III. ВОЙНА 10 страница

а „наше"» 19.

Критики-коммунисты возглавили движение «Клубов Джона Рида»,
первый из которых был создан в Нью-Йорке осенью 1929 г. К 1934 г.
их число достигло 35, они объединяли литераторов-рабочих, рабкоров,
художников, графиков, стихийно возникавшие на предприятиях художe-
ственные и театральные коллективы. После роспуска «Клубов Джонa
Рида» в 1934 г. в апреле следующего года состоялся первый учредитель-
вый конгресс Лиги американских писателей, представивший фактичесkи
весь цвет прогрессивной американской литературы. Центральное местo
заняла на конгрессе дискуссия о путях развития пролетарского романa.
Второй съезд лиги (июнь 1937 г.) прошел под знаком испанских собы-
тий; на нем с большой силой прозвучали призывы к защите культуpы

16 Финкелъстайн С. Экзистенциализм в литературе США. М., 1967, с. 224.

17 Писатели США о литературе: В 2-х т. М., 1982, т. 2, с. 165.

18 Хемингуэй Э. Собр. соч.: В 4-х т. М., 1968, т. 2, с. 632.

19 New York Times Book Review, 1964, Dec. 13, p. 4.



IV. НАУКА II КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


от «коричневой» угрозы, осуждение позиции «нейтрализма» и ухода oт
борьбы.

Гражданская активность писателей, особенно в начале 30-х годов,
стала важным фактором общественной жизни в стране. В 1932 г. была
издана брошюра «Культура и кризис», под которой стояли подписи более
50 деятелей американской литературы, в том числе Андерсона, Дос Пас-
соса, Стеффенса, Колдуэлла, Фрэнка и др. Тогда же группа писателей
выступила с поддержкой кандидатов Компартии на президентских выбо-
рах — У. 3. Фостера и Дж. Форда.

Писатели не ограничивались печатными заявлениями и декларациями.
В 1931 г. группа литераторов (Дос Пассос, Каули и др.) во главе с Драй-
зером расследовали условия жизни бастующих шахтеров в Харлане
(штат Кентукки). Итогом стал коллективный сборник «Говорят горняки
Харлана» (1932). Гражданственная позиция писателей США нашла свое-
наиболее яркое выражение в прямом участии многих из них в защите
республиканской Испании в качестве корреспондентов и солдат-интер-
бригадовцев.

Вместе с тем ряд сложных политических событий конца 30-х годов,
наступление реакции, известное ослабление классовой борьбы вызвали
замешательство у некоторых литераторов; иные из них оказались попут-
чиками прогрессивного движения (Г. Хикс, Дж. Фримен, Дж. Фаррел,
Дж. Дос Пассос и др.). В то же время конец 30-х годов отмечен и иной
позитивной тенденцией — взлетом литературы, имеющей критико-реали-
стическую направленность: появляются «Гроздья гнева» Стейнбека,.
«По ком звонит колокол» Хемингуэя, «Деревушка», первый том трилогии
о Сноупсах Фолкнера, «Сын Америки» Райта и др.

Существенную роль в литературном движении 30-х годов сыграла
левая, марксистская критика. Ее становление было нелегким процессом,.
связанным с преодолением детской болезни «левизны», разного рода вуль-
гарно-социологических, сектантских наслоений (особенно на раннем эта-
пе), борьбой с вульгаризаторами марксизма, с троцкистами типа Макса
Истмена, с консервативными эстетическими течениями («новым гуманиз-
мом», «новой критикой»). Ощутимый вклад внесли такие критики, как
М. Каули, Г. Хикс, Э. Уилсон, Дж. Фримен, бывшие в 30-е годы в рядах
прогрессивного движения.

Важным итогом деятельности левой критики стал выход антологии
«Пролетарская литература в Соединенных Штатах» (1935). В это время
началось целеустремленное изучение демократической, революционной
традиции прошлого, писателей — предшественников современной проле-
тарской литературы — Джо Хилла, поэтов ИРМ, Дж. Лондона. Пример
Дж. Рида, художника нового типа, революционера (о нем также писал
М. Голд), был в эти годы исключительно актуальным. Выдающуюся роль
сыграл в эти годы руководимый коммунистами журнал «Hью мэссиз» —
наследник журналов «Мэссиз» (1911—1947) и «Либерейтор» (1918—
1924),— ставший с января 1934 г. еженедельником. Он сумел привлечь
на свои страницы широкий круг писателей левой, демократической
ориентации. В нем печатались Э. Хемингуэй, Т. Вулф, Р. Райт, Д. Пар-
кер и др.

