций современного монополистического капитализма, и прежде всего его дегуманизирующей роли.
Идейно-психологические процессы, обозначаемые понятием «контркультура», происходили одновременно во многих капиталистических стра-нaх, затрагивая главным образом молодежь, принадлежавшую по своему социальному происхождению к средним слоям. Наиболее полное развитие этих процессов было отмечено в США, где они обнаружились раньше по вpемени и в более четких формах.
Центральные мировоззренческие установки контркультуры связаны с yтверждением абсолютной ценности личности и апологией свободы само-выражения «естественного человека» 71. Средством достижения подлин-
67 Yankelovich D. Changing Values in the 60's. A Study of American Youth. N. Y., 1974, p. 16, 24.
68 Yankelovich D. The New Morality. A Profile of American Youth in Hie 70's. N. Y.T
1974, p. 70, 106—107.
69 Bell D. Sensibilities in the 60's.— In: Youth: Divergent Perspectives/Ed, by P. K. Man
ning. N. Y.; L., 1973, p. 27.
70 Проблематика контркультуры основательно исследована в советской литературе.
См.: Замошкин Ю. А., Мотрошилоеа Н. В. Некоторые современные тенденции в
развитии сознания американских «новых левых».— В кн.: Исторический мате
риализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972: Мель-
виль А. Ю.. Разлогов К. Э. Контркультура и «новый» консерватизм. М.. 1982 и др.
71 В исследованиях, посвященных анализу контркультуры, эти установки пoлучили
название этики самоосуществления, или самореализации.
ной свободы сторонники контркультуры считали слияние человека со стихийными силами дикой природы («новый натурализм») и развитие «нового способа чувствования» (new sensibility), под которым подразумевалось сочетание интуитивно-мистического и непосредственно-чувственного мировосприятия. Подобные идеалы противопоставлялись техницизму западной цивилизации и господствующему в ней рационализму научного знания.
Таковы основные идейные элементы контркультуры, которые вопреки претензиям ее приверженцев на абсолютную новизну в действительности принадлежат идейно-психологической традиции иррационализма, пронизывающей историю Запада в виде сильного «подводного» течения, сосуществующего с основным рационалистическим культурным потоком и оппозиционного ему. Непосредственной идеологической основой контркультуры послужили концепции левого фрейдизма 72, изложенные в работах Г. Маркузе и Н. Брауна 73.
В прошлом умонастроения, выражавшие антирационалистические и антитехницистские тенденции духовного развития Запада, были достоянием узких кругов интеллигентской элиты, некоторых еретических христианских сект или деклассированных одиночек. В середине XX в., когда в результате научно-технической революции в условиях монополистического капитализма усилилось ощущение всестороннего подавления личности, эти установки приобрели актуальность и получили относительно массовое распространение в рамках контркультуры, главным образом в среде молодой интеллигенции.
Связанная с контркультурой весьма острая идейная полемика в США привела к возникновению на рубеже 60—70-х годов леворадикальных концепций, обосновывающих особую роль этой формы молодежного протеста в борьбе за социальные изменения. Их авторы — Т. Розак, Ч. Рейч, Ф. Слейтер и др.— утверждали, что значительная часть молодого поколения индустриально развитых капиталистических стран создает свою культуру («новое сознание»), якобы радикально отличающуюся по всем главным установкам от господствующей культуры современного буржуазного общества. По мнению теоретиков контркультуры, ее носители к концу 60-х годов образовали достаточно многочисленное «контробщество», которое стало субъектом будущих радикальных преобразований. Основным фактором социальных изменений у них выступал антагонизм не классов, а поколений, выражающийся в борьбе антагонистических типов сознания, и в наиболее крайней форме — конфликт между всем обществом и деперсонифицированным истэблишментом. Согласно Ч. Рейчу, освобождение личности означает свободу от логики разума, поскольку она используется для оправдания преступлений истэблишмента.
Утопический социальный проект Т. Розака был основан на полном отрицании позитивных сторон научно-технического прогресса, а в качестве главных средств освобождения идеологи коитркультуры предлагали возврат к первобытным магическим ритуалам, опрощение, наркотики и «поп-музыку», поскольку эти последние, обостряя эмоциональное восприятие, якобы препятствуют «отупению» человека, способствующему его
72 Одно из направлений социального фрейдизма, основанное на использовании метода психоанализа для создания теорий радикального переустройства общества.
