III. ВОЙНА 9 страница

Неприятие «долларовой цивилизации», самой атмосферы, враждебной
творческому труду, стимулировало «исход» значительной группы амери-
канских литераторов, покинувших родину и ставших «экспатриантами»
в Париже (Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд, Дж. Дос Пассос, Г. Мил-
лер, М. Каули, Э. Э. Каммингс, У. Лоуенфелс и др.).

Важной особенностью литературного процесса в первые послевоенные
годы стал своеобразный «документальный взрыв», предвестник бурного
развития публицистики в 30-е годы. В жанре очерка, эссе, социологиче-
ского исследования успешно работают Т. Драйзер, Э. Синклер, Г. Мен-
кен, У. Фрэнк и др. Это позволяло им оперативно, непосредственно вы-
ступать с остро критическими оценками «долларовой цивилизации».

В 20-е годы рядом с писателями старшего поколения, заявившими
о себе на заре столетия (Драйзер, Синклер, Сэндберг, Андерсон п др.),
выступили и более молодые художники слова, расцвет творчества кото-
рых падает на послевоенное десятилетие (С. Льюис, Э. Хемингуэй»
У. Фолкнер, Т. Уайлдер, Дж. Дос Пассос и др.). Социально-критический
пафос в творчестве некоторых из них, например Сэндберга, Синклера,
Льюиса, Андерсона, О'Нила, во многом определялся той «социалистиче-
ской закалкой», которую они получили в молодые годы.

Наряду с представителями «социологической» разновидности реализ-
ма, такими, как Т. Драйзер, Э. Синклер, С. Льюис, стремившимися дать
широкую, социально насыщенную панораму американской действитель-
ности, в это десятилетие выдающихся успехов достигли художники сло-
ва, которых можно отнести к психологической школе (Фолкнер, Фицдже-
ральд, Андерсон, Фрэнк и др.). В их книгах открылись неведомые прежде
глубины внутренней жизни человека.

Плодотворным тяготением к новаторству и эксперименту, богатством
художественных форм отмечено творчество таких художников слова, как
Андерсон, Хемингуэй, Фолкнер, Фицджеральд, Дос Пассос, которые дали
образцы новой прозы, новой стилистики. Таковы тонкая передача психо-
логической атмосферы у Андерсона, подтексты в диалогах Хемингуэя,
использование приемов кинематографа у Дос Пассоса, внутренний моно-
лог и особенно поток сознания у Фолкнера и Фрэнка, языкотворчество
Каммингса и др.

Несомненным творческим ростом отмечен путь Эптона Синклера
в первое послевоенное десятилетие8. Всегда живо откликавшийся на
актуальные проблемы современности, он создает ряд публицистико-со-
циологических памфлетов, составивших серию «Мертвая рука». В них он
поистине ведет атаку против социальных зол на широком плацдарме:
обличает зависимость церкви от финансовых интересов, превращение
священнослужителей в платных агентов монополий («Выгоды религии»,

8 О начале творческого пути Э. Синклера см.: История США, т. 2, с. 474—476.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


1918), подкуп «свободной прессы» («Медная марка», 1920), деградацию
писателей, поставивших свой талант на службу «денежному мешку»
(«Искусство Маммоны», 1922), опошление искусства, переродившегося
в коммерческую псевдокультуру («Деньги пишут», 1927). От его внима-
ния не укрывается и положение в школах и колледжах, где также осу-
ществляет свой диктат крупный капитал («Гусята», 1922; «Гусиный
шаг», 1923).

В романах 20-х годов Синклер продолжил свою главную тему, обна-
жая природу капиталистической эксплуатации. Каждое из этих произ-
ведений становится своего рода «путешествием» в какую-то сферу аме-
риканской жизни, воспроизводимую с завидным богатством социально-
экономических деталей. Здесь полиция и ее тайная агентура в рабочем
движении («100%», 1921), индустрия «черного золота» («Нефть», 1923),
механизм антидемократического классового судопроизводства, жертвами
которого становятся Сакко и Ванцетти («Бостон», 1927).