Тридцатые годы отмечены также бурным развитием документальной
литературы, трудно найти такого писателя, который не пробовал свои
силы в жанре репортажа, очерка, публицистического эссе. В этом сказа-


лось стремление писателей живо, отчетливо отзываться на происходив-
шие в стране сложные, интенсивно развивающиеся социально-политиче-
ские процессы. Появляются документально-публицистические книги,
тяготеющие к общеамериканской масштабности: «Трагическая Америка»
Драйзера, открывшая серию произведений 30-х годов, запечатлевших раз-
ные лики огромной страны, таких, как «Американские перекрестки»
Уилсона (1932), «Озадаченная Америка» Андерсона (1935), «Некоторые
американцы» Колдуэлла (1934), «В американских джунглях» Фрэнка
(1937) и др. В это время происходят разнообразные процессы «диффу-
зии» жанров, обновление традиционных форм повествования в результате
«сплава» беллетристики и публицистико-документальных элементов (на-
пример, в трилогии Дос Пассоса «США», в «Гроздьях гнева», в романах
Э. Синклера, С. Льюиса и др.).

Большим мастером «литературы факта» был Джордж Линкольн
Стеффенс (1866—1936), автор знаменитой «Автобиографии» (1931),
написанной, по его словам, «в свете русского опыта». Духовная «одис-
сея» Стеффенса предстает в мемуарах как процесс постепенного разоча-
рования в буржуазном реформизме, освобождения от либеральных иллю-
зий, признания необходимости революционных преобразований. В «рус-
ских» главах «Автобиографии» впервые появляется тема народа; обретает
законченность искусство политического портрета (фигуры Каррансы,
Керенского, Вильсона). Этим буржуазным деятелям противопоставляет
Стеффенс вождя нового типа — В. И. Ленина.

«Автобиография» Стеффенса, вызвавшая широкий общественный ре-
зонанс, занимает выдающееся место в ряду мемуаров, в которых повест-
вуется о судьбах разных людей, пришедших к коммунизму,— рабочих
лидеров, ученых, журналистов (У. Хейвуда, У. 3. Фостера, Э. Р. Блур,
Э. Г. Флинн, Дж. Норта, У. Э. Б. Дюбуа, А. Дэвис и др.). В 30-е годы
произошло, по выражению М. Голда, «второе открытие Америки»: жизнь
рабочих, их труд, классовые устремления впервые сделались полноправ-
ным объектом художественного исследования. При этом приходилось пре-
одолевать схематизм, прямолинейную тенденциозность. Так, в литературе
начала века трудящиеся представали как «люди бездны», как жертвы
вызывающие сострадание, а в 30-е годы (у Конроя, Стейнбека, Мальщ
и др.) появляется фигура пролетария — человека, исполненного чувств;
собственного достоинства, готового к борьбе с миром эксплуатации.

Вторгаясь в сферу производства, классового конфликта, будучи раз
ведчиками новых тем, пролетарские писатели зачастую добивались опту
тимых художественных результатов. «Земля изобилия» (1934) Р. Кен
туэлла стала удачным опытом так называемого «коллективного романа»
герой которого — рабочая масса на заводе. А. Халпер в романе «Слово
литня» (1934) не только увлекательно и живо запечатлел работу типо
графии, саму технологию производства, но и нарисовал колоритные обра
зы хозяев и рабочих. Исторический угол зрения на современность от
четливо обнаруживается в трилогии Джозефины Хербст (1897—1969
«Жалости недостаточно» (1933), «Расплата близка» (1934) и «Золота
Цепь» (1939). В центре трилогии — хроника состоятельного буржуазног
семейства Трекслеров, трех его поколений. Процесс распада этой семь
символизирует, по мысли писательницы, кризис капиталистического мирг
сужение исторических перспектив буржуазии.

