Потребительских товаров.

 

10.1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ: ЦЕЛИ, СУБЪЕКТЫ, СРЕДСТВА,

КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ.

Идентификация товара– это установление соответствия конкретной продукции образцу или описанию.

Цель идентификации: защита потребителя от недобросовестного изготовителя (поставщика, продавца), обеспечение безопасности окружающей среды, жизни, здоровья потребителей, их имущества, а так же подтверждение соответствия продукции предъявленным к ней требованиям.

Идентификация проводится в случаях, когда в информации о конкретной продукции представлено не полное ее описание, либо необходимо подтверждение его достоверности.

Идентификацию продукции производят:

1) Органы по сертификации при обязательной или добровольной сертификации.

2) Уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти при осуществлении контрольно-надзорных функций в пределах их компетенции.

3) Другие органы и организации в случаях, предусмотренных законом и другими нормативно-правовыми актами, а также в инициативном порядке.

Идентификация проводится по признакам, параметрам, показателям и требованиям, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретной продукции образцу или описанию.

В качестве описания продукции могут быть использованы стандарты, ТУ, нормативные документы исполнительных органов федеральной власти; конструкторские, эксплуатационные документы; товарно-сопроводительная документация, договоры поставки, технические описания, спецификации, этикетки, ярлыки и другие документы, характеризующие продукцию.

Если идентификацию продукции проводят на соответствие сертификату, то в нем должны быть указаны модель, тип, номер серии, партии продукции и другие данные, позволяющие отнести данный сертификат к конкретной продукции, которая была сертифицирована.

Порядок проведения и данные, необходимые для идентификации продукции сертификату соответствия устанавливается в правилах системы сертификации.

Решение о необходимости проведенияидентификации, а также о требуемом объеме информации для идентификации конкретной продукции принимает орган, проводящий идентификацию, либо органы по сертификации продукции в случае отсутствия системы сертификации групп однородной продукции. Решение о необходимости проведения идентификации, а также нормативные требования по процедурам идентификации и ссылки на нормативные документы, регламентирующие общие требования к информации о продукции могут приводиться в нормативных документах об идентификации конкретных видов продукции.

В зависимости от задач идентификации, специфики продукции, может быть использован один из следующих методов или их сочетание: 1) по документации; 2) инструментальный; 3) органолептический; 4) визуальный; 5) опробование; 6) испытание.

Результаты идентификации конкретной продукции оформляют в порядке, предусмотренном правилами сертификации, либо в виде заключения.

Заключение подписывает эксперт или уполномоченное лицо органа, проводящего идентификацию и скрепляет печатью организации.

 

10.2. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ: ВИДЫ, СПОСОБЫ ПОДДЕЛКИ,

МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ.

Фальсификация – действия, направленные на обман получателя или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

В широком смыслефальсификация может рассматриваться как действие, направленное на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его качества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности.

При фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации: 1) ассортиментная (видовая); 2) качественная; 3) количественная; 4) стоимостная; 5) информационная.

Для каждого вида фальсификации характерны свои способы подделки товаров.

1. При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида ил наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Для заменителей характерны определенные особенности: значительная дешевизна по сравнению с натуральным товаром, пониженные потребительские свойства, идентичность (сходство) наиболее характерных признаков (внешнего вида, цвета, вкуса и запаха, консистенции).

 

В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации: частичная замена продукта водой; добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт; замена натурального продукта имитатором.

Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на 2 группы: пищевые и непищевые. Пищевые заменители – более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам. В качестве средств ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители: воду – для жидких продуктов; другие имитаторы натурального продукта, схожие по определенным, наиболее характерным признакам. К пищевым заменителям, используемым для целей фальсификации, относятся также различные имитаторы, т.е. продукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольственных товаров. Возможно также частичная или полная замена высокоценных товаров другим менее ценным товаром, относящимся к другой или той же однородной группе, но иного вида.

Не пищевые заменителиотносятся к объектам органического или минерального происхождения и непригодны для пищевых целей. Многие из них могут нанести вред здоровью человека, а иногда привести и к смертельному исходу.

2. Качественная фальсификацияподделка товаров с помощью пищевых или не пищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств или замена товара высшей градации качества низшей.

Средствами этого вида фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопроводительных документах, но низшей градации. Способы качественной фальсификации: использование добавок, имитирующих улучшение качества; пересортица.

Разновидностью качественной фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального продукта пищевыми или не пищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов.

3. Количественная фальсификация – это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

В практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта. Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые средства измерений (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.).

return false">ссылка скрыта

Количественная фальсификация при отпуске товаров получателю или продавцу достигается с помощью следующих разновидностей способов неправильных измерений товара: отпуск по массе брутто без учета массы упаковки; применение дополнительных грузов подкладываемых под товар при его взвешивании.

4. Стоимостная фальсификация – обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене товаров больших размеров. Существует несколько разновидностей стоимостной фальсификации: реализация фальсифицированных товаров по ценам, аналогичным или лидирующим для натурального продукта; реализация фальсифицированных товаров по пониженным ценам по сравнению с натуральным аналогом; фальсифицированных товаров по ценам, превышающим цены на натуральные аналоги.

5. Информационная фальсификация – обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Любой вид фальсификации, рассмотренный ранее в большинстве случаев дополняется фальсификацией информации о товаре. В противном случае фальсификация легко выявляется.

При фальсификации информации о товаре довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные: наименование товара; страна происхождения товара; фирма-изготовитель товара; количество товара.

На ряду с этой классификацией видов и способов фальсификации можно выявить еще две группы способов фальсификации в зависимости от мест ее осуществления: 1) технологическая и 2) предреализационная.

1) Технологическая фальсификация – подделка товаров в процессе технологического цикла производства.

2) Предреализационная фальсификация – подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю.

 

В стандартах, ТУ, Правилах системы сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья предусматриваются 3 группы методов обнаружения фальсификации: 1) Органолептические; 2) Физико-химические; 3) Микробиологические.

 

ЛИТЕРАТУРА