Путь Эптона Синклера, однако, отличался неровностью. В начале
30-х годов он переживает очевидный творческий спад. Его романы
«Маунтен-Сити» (1930) и «Римские каникулы» (1931) явно уступают
прежним произведениям. Они бледны, маловыразительны. Обнаруживают
иллюзорность и реформистские идеи Эптона Синклера, обнародовавшего
свой известный план ЭПИК («Покончим с нищетой в Калифорнии»,
1934) (см. гл. 10 в этом томе). Развернувшееся в середине 30-х годов
антифашистское движение в США пробуждает писателя. Синклер откли-
кается на гражданскую войну в Испании повестью «Они не пройдут»
(1936), пронизанной призывом к единству всех сил, противостоящих
«коричневой» угрозе.

Значительным явлением литературы военных лет стали первые тома
обширного 10-томного цикла романов о Ланни Бэдде (1940—1953), над
которыми Синклер начал работать как раз в канун второй мировой войны
(«Крушение мира», 1940; «Меж двух миров», 1941; «Зубы дракона»,
1942; «Жатва дракона», «Широкие врата», 1943; и др.). Под пером рома-
ниста оживали важнейшие вехи политической, дипломатической истории
после первой мировой войны; в серии наряду с вымышленными героя-
ми — и это придавало повествованию особый интерес — действовали
живые герои современности. К сожалению, атмосфера и настроения «хо-
лодной войны» с ее антисоветизмом дали себя знать в заключительной
части этой серии («Возвращение Ланни Бэдда», 1953).

Послевоенное десятилетие — важнейший этап творческого пути Тео-
дора Драйзера9. В это время происходит постепенная, нелегкая пере-
стройка его миросозерцания: он отходит от спенсерианских и фатали-
стических воззрений, растет его убеждение в антигуманной природе
американского капитализма (сборник публицистики «Бей, барабан»,
1919). Углубление социальных взглядов писателя сказалось в томе рас-
сказов «Двенадцать» (1919), в автобиографической книге «Газетные дни»
(1922) и очерковом цикле «Краски большого города» (1923). Художе-
ственным обобщением огромной силы явилась «Американская трагедия»
(1925), одно из ключевых произведений не только 20-х годов, но и всей
литературной истории США. Судьба Клайда Грифитса предстала под
пером Драйзера исполненной огромной обобщающей силы, свидетельством

9 О творчестве Драйзера до 1918 г. см.: Там же, с. 469—471.


краха «американской мечты». В этом произведении Драйзер-художник
проявил себя в полной мере: были изжиты сугубо натуралистическая
мотивировка характеров, равно как и ошибочные философские коммента-
рии, отличавшие его ранние романы.

Логика развития писателя предопределила то, что Драйзер обратил
свои взоры к иной общественной системе. Итогом его поездки в СССР
стала книга «Драйзер смотрит на Россию» (1928), написанная с симпа-
тией к Советской стране. В его творчество входит новый герой, комму-
нистка Эрнита из одноименной новеллы (1929).

Тридцатые годы стали значительной вехой в идейно-художественной
эволюции Драйзера. В это десятилетие он много работал как публицист.
От «Американской трагедии», романа о горестном уделе индивида, гиб-
нущего в капиталистических джунглях, он пришел к «Трагической Аме-
рике» (1931), документальному свидетельству о трудовом народе в годы
кризиса, оказавшемся под пятой монополий. И здесь Драйзер сыграл
«пионерскую» роль, проложив путь серии документально-публицистиче-
ских книг (Андерсона, Фрэнка, Колдуэлла и др.), появившихся на заре
«красного десятилетия». Обличение международной реакции, призыв к
поддержке СССР определили пафос его публицистической книги «Амери-
ку стоит спасать» (1941).