Особую разновидность пролетарского романа 30-х годов составил



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


произведения, посвященные «людям дна», беднякам, изгоям, тому со-
циальному слою, который был характерен для периода кризиса и депрес-
сии (Э. Дальберт «Люди дна», 1930; Г. Рот «Зовите это сном», 1935;
Н. Олгрен «Некто в сапогах», 1935; и др.). Среди этих книг выделяется
трилогия Джеймса Томаса Фаррела (1904—1979) о Стадсе Лонигэне
(1932—1935). В этих романах, рисовавших грязь трущоб (действие в не-
которых из них происходило в Чикаго) и процессы деградации личности,
нередко проявлялись натуралистические черты.

Развитие пролетарского романа в пору «красных тридцатых» было
связано с обретением им все большей художественной убедительности,
тематическим и стилевым разнообразием. Альберт Мальц (р. 1908), дебю-
тировавший как драматург, приобрел известность сборником новелл «Та-
кова жизнь» (1938), за который ему была присуждена премия О. Генри.
В центре его известного романа «Глубинный источник» (1940) стойкий
коммунист Принси, павший от рук американских фашистов, один из наи-
более интересных образов революционеров в литературе 30-х годов.

Наряду с лучшими антивоенными произведениями Барбюса, Ремарка,
Хемингуэя следует отметить и роман Дальтона Трамбо (1905—1976),
прогрессивного сценариста, впоследствии одной из жертв маккартистского
судилища в Голливуде, «Джонни получил винтовку» (1939). Он имел
огромный успех, был удостоен премии Ассоциацией книгопродавцов как
«самый оригинальный роман года» 20. В центре произведения не баталь-
ные сцены, а изображения трагической, страшной жертвы войны, калеки,
превратившегося в «думающую вещь», внутренний монолог которого —
страстное обличение империалистической бойни и тех, кто в ней повинен.
Роман публиковался на страницах коммунистической газеты «Дейли
уоркер»; в кратком вступлении к публикации, в частности, говорилось:
«С каждой страницы книги Трамбо звучит гневное проклятие империа-
листической войне. Это роман, подобного которому не создавала еще
литература» 21.

В русле пролетарской литературы развивается в 30-е годы творчество
Ричарда Райта (1908—1960), ставшего классиком американской прозы
XX. в Выходец из бедной негритянской семьи, Райт дебютировал как
публицист и поэт, печатавшийся в левых периодических изданиях, всту-
пил в Компартию. Тепло был принят его сборник рассказов «Дети дяди
Тома» (1938), где героями были негры, живущие в условиях «южного
образа жизни», которые не смиряются со своей участью и дают отпор
расистам. Выход «Сына Америки» (1940) Райта, этого «романа-бомбы»,
имевшего общеамериканский резонанс, стал событием не только литера-
турного, но и общественного значения. В нем Райт проявил немалую
писательскую cмелость, поставив в центр произведения образ обитателя
черного гетто Биггера Томаса, который предстает одновременно и как
жертва, и как порождение расистского общества, которое морально ка-

20 Цит. по: Сибирские огни, 1983, № 9.

21 Цит. по: Интернациональная литература, 1940, № 10, с. 261. К. Симонов подчер-
кивал, что написанный в преддверии второй мировой войны роман «не потерял
ни своего значения, ни своей художественной силы», что он «был и остается кни-
гой сильной, чистой и, что очень любопытно, начисто лишенной физиологизма».
Он характеризовал Трамбо как «одного из последовательных антифашистов и од-
ного из самых злейших врагов Маккарти и маккартизма» (Из письма К. Симоно-
ва переводчику романа И. М. Шрайберу).


лечит людей, убивает в них чувство собственного достоинства, прививает
комплекс неполноценности, психологию загнанного зверя.

В 1941 г. Райт выпускает документально-публицистическую книгу
«12 миллионов черных голосов», очерк истории негритянского народа,
его борьбы за лучшую долю. Большой успех выпадает на долю автобио-
графической повести «Черный» (1945), в центре которой мужание и ду-
ховный рост юного Ричарда, живущего в тяжких условиях южного ра-
сизма.

В начале 40-х годов в значительной мере под влиянием браудеризма
Райт порывает с Компартией. В то же время он сохраняет резко крити-
ческое отношение к буржуазной Америке. Не в силах «сосуществовать»
с расистским обществом, он в 1947 г. покидает США и переселяется во
францию.

