III. ВОЙНА 2 страница

Положение осложнялось и тем, что эти события происходили в период
активизации консервативных сил, развернувших наступление против ра-
бочего класса и его требований. В первые месяцы 1945 г. антипрофсоюз-
ные билли обсуждались в 17 легислатурах штатов, затем еще в 21 6.
1 июля 1945 г. министерство труда возглавил бывший сенатор Л. Шве-
ленбах, известный своими консервативными взглядами. Считая трудовые
конфликты «отвратительным» явлением, он потребовал от профсоюзов и
рабочих не бастовать и придерживаться в период реконверсии «нацио-
нального единства» 7. Сенатор А. Ванденберг в письме министру труда
30 июля 1945 г. предлагал провести конференции представителей проф-
союзов и предпринимателей и договориться об установлении «классового
мира» в промышленности и запрещении стачек. «Профсоюзное руковод-
ство знает,— писал Ванденберг,— что безответственные стачки и подрыв-
ные акции в важных отраслях производства представляют собой смер-
тельную угрозу...» 8

На завершающем этапе войны, в период подготовки реконверсии
«мир» в промышленности, отказ рабочих от забастовок для правящего
класса были особенно необходимы. Острую актуальность приобретала
проблема обеспечения, работой демобилизованных солдат, а также рабо-
чих, занятых в военной промышленности. В памяти многих американцев
еще были живы социальные волнения, вспыхнувшие после первой миро-
вой войны.

Разработкой многочисленных программ послевоенного развития зани-
мались государственные, общественные и частные организации, профсою-
зы, предпринимательские ассоциации, комитеты обеих палат конгресса,
различные управления и ведомства федеральной администрации. Кампа-
ния велась и в федеральном масштабе, и на уровне штатов, в ней актив-
но использовались средства массовой информации, которые рисовали

5 Вехи боевой истории, с. 164—173.

6 Сив'ачев Н. В. Рабочая политика правительства США в годы второй мировой вой-
ны. М., 1974, с. 277.

7 Там же, с. 329.

8 Цит. по: История рабочего движения в США в новейшее время, т. 2, с. 172.



III.война


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ВОЙНЫ



 


мрачные картины нового экономического кризиса и его непременного
спутника — безработицы.

Журнал «Форчун» в октябре 1943 г. отмечал: «Период массовой демо-
билизации неизбежно совпадает с опасностью серьезнейшей массовой
безработицы». У ветеранов развито чувство солидарности, готовность к
решительным действиям, и если им не предоставить нормальные условия
жизни, предостерегал конгрессмен Г. Фиш, США могут столкнуться с
«хаосом и революционной ситуацией» 9. На съезде Национальной ассо-
циации промышленников (НАП), происходившем в Нью-Йорке еще в де-
кабре 1943 г., президент «Дженерал моторз» предупреждал, что- после
войны необходимо всех обеспечить работой, не допустить массовой без-
работицы, в противном случае «частнокапиталистическая система будет
заменена той или иной формой социализма» 10.

Администрация демократов стала уделять внимание вопросу о рекон-
версии промышленности с момента коренного перелома в войне. Уже в
апреле 1943 г. Управление военного производства начало изучать этот
вопрос. В конце 1943 г. сенаторы Б. Барух и Дж. Хэнкок также заня-
лись этим делом, и к середине февраля 1944 г. составление доклада было
закончено. В нем отмечалось, что перевод военной промышленности на
мирные рельсы связан с большими трудностями и к нему следует гото-
виться заранее 11. 13 июня проблемы реконверсии обсуждались на засе-
дании Управления военного производства.

7 сентября 1944 г. глава Управления военной мобилизации Дж. Бирнс
представил президенту США доклад о переводе военной экономики на
мирные рельсы. В докладе учитывались предложения и рекомендации
ряда комиссий военного и морского министерств. В документе говорилось
о необходимости перевести военные предприятия на гражданское произ-
водство, сократить продолжительность рабочей недели, ликвидировать на-
лог на крупные доходы.