В годы второй мировой войны Драйзер активно выступает в пользу
открытия второго фронта, выражает неизменные симпатии к героической
борьбе Советского Союза. В последних, уже посмертно изданных рома-
нах — «Стоик» (1947, остался незавершенным) и «Оплот» (1946)—
Драйзер подводит своеобразные итоги своим художественным и философ-
ским исканиям. В «Оплоте», давая своеобразную хронику трех поколений
квакерской семьи Барнсов, деградацию ее морально-нравственных устоев,
писатель показывает, как всепоглощающая жажда денег, господствую-
щая философия частнособственнического стяжательства становятся источ-
ником зла. В «Стоике», заключительном томе «Трилогии желания», вы-
носится окончательный приговор Каупервуду и каупервудовской фило-
софии. Развитие Драйзера, особенно исторический опыт, обретенный
писателем в послеоктябрьский период, привели его в конце жизни к ре-
шению вступить в Коммунистическую партию, о чем свидетельствует его
знаменитое письмо У. 3. Фостеру (июль 1945 г.), названное им «Логика
моей жизни».

Своеобразным учителем для мастеров психологического реализма,
например для Фолкнера, был наряду с Генри Джеймсом также Шервуд
Андерсон (1876—1941). Он дебютировал романом «Сын Уинди Макфер-
сона» (1916), рисовавшим историю возвышения героя, его обогащения,
а также разочарования в бизнесе. В другом романе — «Марширующие
люди» (1917) — Андерсон обратился к теме рабочего движения, поста-
вив в центр несколько романтизированную, не лишенную схематизма и
плакатности фигуру Мак Грегора, вожака пролетариев.

В полной мере Андерсон-художник нашел себя как мастер малой
формы, новеллы, построенной на тонких психологических нюансах.
Славу Андерсону принес его новеллистический сборник «Уайнсбург,
Огайо» (1919), который знаменовал его становление как оригинального
художника слова. Этот сборник и последовавшие за ним два других —
«Торжество яйца» (1921) и «Кони и люди» (1923) — очертили, в сущ-
ности, главенствующую андерсоновскую тему: человеческое одиночество.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО


505.


 


неприкаянность, ущербность в мире бездушного делячества и бизнеса.
Его новеллы, а также романы 20-х годов — «Бедный белый» (1920),
«Темный смех» (1924) — с их новеллистической структурой отразили
увлечение Андерсона психоанализом, вообще весьма популярным в СШA
в 20-е годы.

В начале 30-х годов Андерсон заметно левеет, выступает в защиту
бастующих горняков (знаменитая статья «Побольше бы нам „преступ-
ного синдикализма"», 1932). Растущий интерес писателя к жизни трудя-
щихся, к «другой Америке» нашел отражение в романе «По ту сторону
желания» (1932), исторической основой которого стала знаменитая за-
бастовка в Гастонии в 1929 г. Не был глух Андерсон и к социальным
процессам, происходящим в стране в пору депрессии: это сказалось в
ючерково-публицистической книге «Озадаченная Америка» (1935).

Одним из значительных явлений американской реалистической лите-
ратуры 20-х годов стало творчество Синклера Льюиса (1885—1951).
Именно на это десятилетие падает наиболее плодотворная полоса в его
творчестве10. Роман «Главная улица» (1920), один из провозвестников
новой литературной эпохи, сделавший его автора знаменитостью, не
только запечатлел духовное убожество провинциального захолустья, но и
показал провинциализм всей американской жизни. За ним последовали
знаменитые романы Льюиса, образующие широкую и емкую панораму
Америки «среднего класса», воссоздающие целый мир узколобого, кон-
сервативного мещанства. В центре романа «Бэббит» (1922) герой, имя
которого сделалось нарицательным, инфантильный, стандартизированный
бизнесмен. Фигура эта явилась выдающимся художественным открытием
Люьиса. В «Эрроусмите» (1925) главным героем был уже «антибэббитов-
ский» характер — медик, ученый, человек творческий и честный, зады-
хающийся в среде карьеристов и дельцов от науки. В романе «Элмер
Гентри» (1927) представлен во весь рост «торговец словом божьим», бес-
стыдный лицемер в рясе священнослужителя.