В 30-е годы выступает плеяда поэтов, связанных с рабочим движе-
нием (Женевив Тэггард, Эдвин Ролф, Сол Фунарофф и др.). В целом
для поэзии этого периода характерен отход от узкокамерной тематики,
переход к общественно значимой, гражданской проблематике. Арчибальд
Мак-Лиш (1892—1982), начинавший в 20-е годы в рядах парижских
«экспатриантов», в сборнике «Публичное выступление» (1936) осваивает
социальную тему, выступает с утверждением высокой общественной мис-
сии поэта. Его знаменитое стихотворение «Слово к тем, кто говорит
„товарищ"» — взволнованное утверждение коллективизма, характерный
художественный документ эпохи. Один из основателей радиотеатра —
Мак-Лиш привлек внимание соотечественников к фашистской опасности
в радиопьесе «Падение города» (1937).

В период «красных тридцатых» социалистический реализм, у истоков
которого стоял Джон Рид, становится направлением в литературе США.
Он представлен в творчестве писателей, находившихся на последователь-
ных марксистских позициях, таких, как М. Голд, Дж. Норт, У. Лоуен-
фелс, Дж. Г. Лоусон и др.22 При этом следует учитывать и художест-
венные явления переходного порядка, тяготение к новому методу ряда
крупных художников-реалистов в отдельных произведениях, таких, как
«Гроздья гнева» Стейнбека. В 30-е годы проходил очень важный процесс
развития, обогащения критического реализма под воздействием рабочего-
движения и социалистических идей.

И действительно, высшие литературные достижения десятилетия свя-
заны с творчеством крупных художников-реалистов, которые по-разно-
му, но отозвались на общественно-политические проблемы, волновавшие1
миллионы американцев. Джон Говард Лоусон, драматург и критик, став-
ший в 30-е годы коммунистом, писал: «Идеи Ленина оказывают воздей-
ствие на искусство и жизнь 30-х годов сложным, еще не до конца изу-
ченным образом. Наверно, главная заслуга Ленина состояла в том, что-
oн вернул нам чувство истории» 23. Этим чувством, по словам Лоусона,
обладали Стейнбек, Дос Пассос, Фицджеральд, Вулф, Фолкнер. В их
творчестве социальный роман обрел новые идейно-художественные черты,

22 В 20—30-е годы, до того как термин «социалистический реализм» получил рас-
пространение на Западе, левые критики пользовались такими понятиями, как
«пролетарская литература», «пролетарский роман». В 1930 г. М. Голд в одной из
статей писал о «пролетарском реализме», имея в виду искусство, одушевленное
Революционными идеями.

23 New World Review, 1970, Winter, p. 216.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


большую широту и масштабность. Это было связано с углубившимся
историзмом, концепцией человека — носителя нравственного примера,
с возросшим сознанием слитности «судьбы человеческой и судьбы народ-
ной» (Том Джоуд и Ма у Стейнбека, Дэвид Маркенд у Фрэнка, Дормэс
Джессэп у Льюиса, Роберт Джордан и Филип Ролингс у Хемингуэя
и др.).

В начале 30-х годов в литературу вошла группа талантливых, инте-
ресных художников слова, которые в той или иной мере были связаны
с рабочим, радикальным движением. «Красные тридцатые» — это лучшая
творческая пора Эрскина Колдуэлла (р. 1903). В новеллистических сбор-
никах («Американская земля», 1931; «На коленях перед встающим солн-
цем», 1935; и др.), в первых романах, имевших сенсационный успех
(«Табачная дорога», 1932; «Акр господа бога», 1933), а также в публи-
цистико-очерковых книгах («Некоторые американцы», 1935; «Вы видели
их лица», 1936) Колдуэлл заявил о себе как художник, сочетающий гро-
теск, юмор с натурализмом. Америка Колдуэлла, как правило, глухой
американский Юг, край табачных и хлопковых плантаций, истощенной
земли, ветхих хижин, край, в котором процветают насилие, жестокость,
расизм, где линчуют негров, а бедняки низведены до полуживотного су-
ществования.