Готовясь к реконверсии, промышленники и члены конгресса поста-
рались выяснить позицию и требования профсоюзов. Президент НАП
Ф. Кроуфорд обратился 23 декабря 1943 г. к руководителям АФТ и
КПП У. Грину и Ф. Мэррею с письмами, в которых рекомендовал соз-
вать в феврале 1944 г. конференцию представителей организаций, заин-
тересованных в послевоенных проблемах. 13 октября 1943 г. сенатор-
республиканец X. Фергюсон (штат Мичиган) предложил Ф. Мэррею
встретиться в Питтсбурге для обсуждения вопросов, связанных с сотруд-
ничеством между предпринимателями и профсоюзами в послевоенное
время.

Исполком КПП создал специальный комитет во главе с Р. Уолшем,
которому было поручено разработать мероприятия по подготовке рекон-
версии. В январе 1944 г. Комитет политических действий провел двух-
недельную конференцию по проблемам занятости. Была выдвинута широ-
кая программа строительства жилищ, дорог, аэродромов и т. д. Комиссия
АФТ по вопросам занятости и предотвращения безработицы предлагала
после окончания войны сократить рабочую неделю до 30 часов; отдел

9 Congressional Record, vol. 90, pt 3, p. 4327.

10 Harper's Magazine, 1944, Febr., p. 200.

11 Nelson D. Arsenal of Democracy. The Story of American War Production. N.
1946, p. 393.


строительных рабочих федерации выступил с планом возведения новых

жилых домов.

29 марта 1944 г. сенатор-демократ X. Килгор (штат Виргиния) внес
в сенат билль об устройстве на работу демобилизованных солдат и обу-
чении их новым профессиям. АФТ, КПП и железнодорожные братства
поддержали Килгора. Однако представители крупных корпораций высту-
пили против его предложений. В октябре 1944 г. законопроект Килгора
был одобрен конгрессом, хотя и в сильно урезанном виде 12.

В декабре сенатор Мэррей совместно с Трумэном направили в сенат-
ский комитет по военным делам доклад по вопросам реконверсии и обес-
печению полной занятости. В нем предлагалось принять закон об обес-
печении населения работой, причем эта обязанность возлагалась на
государство. Рабочие поддержали законопроект, но НАП, Торговая пала-
та и представители крупного капитала выступили против билля, настаи-
вая на ограничении прав рабочих на забастовки, отказе от установления
минимума заработной платы и принципа полной занятости, как подры-
вающих принципы свободного предпринимательства. Вокруг билля в кон-
грессе развернулись длительные дискуссии, продолжавшиеся, по суще-
ству, до принятия в 1946 г. акта о занятости.

Одновременно проблемы реконверсии изучали комитеты сената и па-
латы представителей, но их предложения не привлекли внимания членов
конгресса. Поскольку еще шла война, представителей корпораций больше
интересовали военные контракты и заказы, число которых на 31 марта
1944 г. достигло 21 тыс. для армии и 4 тыс. для флота 13. Встал вопрос,
как поступить с этими контрактами. Президент «Дженерал моторз»
Ч. Вильсон, выступая в январе 1944 г. на заседании Ассоциации по
связи между армией и промышленностью, призывал развивать военную
экономику 14. Представители военных ведомств также выступали против
сокращения военной промышленности, добиваясь принятия закона о все-
общей трудовой повинности.

6 января 1945 г. в послании конгрессу Рузвельт просил одобрить
законопроект о всеобщей трудовой повинности, предусматривавший закреп-
ление рабочих на предприятиях военной промышленности. 1 февраля
палата представителей приняла этот законопроект, но в сенате рассмот-
рение его несколько затянулось. Приближался конец войны, а билль так
и не был принят.