«Анатом американской культуры», как назвал его известный литера-
турный критик Г. Менкен, Льюис в своих лучших сатирических и со-
циально-критических романах 20-х годов выставлял на всеобщее обозре-
ние пороки и язвы «долларовой цивилизации». Он одним из первых
художественно запечатлел то, что позднее философы определили поня-
тиями «массовая культура», «массовое общество», «отчуждение личности».
Путь Льюиса был сложным, противоречивым. Уже в конце 20-х го-
дов в его творчестве обозначился известный спад, о чем свидетельство-
вал роман «Додсворт» (1929). В 30—40-е годы подъемы и спады обозна-
чились с еще большей резкостью. В известном смысле Льюис пошел
вперед, его сатира приобрела политическую направленность. В центре
романа «Энн Виккерс» (1933) — женщина, сильная, волевая, вдохновлен-
ная идеалами гуманности и справедливости. Однако уже в романе «Про-
изведение искусства» (1934 ), явно неудачном, Льюис выступил с аполо-
гией честного, добропорядочного бизнесхмена, противопоставляемого «бо-
геме». Затем писатель вновь переживает творческий взлет. Необычайно
чуткий к пульсу общественной жизни, Льюис в антифашистском сатири-
ко-утопическом романе-предупреждении «У нас это невозможно» (1935),
появившемся в преддверии президентских выборов 1936 г. и ставшем

40 Начало творческого пути С. Льюиса см.: Там же, с. 479.


 

подлинной общественной сенсацией,
выступил как пионер антифашист-
ской темы, привлек внимание к опа-
сности «коричневой» угрозы в ее
американской разновидности. В ро-
мане «Гидеон Плениш» (1943) с
присущим ему сатирическим блес-
ком и остроумием он высмеял бур-
жуазного карьериста, паразитирую-
щего на ниве педагогики и «филант-
ропии». Большой резонанс имел и
его широко известный антирасист-
ский роман «Кингсблад — потомок
королей» (1947).

Cиhклер Льюис

Романы С. Льюиса рассматрива-
ют иногда как своего рода беллет-
ристическую параллель к книгам
Генри Менкена (1880-1956), кри-
тика и публициста, одного из куми-
ров либеральной интеллигенции
20-х годов. В сборниках статей «Кни-
га предисловий» (1917), «Предрас-
судки» (6 серий, 1919-1927) Мен-
кен издевался над ограниченностью
американского мещанина, «буба»
(от boob — глупец), «каталогизиро-
вал» в виде документальных пасса-
жей образчики невежества и пош-
лости провинциальной журналисти-
ки («Американа», 1926). В середине 20-х годов приходит известность
и к Ринголду Уилмеру Ларднеру (1885—1933), талантливому новеллисту,
сатирику, умевшему показать «столпов» и «кумиров» «американского».
образа жизни» с их воинствующей пошлостью, грубостью, мещанским
эгоизмом (рассказы «Чемпион», «Гнездышко любви» и др.).

В 20-е годы выдвинулась группа писателей, которых называют худож-
никами «потерянного поколения»: Э. Хемингуэй, Дж. Дос Пассос,
Ф. С. Фицджеральд, У. Фолкнер. В раннем творчестве этих очень раз-
ных мастеров слова, пути которых в дальнейшем разошлись, имелись
существенные общие точки соприкосновения. Пройдя сквозь горький
опыт первой мировой войны, осудив ее как бессмысленную бойню, они
выразили чувство глубочайшего разочарования в буржуазном обществе-
и его идеалах.

Участник первой мировой войны Эрнест Миллер Хемингуэй (1899—
1961), подобно многим его собратьям по перу, начал как репортер, жур-
налист в Канаде (1920-1921), затем в Европе (1922-1923). Очерки,
публицистика составляют вообще важный пласт его творчества. Обосно-
вавшись в Париже, в художественной среде «экспатриантов» (эта пора
его жизни была позднее воссоздана в книге воспоминаний «Праздник,
который всегда с тобой», 1964), Хемингуэй полностью отдается литера-
турному творчеству, дебютировав книгой рассказов «В наше время»
(1925). В 20-е годы формируется неповторимый хемингуэевский стиль,



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


лаконичный, простой и прозрачный, отличающийся двуплановостью
когда объективное, наглядное изображение событий слито с подтекстом,
образующим весьма емкую подводную часть его знаменитого «айсберга».
Этими особенностями уже отмечены сборник рассказов «Мужчины без
женщин» (1927) и первый роман «И восходит солнце» («Фиеста», 1926).
Подлинным триумфом Хемингуэя-художника стал антивоенный роман
«Прощай, оружие» (1929), произведение редкой гармоничности и цель-
ности, вызвавшее всемирный резонанс.