Лирико-эмоциональной тональностью и одновременно ярко выражен-
ным автобиографизмом характеризуется творчество Томаса Клейтона
Вулфа (1900—1938), художника «одержимого», страстного, лиричного,
путь которого оборвался рано, на подъеме, в момент четко обозначив-
шегося поворота влево, перехода на антифашистские позиции. Мировая
известность пришла к нему с выходом романа «Оглянись на дом свой,
ангел» (1929), произведения, выросшего из воспоминаний о детстве и
юности писателя, прошедших в маленьком южном городке. Последовав-
шие за ним романы «О Времени и Реке» (1935), «Паутина и скала»
(1939) и «Домой возврата нет» (1940) (два последних вышли посмерт-
но) образуют автобиографический цикл, тетралогию. Это эпически объем-
ное, вдохновенное полотно свидетельствовало о постепенном расширении
социальных горизонтов романиста. Роман «Домой возврата нет» явился
своеобразным художественным завещанием Вулфа, утверждающего в
патетическом финале произведения веру героя в возможность победить
и уничтожить социальное зло, «совершенно перестроить современное об-
щество» 24.

Тридцатые годы — время становления и одновременно высших дости-
жений одного из самых ярких художников этого десятилетия, Джона
Эрнеста Стейнбека (1902—1968), классика американской литературы
XX в. Дебютировав серией романов, не имевших особого успеха, Стейн-
бек к середине 30-х годов обретает свою тему, свой характерный стиль,
в котором сочетались юмор с натуралистической броскостью деталей,
романтическим порывом и эмоциональностью. Таковы роман «Квартал
Тортилья-Флэт» (1935), повесть «О людях и мышах» (1937).

Знаменитый роман «Гроздья гнева» (1939) стал «главной книгой»
Стейнбека и выдающимся художественным памятником «красного деся-
тилетия». В центре романа, остро драматичного, новаторского по фор-
ме,— судьба трёх поколений фермерской семьи Джоудов, согнанных тре-


стами с земли. Посреди колоритных стейнбековских характеров выделя-
ются две фигуры — матери и Тома Джоуда. С образом Ма Джоуд связана
горьковская тема материнства, громко прозвучавшая в прогрессивной
литературе Запада XX в. Том Джоуд также по-своему выражает это
присущее героям «красного десятилетия» тяготение, употребляя извест-
ное выражение П. Элюара, к «горизонту всех людей».

Пафос коллективизма в романе выражен самой логикой взаимоотно-
шений героев произведения, бедняков, сплачивающихся перед лицом
обрушившейся на них беды. Типичность, «всеобщность» судьбы Джоудов
подчеркнута с помощью введения в роман второго, «внесюжетного» пла-
на, серии публицистических глав, вобравших в себя прямые авторские
оценки и комментарии. В них звучит осуждение Банкоз и Трестов, ко-
торые «дышат прибылью», «едят проценты с капитала», высказано глу-
бокое сочувствие к людям, измученным голодом и холодом и которые
«берут силой то, что им нужно» 25. Само стремление к эпическому раз-
маху, к полноте жизненной картины, отличающее роман Стейнбека,—
замечательная особенность прогрессивной литературы 30-х годов. Роман
имел сильнейшее общественное звучание, был экранизирован, вызвал
международный резонанс.

Глубокие сдвиги происходят в это десятилетие и в творчестве писа-
телей старшего поколения, той плеяды реалистов, «людей 20-х годов»*
(Фрэнк, Дос Пассос, Хемингуэй, Паркер), которые выступили в после-
военное десятилетие. Уолдо Фрэнк (1889—1967), художник широкого-
жанрового диапазона, романист, публицист, философ, культуролог, играл
заметную роль в литературном процессе между двумя мировыми вой-
нами.

В годы войны Фрэнк стоял на антимилитаристских позициях; одной
из первых ласточек, возвестивших наступление новой литературной
эпохи, стала его книга «Наша Америка» (1919), публицистико-социоло-
гическое исследование, которое сам Фрэнк охарактеризовал как «атаку
против нашей капиталистической системы, рассматриваемой в аспекте-
культуры». В серии «лирических романов» («Рахаб», 1922; «Праздник»,
1923; «Бледное лицо», 1924), написанных в экспериментальной манере,
внимание концентрировалось на изображении в духе фрейдистских кон-
цепций внутренней жизни героев — людей одиноких и мятущихся. Воз-
вратившись к публицистике в книге «Новое открытие Америки» (1929),
Y. Фрэнк с еще большей резкостью выразил свои критические воззрения
на американскую культуру. Фрэнк был одним из первых, кто уже в 20-е
годы наряду с С. Льюисом уловил в облике Америки черты «массового
общества», дух стандарта, обезлички, шаблона.