73 Подробнее см.: Баталов Э. В. Философия бунта. М., 1974; Новинская М, И. Студенчество США: Социально-психологический очерк. М., 1977. гл. 4.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ
всестороннему подчинению буржуазной общественной системе. Авторы концептуальных схем контркультуры обнаружили непонимание истинной природы репрессивных механизмов современного капиталистического общества и утопические представления о путях его радикального переустройства исключительно посредством изменения сознания и культуры.
Упомянутыми именами не ограничивался список «властителей дум» молодых приверженцев коптркультуры. Среди них были также поэт-битник А. Гинсберг, писатель Н. Мейлер, проповедник «религии наркотиков» Т. Лири, а также писатель и публицист П. Гудмен, снискавший широкую популярность среди радикально настроенной молодежи.
В сочинениях Гудмена — и это, вероятно, наиболее привлекательная сторона его творчества для молодежи — содержалась развернутая критика конкретных сторон американской социальной действительности, в частности критика капиталистической урбанизации, постановки высшего образования в США и т. д.74 П. Гудмен разрабатывал анархистские и коммунитарные социальные проекты на основе своей концепции «геш-тальттерапии» 75, согласно которой все формы жизни, как биологической, так и общественной, представляют собой мистическое единство организма и среды. Созданный П. Гудменом ностальгический образ целостности мира оказался созвучным тяготению молодежи к общности, ее неприятию разобщающего культа индивидуального успеха, господствующего в американской культуре.
Обладая известной концептуальной базой и имея своих идеологов, контркультура, однако, не представляла собой стройную идейно-мировоззренческую систему. Контркультура была прежде всего практическим поиском «нового образа жизни», альтернативного буржуазному. Этим понятием обозначался особый тип мировосприятия и жизненного стиля, в основе которого лежало стремление к утверждению этических ценностей, несовместимых с практикой капитализма, таких, как антипотребительство и приоритет духовности, эгалитаризм и альтруизм в качестве основы межличностных отношений и т. д. Сторонники контркультуры пропагандировали разрыв с окружающим обществом. Многие из них покидали семьи, уходили из городов и часто вовлекались в разного рода коммунитарные эксперименты (в том числе и религиозные) по созданию очагов «новой морали» и «подлинной свободы». Однако эксперименты контркультуры терпели неудачу или же заканчивались трагично.
Этическое и идеологическое творчество американской леворадикальной молодежи, направленное против господствующих буржуазных ценностей и норм, так и не смогло их преодолеть. «Тотальное отрицание» ценностей капиталистической системы, провозглашенное молодыми бунтарями, во многом оставалось чисто внешним. Более всего это проступало в особой манере поведения и одежды, наркомании и морали так называемой «сексуальной революции».
Восстав против господства пуританской морали и протестантской трудовой этики, сторонники контркультуры не видели, что сражаются с уже несуществующим врагом, не понимали, что их оружие в этой борьбе — принципиальное безделье, наркомания, нравственная распущенность, вы-
74 Goodman P. Growing up Absurd. N. Y., 1960 и др.
75 Gestalt (нем.)—целостный образ. Подробнее см.: Goodwin P., Pearls Ph., Heffer-
line R. Gestalt-Therapy. N. Y., 1951.
двигаемые в качестве культурных форм антибуржуазного протеста, в дейcтвительности представляют собой крайности господствующих культурных установок современной гедонистской буржуазной «цивилизации дoсуга». Эти стороны контркультуры были, в сущности, порождением об-щества, от которого «бунтующее поколение» пыталось бежать. Именно в этой части контркультура смыкалась с «массовой культурой», насаждаемой и финансируемой крупным капиталом. Характерно, что художественные приемы контркультурного авангардизма легко и быстро усваивались буржуазной «массовой культурой» и приспособлялись ею для чисто коммерческих нужд.