Место рядом с Хемингуэем в 20-е годы по праву занимает Фрэнсис
Скотт Фицджеральд (1896—1940), художник, продолживший традиции
романтизма, создавший своеобразную повествовательную манеру, соеди-
нившую в себе лиризм, поэтичность, пластичность и тонкий психологизм.
В ранних произведениях он не только запечатлел безумную жажду на-
слаждений, овладевшую «золотой молодежью» в пору послевоенного
бума, «века джаза», но и силой своего острокритического, «второго зре-
ния» увидел пустоту, ущербность «сладкой жизни». Эти мотивы присут-
ствуют в ранней повести «Первое мая» (1920), в романах «По ту сторо-
ну рая» (1920) и «Прекрасные и проклятые» (1922). Одним из самых
впечатляющих художественных свидетельств эпохи явился знаменитый
и лучший роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925), классический
образец американской прозы, своеобразный вариант «американской тра-
гедии». Его главный герой — Джей Гэтсби — не только делец, нувориш,
но и романтик, охваченный сильным чувством к холодной красавице
Дейзи Бьюкенен, олицетворяющей бездушие мира богачей.

Кризисное десятилетие было нелегким для Фицджеральда, продук-
тивность которого снизилась, однако писатель не остался глух к пульсу
общественной жизни11. К началу 30-х годов относится его интерес к
марксизму. Роман «Ночь нежна» (1934), отмеченный поэтичностью и
психологизмом, говорит о возросшем критицизме Фицджеральда к «очень
богатым людям». Во второй половине 30-х годов Фицджеральд, пережи-
вающий творческий кризис, был занят поденной работой в Голливуде,
что отразилось в оставшемся незавершенным романе «Последний магнат»
(посмертно издан в 1945 г.).

Расцвет поэзии США, начавшийся как раз в канун первой мировой
войны и обычно называемый «поэтическим Ренессансом» (1912—1925),
продолжался и в начале первого послевоенного десятилетия. К. Сэнд-
берг12 выпускает ряд новых поэтических сборников: «Дым и сталь»
(1920), «Доброе утро, Америка» (1928), «Народ, да» (1936); последний
одушевлен верой поэта в светлое будущее страны, в неодолимую мощь
народа. Много сил отдает он созданию шеститомной биографии Линколь-
на (1926—1939), который предстает как государственный деятель ярко
выраженного демократического склада, приверженный прогрессивным
идеалам. Демократизм, органически присущий и самому Сэндбергу, ска-
зывается в его активной работе по собиранию американского фольклора,
в особенности народных песен. В годы второй мировой войны он занимал
четкую антифашистскую позицию.

Как и Сэндберг, традицию реализма в поэзии развивал в послевоен-

11 Фицджералъд Ф. С. Портрет в документах. Письма. Из записных книжек. Воспо-
минания. М., 1984.

12 О начале творческого пути Сэндберга см.: История США, т. 2, с. 485—486.


 

ные годы Роберт Фрост 13, художник-
гуманист. Его поэтические сборники
«Hью-Гэмпшир» (1923), «Ручей, те-
кущий к западу» (1928), «Дальний
хребет» (1936), «Дерево-свидетель»
(1942) и др.—подтверждение широ-
кого светлого взгляда на мир, любви
к природе, вере в человека. Мастер
пейзажной лирики и философской
медитации, Фрост в отличие от
Сэндберга, мастера свободного стиха,
более традиционен, использует бе-
лый, реже рифмованный стих.
В 1962 г. 88-летний поэт посетил
СССР, где был тепло принят совет-
скими писателями 14.