В начале 30-х годов Фрэнк заметно левеет. Это сказалось в его очер-
ковой книге «Заря над Россией» (1932), написанной в результате поездки
в СССР, и особенно в романе «Смерть и рождение Дэвида Маркенда»
(1934). Философская направленность этого произведения определила
наличие в нем двух планов: реально-событийного и символико-аллегори-
ческого. Герой романа Дэвид Маркенд, поначалу процветающий делец,
осознает пустоту своего существования, «автомата, делающего деньги»,
проходит мучительную «одиссею» духовно-нравственных поисков. Глу-
бинная тема романа — смерть буржуазного сознания и рождение нового


 


24 Вулф Т. Домой возврата нет. М., 1982, с. 679.


25 Стейнбек Дж. Квартал Тортилья-Флэт. Гроздья гнева. Жемчужина. М., 1977, с. 398.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


человека через приобщение его к животворным силам пролетариата
«Свидетельством высокого общественного авторитета Фрэнка явилось его
избрание первым президентом Лиги американских писателей в 1935 г.

В период депрессии в прогрессивном лагере литераторов заметную
роль играл Джон Дос Пассос (1896-1970), один из тех, кто в после-
военное десятилетие выражал настроения «потерянного поколения». Опыт
войны, антимилитаристские настроения отразились в его раннем творче-
стве, в частности в романе «Три солдата» (1921). Среди наиболее при-
мечательных явлений литературы 20-х годов стал известный эксперимен-
тальный роман Дос Пассоса «Манхэттен» (1926), в котором изображалась
многообразная жизнь огромного современного города Нью-Йорка и его
сердца — Манхэттена.

Рубеж 20—30-х годов был временем значительной радикализации
взглядов Дос Пассоса. Важную роль в его судьбе, как и ряда других
литераторов (К. Э. Портер, Д. Паркер, К. Сэндберга, Э. Синклера и др.),
сыграло участие в движении за спасение Сакко и Ванцетти. Казнь двух
рабочих лидеров не только обнажила бесчеловечие буржуазного лжепра-
восудия, но и дала Дос Пассосу ощущение «двух Америк», расколотых
классовым антагонизмом. Общественно-политический опыт, накопленный
Дос Пассосом, отразился в одном из наиболее значительных и интерес-
ных произведений «красного десятилетия» — трилогии «США» (в нее
вошли романы «42-я параллель», 1930; «1919», 1932; «Большие деньги»
1936).

Этот значительный образец экспериментальной прозы был построен
как своеобразная художественная хроника американской истории от
испано-американской войны 1898 г. до кризиса 1929 г. Опираясь на опыт
документальной литературы (в частности Дж. Рида), достижения кине-
матографического монтажа (у С. М. Эйзенштейна, Дзиги Вертова), иска-
ния в поэзии (у французского поэта Блэза Сандрара), живописи
(П. Пикассо, французских кубистов), музыки (у И. Ф. Стравинского),
Дос Пассос создает смелый, оригинальный художественный сплав. В три-
логии прочерчиваются два главных стилистико-изобразительных плана:
-беллетристический (содержащий рассказ о развертывающихся одновре-
менно судьбах 12 главных действующих лиц трилогии) и документально-
публицистический, дающий исторический фон (он состоит из трех эле-
ментов: «киноглаза», «экрана новостей» и «портретов»).

Однако и в этом лучшем произведении писателя, исполненном со-
циально-критического пафоса, рисующем противостояние «двух Америк»,
-сказались некоторые органичные недостатки творчества Дос Пассоса:
фатализм, увлечение фактографией, прямолинейный детерминизм. Идей-
ная неустойчивость и индивидуализм привели Дос Пассоса в конце 30-х
годов на реакционные позиции, обусловили его полную художественную
деградацию в книгах 40—60-х годов.