Родство контркультуры с буржуазной системой ценностей прослеживалось и в ее центральных, глубинных установках, связанных с принципами самореализации и абсолютной свободы «естественного человека». Вопреки претензиям па «тотальное» отрицание американской буржуазной культуры эти принципы оказались, по сути дела, лишь новыми вариантами буржуазного индивидуализма и прагматизма, культивируемых в массовом сознании американцев всем жизненным укладом общества.
В определенной мере отражая реальную потребность в повой мировоззренческой и этической системе, контркультура как на идеологическом, так и на социально-психологическом уровне оказалась несостоятельной в своих попытках эту систему создать. Она заключала в себе глубоко противоречивые, подчас взаимоисключающие, начала76. С одной стороны, она вызывалась к жизни сильным гуманистическим импульсом, ей были присущи напряженные духовные и этические поиски альтернативных культурно-ценностных ориентиров. С другой стороны, протест против тенденции современного капитализма к тотальной дегуманизации буржуазного общества зачастую сводился к требованию абсолютной свободы ничем не ограничиваемых инстинктов; отказ от традиционной ориентации на успех оборачивался презрением к труду; разочарование в буржуазном идеале потребительства приводило к утрате всяких позитивных идеалов; отрицание буржуазной «массовой культуры» становилось пренебрежением к высшим достижениям культуры. Внутренняя логика принципа неограниченного самоосуществления вела к изощренному эгоцентрическому варианту гедонизма и к асоциальным формам протеста. Эти противоречия контркультуры способствовали вырождению критики капиталистической рациональности в апологию мистического иррационализма, проповеди свободы и естественности — в культ вседозволенности и примитивизма.
Контркультура не смогла заполнить образовавшийся в США к сере-дине XX в. духовный вакуум, ставший причиной резкого усиления таких пороков американского общества, как преступность и наркомания. В целом она воспринималась рядовыми американцами как явление чуждое и часто враждебное, а в начале 70-х годов утратила привлекательность Даже для своих бывших сторонников. Однако, будучи реакцией на кризисные явления современного капитализма, установки контркультуры оказали определенное влияние на массовое сознание американцев. Отрицание ею потребительского идеала и напряженные поиски духовной самореализации личности положили начало сдвигам в общественной психо-
76 В марксистской литературе отмечалось, что к контркультуро «относились явления, не только глубоко различные, но и зачастую полярные в социально-политическом и идейно-художественном плане» (Коммунист, 1983, № 3, с. 90).
II УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ
логии американцев, характерным для последующего десятилетия 70-х годов. Так, «новый натурализм» контркультуры в полемически заостренной форме выдвинул одну из наиболее важных проблем современности — экологическую, которая впоследствии (конец 70-х — 80-е годы) оказалась в центре общественного интереса 77.
4. Коммунистическая партия в борьбе за массы
Активное участие Компартии в антивоенном движении, поддержка борьбы рабочего класса и движения черного населения страны, кампания в защиту жизни Анджелы Дэвис способствовали росту авторитета партии и ее лидеров, развитию ее связей с массами, с антивоенными, молодежными, негритянскими организациями. Численность партии увеличивалась, причем главным образом за счет молодежи и рабочего класса.
18—21 февраля 1972 г. в Нью-Йорке состоялся XX съезд Компартии. На съезде присутствовали 254 делегата из 36 штатов и федерального округа Колумбия. 34% участников были моложе 30 лет, 30% делегатов — женщины, 33% делегатов составляли черные, американцы мексиканского происхождения и пуэрториканцы. В числе делегатов были металлурги, автомобилестроители, портовые, строительные рабочие, представители многих других отраслей промышленности. 123 делегата были членами различных профсоюзов. Такой состав съезда свидетельствовал об определенных переменах, происшедших в партии за период после XIX съезда КП. Во-первых, происходило омоложение партии, и, во-вторых, росла рабочая прослойка, увеличилось числе членов профсоюзов. Все это нашло отражение и в работе съезда. Ветераны партии и сами руководители отмечали боевой дух его участников, единство, сплоченность.