Роберт Фрост

20—30-е годы — время активной
работы Уильяма Карлоса Уильямса
(1883—1963), который стремился
передать самый ритм, дух, глубин-
ный смысл своего времени, воспро-
изводя его в образах, осязаемых и
пластичных (сборники «Кора в аду»,

1920, «Кислый виноград», 1921,

и др.). Поэма «Патерсон» (1946—
1958)была задумана им как современные «Листья травы».

«Поэтический Ренессанс» дал импульс развитию (не без влияния
европейских, особенно французских, образцов) различных авангардист-
ских, модернистских течений и школ. Среди авангардистов в 20-е годы
выделялся Эдуард Эстлин Каммингс (1894—1962), автор антивоенного
романа «Громадная комната» (1922), ряда поэтических сборникoв
(«Тюльпаны и труба», 1926; «Будет пять», 1927; и др.), в которых oн
увлекался экспериментальным языкотворчеством. Одним из влиятельныx
теоретиков авангардистских новаций в области стилистики была Гертрy-
да Стайн (1874—1946), культивировавшая самодовлеющее слово и фрa-
зу, нередко оторванные от реальной жизни. Некоторые ее приемы иc-
пользовал молодой Хемингуэй.

Признанным лидером американского модернизма был поэт Эзpa
Лумис Паунд (1885—1972), у которого ироническое отношение к мещан-
ским ценностям соединялось с аристократическим снобизмом и презрe-
нием к народу, толпе. Паунд стремился «реанимировать», оживить
омертвелые, как он считал, стиховые формы, создать «новую поэзию», эли-
тарную, рассчитанную на «посвященных», но при этом многие его поиckи
обретали формалистический характер. Антигуманизм и антидемократизм
привели Паунда на реакционные позиции: в 30-е годы он уезжал в Итa-
лию, увлеченный социальной демагогией Муссолини, в годы вторoй
мировой войны обращался к войскам союзников по радио с профашист-
скими воззваниями.

13 О начале творческого пути Фроста см.: Там же, с. 485.

14 Фрост Р. Из девяти книг. М., 1962.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО



 


Видную роль играл в эти годы влиятельный англо-американский кри-
тик, «мэтр» поэтического модернизма XX столетия Томас Стернз Элиот
(1888—1965), лауреат Нобелевской премии (1948). Художник большого
таланта, Элиот оказал сильнейшее воздействие на развитие англо-амери-
канской поэзии. Оригинально передал он трагический удел индивида, за-
терянного в хаосе жестокого, безжалостного мира, но при этом пессими-
стически оценивал будущее, осуждал революционные перемены. Широкую
известность приобрела его символико-аллегорическая поэма «Бесплодная
земля» (1922): уловив кризисные явления буржуазного мира, Элиот рас-
пространил свою пессимистическую концепцию на всю современную
цивилизацию. В русле модернизма развивалось и творчество талантливого
поэта Харта Крейна (1899—1932), автора поэмы «Мост» (1930), испол-
ненной смутных видений и аллегорий, посвященной Бруклинскому мосту
как символу американской цивилизации.

Кризис 1929—1933 гг., потрясший до основания здание капитализма,
оставил неизгладимый след во всех сферах американской жизни, в том
числе и в сфере культуры, искусства, литературы. 30-е годы называют
«голодными», «злыми», «грозовыми», но выразительнее всего — «красные
тридцатые». В это время впервые в национальной истории миллионы аме-
риканцев, в том числе и мастера культуры, обратились к научному со-
циализму: так, 20-е годы прошли под знаком увлечения фрейдистским
психоанализмом, а 30-е отмечены решительным поворотом в сторону
марксистской философии.

Само отношение к наследию «красных тридцатых» стало своеобраз-
ным барометром, указывающим на общественно-политический климат
в стране в разные исторические периоды. После многих лет откровенного
поношения и тенденциозного подхода в 60—70-е годы проявилось новое
отношение к литературе «грозового десятилетия», в частности более
объективная ее оценка. В последние годы заметен интерес к выявлению
художественного вклада, сделанного в это десятилетие.