Значительное место в дебатах о реконверсии занял вопрос, как посту-
пить с предприятиями, построенными государством во время войны,
на которые было затрачено более 17 млрд. долл. Сенаторы Барух и Хэн-
кок предложили продать их по дешевой цене корпорациям, что было
одобрено конгрессом. Государство продало эти предприятия 250 крупным
монополиям в среднем за 60% их номинальной стоимости.

Тем временем войска антигитлеровской коалиции вели наступатель-
ные бои в Германии, нанося последние удары ее вооруженным силам.
С 8 февраля по 22 марта американо-английские армии очистили район
между Рейном и Маасом и вышли на левый берег Рейна. К форсирова-
нию Рейна союзники готовились основательно. Их авиация бомбила вос-

12 Подробнее см.: Лихачева И. В. У истоков послевоенной экономической политики США.— Новая и новейшая история, 1971, № 4, с. 110.

13 Young R. Congressional Politics in the Second World War. N. Y., 1956, p. 200.
14 New York Herald Tribune, 1944, Jan. 20.



III. ВОЙНА


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ВОЙНЫ



 


точный берег. За неделю было совершено почти 15 тыс. самолето-выле-
тов тяжелых бомбардировщиков, более 7 тыс.— средних бомбардировщи-
ков и свыше 30 тыс. боевых вылетов истребителей. В ночь на 23 марта
началось форсирование этой водной преграды. В течение всей ночи ар-
тиллерия вела ураганный огонь. Но каково было удивление союзников,
когда при форсировании Рейна американские дивизии не встретили
сколько-нибудь серьезного сопротивления. Потери наступавших состави-
ли 31 человек15. Утром 24 марта воздушная армада, состоявшая из
889 истребителей, 1696 транспортных самолетов, 1348 транспортных
планеров, появилась восточнее Рейна и сбросила 21 680 десантников.
В это же время 3417 бомбардировщиков штурмовали аэродромы, мосты
и железнодорожные станции Германии. Не оказывая серьезного сопротив-
ления, гитлеровская армия поспешно отходила. Союзные войска продви-
гались по 40 км в день. За март они взяли в плен 350 тыс. человек.
«За Рейном вплоть до Эльбы,— вспоминал генерал О. Бредли,— наши
войска продвигались, встречая на своем пути лишь белые флаги капи-
туляции» 16.

Одновременно фашистское руководство искало возможности подпи-
сать сепаратный мир с США и Великобританией и сосредоточить все
силы против наступавшей Советской Армии. В начале марта уполномо-
ченный СС при группе армий «Ц» генерал К. Вольф встретился в Цю-
рихе с представителем американской разведывательной службы в Европе
А. Даллесом и изъявил готовность Германии прекратить военные дейст-
вия в Северной Италии. Союзники рассчитывали после этого выйти в
Центральную Европу, овладеть значительной частью Германии и Авст-
рии. Это привело бы, по замыслу западных союзников, к ослаблению
международного авторитета СССР на завершающем этапе войны. Узнав-
об этих переговорах, 22 марта Советское правительство потребовало пре-
кратить сепаратные переговоры, продолжавшиеся в течение двух недель..
Союзники вынуждены были согласиться с этим требованием 17.

К 1 апреля соединения 1-й и 9-й американских армий завершили
окружение рурской группировки противника (18 дивизий). Окруженные
немецко-фашистские войска были полностью деморализованы. 17 апреля
командующий, фельдмаршал В. Модель, отдал приказ прекратить сопро-
тивление, капитулировать и покончил жизнь самоубийством. С 1 по 18 ап-
реля союзники взяли в плен 317 тыс. солдат и офицеров, среди них были
24 генерала 18.

После разгрома этой крупной нацистской группировки оборона войск
вермахта на центральном участке Западного фронта фактически распа-
лась. Попытка гитлеровского командования спасти положение путем соз-
дания 12-й армии под командованием генерала В. Венка потерпела не-
удачу. Союзные войска продолжали быстро продвигаться в восточном
направлении. 12 апреля они заняли Эрфурт, через неделю — Лейпциг,
отдельные соединения вступили на территорию Чехословакии. 25 апреля
советские и американские солдаты встретились на Эльбе.