Подводя итоги деятельности партии за период, прошедший со времени предыдущего съезда, Г. Холл заявил, что, несмотря на трудные условия, атаки со стороны реакции. Компартия пришла к XX съезду окрепшей, качественно улучшив свою работу. Ее связи с массами стали прочнее, возросло ее участие в профсоюзном движении. Но обстановка, заявил Г. Холл, требует усиления работы по укреплению партии. Важнейшей задачей, отметил он, остается пополнение ее рядов, и прежде всего за счет рабочего класса.
Большое внимание съезд уделил идеологическим проблемам, чему был посвящен доклад Генри Уинстона. Подчеркивая необходим.ость активизации борьбы за единство всех трудящихся страны, выступающих против антинародной политики монополистического капитала, Г. Уинстон заявил: «Это единство возможно и необходимо лишь на основе марксизма-ленинизма — единственной научной теории, которой принадлежит будущее всего человечества». Указав на опасность мелкобуржуазной идеологии, которая отрицает авангардную роль рабочего класса в социальной революции, Уинстон подчеркнул: «Только марксизм-ленинизм исходит из того, что рабочий класс является подлинным авангардом революционной борьбы и что только рабочий класс способен покончить с капитализмом и
77 О влиянии контркультуры на развитие «новых ценностей» американцев в 70-е годы см. также: Yankelovich D. New Rules.
построить социалистическое, а затем коммунистическое общество. Только pабочий класс способен обеспечить подлинную, а не фальшивую демократию, а также оказать решающую поддержку национально-освободи-тельному движению колониальных и зависимых народов» 78.
Съезд принял главную политическую резолюцию «Путь к миру, свободе, социализму», содержавшую четкий анализ международной обстановки, изменения соотношения сил на мировой арене в пользу социализма позитивных сдвигов в советско-американских отношениях, а также-внутриполитического положения в США. Значительная часть резолюции была посвящена проблемам партийного строительства. В состав нового-Центрального Комитета КП США были избраны 40 человек и еще 120 человек — в состав Национального совета. Генеральным секретарем партии был вновь избран Г. Холл, Национальным председателем партии — Г. Уинстон. Съезд, рассмотрев вопрос об участии Компартии в избирательной кампании 1972 г., утвердил кандидатом на пост президента от партии Г. Холла, на пост вице-президента Джарвиса Тайнера, лидера Союза молодых рабочих за освобождение. 21 февраля съезд закончил
работу.
Одним из основных пунктов внешнеполитического раздела избирательной платформы Компартии было улучшение советско-американских отношений. КП США высоко оценила итоги переговоров между политическими руководителями СССР и США в мае 1972 г. В принятом партией заявлении говорилось: «Переговоры на высшем уровне в Москве явились победой всех народов мира. На переговорах был подтвержден принцип мирного сосуществования различных социальных систем. Подтверждение этого принципа явилось шагом на пути превращения самой идеи мирного сосуществования в реальность...» 79.
Компартия в ходе избирательной кампании разъясняла массам важность улучшения советско-американских отношений для дела мира. Такая работа партии была необходима, так как противники разрядки международной напряженности после непродолжительного замешательства, перешли в наступление.
Партия добилась определенного успеха в кампании по сбору подписей под петициями с требованиями о внесении кандидатов партии в избирательные бюллетени в различных штатах. В 25 штатах страны Компартия собрала 400 тыс. подписей. Однако право участвовать в выборах: она получила только в 13 штатах и федеральном округе Колумбия.
Участие Компартии в избирательной: кампании 1972 г. имело важное значение и для самой партии, и для деятельности всех левых сил страны. Г. Холл оценил успехи КП США в избирательной кампании 1972 г. как ее большое достижение. «Мы пробили стены бойкота, которые возвели вокруг нас органы массовой информации,— заявил он.— ... Избиратель-нaя кампания доказала, что десятки миллионов людей готовы не только прислушиваться к нашему голосу, но и серьезно взвешивать точку зрения коммунистов» 80. Одним из важнейших итогов избирательной кампании было преодоление некоторых негативных, пессимистических настроений в среде коммунистов, у которых окрепла вера в собственные силы,
78 Political Affairs, 1972, Mar., p. 19.
79 World Magazine, 1972, June 10, p. 2.
80 Hall G. The Crisis of the US Capitalism and the Fight Back. N. Y., 1975, p. 6.
II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