В рядах прогрессивного движения 30-х годов находилась Дороти Пар-
кер (1893—1967), «самая остроумная женщина Америки», как ее иногда
называли, поэтесса, критик, драматург, внесшая особо значительный
вклад в литературу как оригинальный мастер сатирико-психологической
новеллы. Находясь в русле той сатирической традиции, которая представ-
лена в творчестве С. Люоиса, Р. Ларднера, Г. Менкена, Паркер сделала
объектом своей злой иронии и язвительной насмешки мещанство с его
духовной скудостью, алчностью, двуличием, бездушием, скрываемыми за


видимой благопристойностью (сборники «Оплакивая живых», 1930; «Пос-
ле таких удовольствий», 1933 и др.). Паркер участвовала в кампании зa
спасение Сакко и Ванцетти26, поддерживала «новый курс» Рузвельта,
высказывала свои симпатии к коммунистам как защитникам всех обез-
поденных (за что ее позднее преследовали маккартисты), была коррес-
пондентом в Мадриде в 1937 г. (очерк «Солдаты республики»).

Мастером сатиры выступил в эти годы Натанаэл Уэст (1903—1940),
широко использовавший гротеск, карикатуру, резкое сгущение красок.
Среди лучших произведений Уэста повесть «Подруга скорбящих»
(1933) — сатира на буржуазную журналистику. В романе «День саран-
чи» (1939) дана гротескно-ироническая картина жизни Голливуда, этой
«фабрики грез».

Несколько обособленную, даже подчеркнуто аполитичную позицию
занимал в эти годы Торнтон Нивен Уайлдер (1897—1975) —довольнo
редкий для США тип писателя-философа и моралиста, эрудита. Тонкий
интеллектуал, мастер отточенного, изящного стиля, обретший при жизни
статус классика, Уайлдер в своем творчестве тяготел к постановке уни-
версальных, общечеловеческих, вневременных нравственно-этическиx
проблем. Широкую известность принес ему роман «Мост короля Людо-
вика Святого» (1927), сюжет которого строился как философская притчa
об изменчивости человеческой судьбы. Притчевое, аллегорическое началo
определяло структуру и других романов Уайлдера. При этом аристокра-
тизм и эстетизм, отличавшие раннего Уайлдера, были своеобразной фор-
мой неприятия вульгарности и торгашеского духа мещанско-собственни-
ческого общества. И хотя в 30-е годы Уайлдер прямо не отозвался нa
политическую злободневность, атмосфера эпохи, безусловно, на негo
влияла. Создав роман «Женщина с Андроса» (1930), действие в котором
происходило в античной Греции, Уайлдер от исторической архаики пере-
ходит на американскую почву в романе «К небу наш путь» (1934).

Тридцатые годы характеризуются расцветом так называемой «южной
школы», представленной плеядой художников слова (У. Фолкнер,
3. Глазгоу, К. Мак-Каллерс, Р. П. Уоррен, Ш. Э. Грау, Ф. О'Конноp
и др.), общим для которых были и некоторые особенности поэтики:
склонность к гротеску, романтическая приподнятость стиля, ораторская
риторика, резкое сгущение красок, изображение сцен жестокости, наси-
лия, драматического накала страстей, а также погружение в психологи-
ческие глубины, порой патологические. Писатели-«южане» не так прямo,
как многие их коллеги, «выходили» в мир текущей социально-политиче-
ской борьбы.

Наиболее выдающейся фигурой среди них был Уильям Фолкнеp
(1897—1962), один из классиков мировой литературы XX в., ярчайший
представитель субъективно-психологического течения в американской

26 Как свидетельствуют историки Л. Джугин и Э. Морган в монографии «Наследиe
Сакко и Ванцетти» (The Legacy of Sacco and Vanzetti / Ed. by L. Joughin, E. Mor-
gan. N. Y., 1948), трагическая судьба двух невинно казненных вызвала сильней-
ший резонанс в литературе США. К концу 40-х годов насчитывалось около полy-
тораста стихотворений, восемь романов, три пьесы, сотни статей и очерков, пред-
ставлявших в той или иной степени отклик на это событие. В их числе роман
Синклера «Бостон», заключительная часть трилогии Дос Пассоса «США» — «Бoль-
шие деньги», драматургическая дилогия М. Андерсона «Громовержцы» и «Воцa-
рение зимы», стихи М. Голда, Л. Ридж, Э. С.-В. Миллей, мемуары К. Э. Портеp
«Нескончаемое зло» и другие произведения.