15 Макдсналъд Ч. Тяжелое испытание. М., 1979, с. 373—374.

16 Bradley О. Soldier's Story. N. Y., 1951, p. 494; Правда, 1984, 4 июня.

17 Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США в
премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны.
1941—1945 гг.: В 2-х т. М., 1976, т. 2, с. 211—215, 218—224, 320, 321.

18 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 10. с. 256.


Президенту Рузвельту не суждено было дожить до этой знаменатель-
ной даты. 12 апреля он внезапно скончался. В его лице мир потерял
крупного государственного деятеля и политика, одного из создателей
антигитлеровской коалиции.

В эти дни развернулось крупнейшее сражение советских войск за
Берлин. Задача сокрушения обороны и овладения Берлином была возло-
жена на 1-й и 2-й Белорусские и 1-й Украинский фронты. В их составе
были 21 общевойсковая, 4 танковые, 3 воздушные армии, 14 отдельных
танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. В Берлинской
операции участвовали две полевые армии Войска Польского, польские
танковый и авиационный корпуса, две артиллерийские и минометная
бригады. В общей сложности группировка советских и польских войск
на берлинском направлении насчитывала 2,5 млн. человек, свыше
41 600 орудий, 6250 танков, 7500 самолетов 19. Советским войскам проти-
востояла мощная группировка противника, насчитывавшая в общей слож-
ности до 1 млн. солдат и офицеров, 10 400 орудий и минометов,
до 1500 танков и 3300 боевых самолетов.

16 апреля советские войска перешли в наступление. Этот день открыл
последнюю страницу летописи войны в Европе. Начался отсчет послед-
них часов гитлеровского режима.

Преодолевая мощные оборонительные рубежи и ожесточенное сопро-
тивление противника, советские воины продвигались на Берлин с юга,
севера и востока. 17 апреля И. В. Сталин телеграфировал Военному со-
вету 1-го Белорусского фронта: «Гитлер плетет паутину в районе Бер-
лина, чтобы вызвать разногласия между русскими и союзниками. Эту
паутину нужно разбить путем взятия Берлина советскими войсками.
Мы это можем сделать, и мы это должны сделать» 20.

20 апреля дальнобойная артиллерия начала обстрел Берлина. Созда-
лась угроза полного разгрома вражеской группировки. Два дня спустя
германское верховное командование приняло решение снять с Западного
фронта все войска и бросить на оборону Берлина. Советская Армия в
это время наносила сокрушающие удары по окруженной берлинской
группировке нацистских войск, которые оказывали ожесточенное сопро-
тивление. 30 апреля доблестные советские воины водрузили Знамя Побе-
ды над рейхстагом. В Берлинской операции советские войска разгроми-
ли 70 пехотных, 12 танковых, 11 моторизованных дивизий, около 480 тыс.
солдат и офицеров были взяты в плен 21. Это сражение явилось побед-
ным венцом тяжелого и славного пути воинов Советской Армии.

Планы союзного командования первыми взять Берлин оказались не-
реальными. Тогда было решено развернуть наступление в Чехословакии.
Ему придавалось большое политическое значение. 30 апреля британский
премьер-министр писал президенту США, что это может существенно
изменить послевоенную обстановку как в Чехословакии, так и в других
странах. 4 мая Эйзенхауэр информировал Советское командование о на-
мерении предпринять наступление в Чехословакии. На следующий день
главнокомандующий союзными войсками получил ответ с предложением

19 Там же, с. 315.

20 Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы воины: Кн. 1, 2. М., 19731975, кн.

с 418.
21 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 10, с. 344.



III. ВОЙНА


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ВОЙНЫ



 


придерживаться ранее достигнутой договоренности о встрече советских
и союзных войск на первоначальной линии — Ческе-Будеёвице, Пльзень
и Карлови-Вари— и не продвигать войска союзников восточнее этой
линии. Генерал Эйзенхауэр согласился.