Кризис и последовавшая за ним депрессия обострили, сделали
рельефным процесс поляризации сил в литературе. В то самое время,
когда многие писатели повернули влево, происходило оживление различ-
ных буржуазно-охранительных течений. Своеобразным противовесом
марксистской и социологической критике стало выдвижение группы ли-
тературоведов и философов эстетско-формалистического толка во главе
с И.. Бэббитом, Н. Форстером и П. Э. Мором, которые обнародовали свой
манифест «Новый гуманизм» (1930). В нем под флагом защиты «эстети-
ческих ценностей» от «натуралистической грубости» велась откровенная
атака на литературу критико-реалистической направленности и жизнен-
ной правды 15.

Еще в 20-е годы консервативно настроенные писатели-южане создали
группу «Фыоджитивс» («Беглецы»); в нее входили Аллен Тейт, Джон
Кроу Рэнсом, Клинт Брукс и другие, которые в программном манифесте
«Моя позиция» (1930) резко осуждали «северный индустриализм» как
источник всех социальных зол. Многие из них образовали формалисти-
ческую критико-эстетическую школу, так называемую «Новую критику»,
задававшую тон в университетах в 40—50-е годы.

В произведениях писателей-модернистов порой содержалась критика

15 Гиленсон Б. А. Американская литература 30-х годов XX в. М., 1974, с. 31—39.


буржуазно-мещанского мира, но в то же время фетишизировалось тем-
ное, биологическое начало в человеке. Примером этого было творчество
Генри Миллера (1891—1980), выразившего анархо-индивидуалистический
протест против бездуховности, прагматизма и серости американской дей-
ствительности. Однако его бунт вылился лишь в осмеяние морально-
нравственных норм мещанской среды, проповедь эгоцентрической свобо-
ды от общественного долга (романы «Тропик Рака» (1934) и «Тропик
Козерога» (1939)). Критик-коммунист Сидней Финкельстайн, характери-
зуя творчество Генри Миллера, писал: «Мрак заслоняет от Миллера
горящие в мире путеводные огни прогресса, и писатель видит лишь поро-
ки, которые осыпает бранью. Это губит в нем поэта» 16.

Однако определяющим в «красное десятилетие» стало развитие лите-
ратуры радикальной, а то и революционной ориентации. Социальный
опыт, накопленный писателями в 30-е годы, знаменовал, по словам
М. Голда, «становление новой философии, нового взгляда на материал
и саму страну» 17. Это сказалось в новой концепции человека. В лите-
ратуре 30-х годов акцент делался на социально-классовой характеристикe
героев, ее привлекал человек в сфере трудовой деятельности, обществен-
еой активности, находящийся в процессе духовного, нравственного роста.
Для литературы этого десятилетия характерно также обращение к меж-
дународной проблематике, интерес к социалистическому строительству
в СССР (Т. Драйзер, А. Р. Вильямc, Э. Уилсон, Л. Хьюз, У. Фрэнк и др.),
к антифашистской борьбе в Германии (Л. Хелман, Э. Райе), к войнe
и революции в Китае (П. Бак, А. Смедли, Э. Сноу).

Меняется сама позиция писателей, все острее ощущающих прямую
личную причастность к судьбам миллионов соотечественников. Пафоc
коллективизма, утверждение героя, ищущего единения с другими людьми
{у Стейнбека в «Гроздьях гнева», Фрэнка в «Смерти и рождении Дэви-
да Маркенда», Трамбо в «Джонни получил винтовку», во многих образ-
цах пролетарского романа),— замечательная и совершенно новая чертa
этой литературной эпохи. Она весьма удачно выражена в словах Гарри
Моргана — героя романа Хемингуэя, ставших крылатыми: «Человек один
не может ни черта» 13. Известный критик М. Каули, участник литера-
турного движения 30-х годов, так характеризовал новый психологиче-
скии климат десятилетия: «В это время говорили не ,,я", а „мы", не ,,мое"