Советские вооруженные силы между тем развивали наступление в
целях завершения освобождения Чехословакии. Особенность сложившей-
ся ситуации состояла в том, что крупная группировка немецко-фашист-
ских войск в составе 65 дивизий, 3 бригад и 15 отдельных полков продол-
жала действовать на территории Чехословакии и Австрии. 2 мая 1945 г.
преемник Гитлера на посту рейхсканцлера адмирал Дениц велел «про-
должать войну против большевиков» на востоке и сдаваться в плен англ о-
американцам на западе . 5 мая германским войскам оыл отдан приказ
сложить оружие на территории северо-западной Германии, Дании, в Ни-
дерландах, а на востоке продолжать борьбу23.

Учитывая сложившуюся обстановку, советские войска предприняли
наступление на Прагу, где восставшее население просило о помощи.
В ночь на 9 мая гвардейские танковые армии вступили в столицу Че-
хословакии. Их радостно приветствовало население столицы. В Пражской
операции были взяты в плен 860 тыс. солдат и офицеров, захвачены
9,5 тыс. орудий и минометов, 1,8 тыс. танков и орудий, 1,1 тыс. само-
летов 24.

7 мая в Реймсе был подписан предварительный протокол о капиту-
ляции вооруженных сил Германии. Церемония же подписания акта о
безоговорочной капитуляции фашистской Германии состоялась в Берли-
не, в полночь 8 мая. Его подписали представители союзных государств:
СССР, США, Англии и Франции; с германской стороны — бывший на-
чальник штаба верховного главнокомандования вермахта.

9 мая 1945 г. вошел в мировую историю как день великой Победы
над гитлеровской Германией. Ее завоевали народы антигитлеровской коа-
лиции. Исторически неоспоримо, что Советский Союз явился главной си-
лой, преградившей гитлеровской Германии путь к мировому господству,,
что основная тяжесть войны легла на плечи советского народа и его
Вооруженные Силы. В условиях победоносного окончания войны в Евро-
пе были проведены две важные международные конференции по пробле-
мам послевоенного мира.

2. Сан-Франциско и потсдам

Вскоре после прихода в Белый дом Г. Трумэна политический курс
США в отношении СССР стал пересматриваться. Уже 23 апреля новый
президент США на совещании министров и командования вооруженных
сил заявил: «Я намереваюсь быть твердым в отношениях с Советским
правительством». Эту линию активно поддерживали военно-морской ми-
нистр Дж. Форрестол, заместитель государственного секретаря Дж. Грю,
глава военной миссии США в СССР генерал Дж. Дин и др. Сенатор
Ванденберг, например, писал в дневнике: «Америка должна вести себя
как держава № 1... Мы должны осуществлять моральное руководство ми-

22 New York Times, 1945, May 3.

23 История второй мировой войны, 1939—1945, т. 10, с. 348.

24 Там же, с. 275.


poм, или мир вообще останется без руководства» 25. Однако разгром Гер-
мaнии еще не был завершен; к тому же помощь СССР была необходима
и для сокрушения Японии, а самое главное — народы мира требовали
сохранения союза с СССР.

25 апреля 1945 г., в день встречи советских и американских войск
на Эльбе, состоялось торжественное открытие конференции в Сан-Фран-
писко — одной из самых крупных в дипломатической истории, которая
продолжалась два месяца. В ее работе приняли участие 282 представи-
теля 42 государств всех пяти континентов, более 1,5 тыс. экспертов,
советников и технических сотрудников делегаций. Переговоры освеща-
ли 3,5 тыс. корреспондентов.

На конференции обсуждались цели и задачи международной органи-
зации по обеспечению мира. Разработанный в Думбартон-Оксе проект
Устава Организации Объединенных Наций был представлен на рассмот-
рение всемирного форума миролюбивых государств. После ознакомления
с его содержанием поступило 1200 поправок и замечаний. Для их изуче-
ния были созданы четыре комиссии. В задачу первой входило рассмотре-
ние общих вопросов, включая цели, принципы, членство, основные орга-
ны ООН: вторая занималась вопросами Генеральной Ассамблеи, Эконо-
мическим и Социальным Советом и Советом по опеке; третья — Советом
Безопасности; четвертая — статутом Международного Суда.

Одним из самых острых стал вопрос о Совете Безопасности. Предста-
вители ряда делегаций, преимущественно латиноамериканских стран,
выступили против принципа единогласия великих держав; они стреми-
лись ослабить значение Совета Безопасности, сузить пределы компетен-
ции постоянных его членов. Советская делегация решительно отстаивала
принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности, и конфе-
ренция зафиксировала его.

Длительные дебаты развернулись по вопросу о международной опеке.
Делегация СССР последовательно защищала принципы самоопределения
наций, независимости и суверенитета народов, уважения прав человека.
Английская делегация выступала, по существу, за сохранение с незна-
чительными изменениями старой мандатной системы Лиги наций.
Во французском проекте также не говорилось о предоставлении колониям
независимости. Что же касается США, то они на более ранних этапах
войны отстаивали систему опеки, рассчитывая использовать ее для эко-
номического проникновения в колониальные страны и для ослабления
западных метрополий.

Однако к 1945 г. позиция Вашингтона под влиянием, с одной сторо-
ны, страха перед ростом национально-освободительного движения, а с
другой — все более четкого выявления стратегических интересов военных
ведомств США, настойчиво добивавшихся создания военных баз на тер-
риториях колониальных и зависимых стран, изменилась, и по ряду во-
просов наметилось ее сближение с позицией западноевропейских госу-
дарств26. 2 июня 1945 г. глава советской делегации А. А. Громыко
сообщал в Москву: «Американцы прямо заявили, что на ряде территорий,

25 The Private Papers of Senator A. Vandenberg / Ed. by A. H. Vandenberg. Boston,

26 Американский исследователь Р. Рассел отмечал большую активность военного
министра Стимсона и военно-морского министра Форрестола в выработке проекта
Устава ООН, в силу чего многие предложения США формулировались под явным



III. ВОЙНА


ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ВОЙНЫ



 


которые должны быть поставлены под опеку, США построили большое
количество аэродромов, линий коммуникаций и приобрели некоторые
торговые интересы. Американское правительство хочет полностью сохра-
нить свои права на эти приобретения и поэтому решительно будет на-
стаивать на том, чтобы это было оговорено в главе по территориальной
опеке». В этом вопросе правительство США, как заявил член американ-
ской делегации Г. Стассен, «не может пойти на уступки» 27.

Тем не менее в ходе обсуждения благодаря твердой позиции совет-
ской делегации была принята компромиссная формула. Участники пере-
говоров достигли договоренности о включении в Устав ООН положения
о том, что система международной опеки призвана способствовать раз-
витию населения подопечных территорий в направлении к самоуправ-
лению.

26 июня конференция приняла Устав Организации Объединенных
Наций, призванной обеспечить поддержание международного мира и
всеобщей безопасности. Образование ООН стало возможным лишь в ре-
зультате великой освободительной борьбы и сотрудничества свободолю-
бивых народов, одержавших всемирно-историческую победу над фашиз-
мом и его сообщниками.

Вскоре в Потсдаме открылась конференция глав правительств
СССР, США и Великобритании по проблемам послевоенного урегулиро-
вания и мира в Европе. Берлинская (Потсдамская) конференция руково-
дителей трех держав проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г.

Фашистская Германия была повержена, многие города истерзанной и
окровавленной Европы лежали в руинах. Перед участниками конферен-
ции стояла задача выработать программу мира и безопасности,
а прежде всего обсудить вопросы послевоенного устройства Германии и
других государств, воевавших на ее стороне,— Италии, Финляндии, Ру-
мынии, Венгрии, Болгарии.

За день до открытия конференции, 16 июля, в Аламогордо США
произвели испытание атомной бомбы, о чем немедленно было доложено
Трумэну в Потсдам. Придавая этому событию очень большое диплома-
тическое и политическое значение, президент подчеркнул, что оно
«может изменить ход истории и цивилизации»28. Эта весть привела в
восторг Черчилля, заявившего, что теперь у западных союзников «есть
в руках средство, которое восстановит соотношение сил с Россией»,
и что в отношении ее теперь можно будет занять более жесткую пози-
цию 29. Однако общая военная и политическая обстановка, высокий ав-
торитет Советского Союза, его военное могущество, наконец, предстоя-
щие на Дальнем Востоке события побуждали Запад проявлять осторож-
ность, считаться с реальными фактами при принятии решений по про-
блемам послевоенного устройства мира в Европе.

На конференции были согласованы политические и экономические
принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с

влиянием «стратегических решений» военного времени. См.: Russell R. A History
of the United Nations Charter. The Role of the United States, 1940—1945. Wash.,
1958, p. 2.

27 Конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско (25 апреля — 26 июня
1945 г.): Сб. документов. М., 1980, с. 511.

28 The Memoirs of Harry S. Truman: Vol. 1, 2. N. Y., 1965, vol. 1, p. 87.

29 Bryant A. Triumph-in the West, 1943—1946. L., 1959, p. 477—478.


Германией. Они предусматривали проведение важных мероприятий по
дeмилитаризации, демokратизации Германии, полное ее разоружение,
yничтожение германской промышленности, с тем чтобы она не могла
быть использована для военного производства, уничтожение нацистской
партии и всех ее учреждений. Германский милитаризм и нацизм будут
искоренены, говорилось в решении конференции. Главы трех прави-
тельств договорились рассматривать Германию как единое экономическое
целое с установлением союзного контроля над германской экономикой.
Управление в каждой зоне должно было осуществляться главнокоманду-
ющими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции
в соответствии с указаниями правительств.

Предложение советской делегации о создании центральной герман-
ской администрации под руководством Контрольного Совета в ходе
дискуссии было отклонено. Такую же участь постигло советское пред-
ложение об установлении контроля четырех держав над Руром — глав-
ным арсеналом германского милитаризма. Этот вопрос был передай на
рассмотрение Совета министров иностранных дел, созданного во время
конференции.

Острую дискуссию между участниками конференции вызвал вопрос
о репарациях. В Ялте, как уже отмечалось, была достигнута договорен-
ность о возмещении Германией ущерба в натуре, нанесенного ею в ходе
войны; определена и общая сумма репараций — 20 млрд. долл., причем
50% этой суммы надлежало передать Советскому Союзу. Между тем
американская делегация в Потсдаме изменила свою позицию, выступив,
во-первых, против определения конкретной суммы репараций для каждо-
го государства и, во-вторых, за одобрение принципа взимания репараций
по зонам. На деле это означало стремление США и Англии сохранить
военно-промышленный потенциал Германии, сосредоточенный в ее за-
падных районах.

Советская делегация внесла свои предложения о репарациях.
И. В. Сталин сказал, что война нанесла огромный ущерб Советскому
Союзу, велики его материальные потери. «Надо хоть одну двадцатую
часть возместить»,— подчеркнул он. Было предложено часть поставок
в счет репараций получить из Западной Германии. Союзникам трудно
было возражать против такого разумного и справедливого требования.
Участники конференции в итоге согласились, что репарации будут взи-
маться каждым правительством прежде всего в своей зоне оккупации.
Кроме того, СССР должен получить 15% изымаемого из западных зон
промышленного оборудования в обмен на продовольствие, уголь экви-
валентной стоимости, а также 10% такого оборудования в счет репара-
ций 30.