ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» И ОБОСТРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ 153 21 страница

В изменившейся мировой стратегической обстановке неотложная
американская помощь стала жизненно необходимой для Великобритании,
где новое правительство возглавил премьер-министр У. Черчилль. Уже
в первом его обращении к США за помощью, последовавшем 15 мая,
содержалась отчаянная просьба предоставить взаймы 40—50 американ-
ских эсминцев для усиления конвоя английских судов. «Комитет защи-
ты Америки путем оказания помощи союзникам» выступил за передачу
эсминцев, выкинув лозунг: «Нас и Гитлера разделяет английский флот».
От него же исходило предложение передать эсминцы в обмен на базы в

22 Johnson W. The Battle Against Isolation. Chicago, 1944, p. 69.

23 Jonas M. Isolationism in America. 1935—1941. Ithaca, 1966, p. 23.

24 Cole W. America First. The Battle Against Intervention, 1940—1941. Madison, 1953.


британских владениях в Западном полушарии и обещание не допустить
сдачи английского флота Германии.

Черчилль предпочел бы не облекать соглашение в форму обмена баз
на эсминцы, но Рузвельт, ссылаясь на существующее законодательство
и оппозицию изоляционистов, настоял на своем. По соглашению от
2 сентября 1940 г. 50 старых американских эсминцев были обменены на
территории под 8 авиационных и морских баз в британских владениях
от Ньюфаундленда до Британской Гвианы, сданных в аренду на 99 лет
(передача территорий на Ньюфаундленде и на Бермудских островах была
оформлена в виде «дара»). Англия подтвердила, что ни в коем случае
не допустит, чтобы ее флот попал в руки гитлеровцев.

Выгоды для США были неоспоримы. Сообщая конгрессу о достигну-
том соглашении, Рузвельт заявил, что оно представляет «наиболее важ-
ный шаг в усилении нашей национальной обороны со времени покупки
Луизианы» 25

2. Проблемы экономики
и внутренней политики

Воздействие второй мировой войны на экономику США, сохранявших
нейтралитет вплоть до конца 1941 г., сказалось не сразу. Военно-произ-
водственная конъюнктура периода «странной войны» не стала достаточ-
но сильным импульсом для такого масштабного механизма, каким была
американская экономика, на долю которой приходилась половина про-
мышленной продукции всего капиталистического мира, треть сбора зер-
новых и свыше половины сбора хлопка.

Положение изменилось со вступлением мировой войны летом 1940 г.
в новый этап. С этого времени все значительные проблемы политическо-
го и социально-экономического развития оказались так или иначе связан-
ными с войной. Спустя два года после начала войны американское про-
мышленное производство превысило уровень 1935—1939 гг. более чем в
1,5 раза. Валовой национальной продукт страны увеличился с 90,5 млрд.
в 1939 г. до 99,7 млрд. в 1940 г. и 124,5 млрд. долл. в 1941 г.
(когда он наконец превзошел показатель предкризисного 1929 г.) 26.

Для ускорения темпов экономического развития важнейшее значение
имело огромное расширение «регулирующих» мероприятий государства.
Федеральные закупки товаров и услуг возросли с 6,2 млрд. в 1940 г. до
16 млрд. долл. в 1941 г., или с 6,2 до 13,4% валового национального
продукта США27. Мероприятия, отражавшие усиление государственно-
монополистических тенденций, осуществлялись по нескольким каналам.
Государство взяло на себя значительные расходы по наращиванию про-
изводственных мощностей. Серьезное внимание уделялось расширению
производства сталелитейной, алюминиевой и некоторых других отраслей
промышленности, а также производству дефицитных материалов (синте-
тического каучука и др.).

Существенным стимулом для развития производства явилось приня-
тие в октябре 1940 г. закона об ускоренной амортизации капитала (пя-

25 The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt, 1940 vol., p. 391.

26 Survey of Current Business, 1965, N 8, p. 24.

27 Далин С. А. Военно-государственный монополистический капитализм в США. М.,
1961, с. 50.

 



III. ВОЙНА


НАКАНУНЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВОЙНУ



 


тилетний срок вместо обычных 20—30 лет), что понижало размеры на-
логов на корпорации. Неуклонно увеличивался удельный вес крупных
фирм, и снижалось значение мелких. Этому же способствовала прави-
тельственная практика заключения «громадной массы» военных контрак-
тов с немногими, наиболее крупными фирмами28. По данным на сере-
дину 1941 г., почти 3/4 контрактов армии и флота приходилось на
56 компаний, а 6 из них заполучили контрактов более чем на 3 млрд.
долл. (из 9,8 млрд. всех контрактов) 29.

Вопросы, связанные с национальной безопасностью, приобретали все
большее значение. Передовая часть американского общества, включая
коммунистов, задолго до войны подчеркивала приоритет дела борьбы
против фашизма и его агрессии, отстаивая идею единения демократиче-
ских сил на широкой антифашистской платформе. Реформистский «но-
вый курс», благодаря которому в 1933—1938 гг. удалось смягчить наи-
более острые внутренние конфликты, вызванные социально-экономиче-
скими и политическими причинами, также способствовал консолидации
левых и либеральных сил. Демократическая коалиция «нового курса»,
зародившаяся в предвоенный период , укреплялась перед лицом пер-
манентно возраставшей внешней угрозы национальным интересам и
безопасности США.

Известное сближение различных слоев американского общества не
устранило, конечно, классовых противоречий между ними. Особенно это
верно для первого этапа войны (сентябрь 1939 г.—май 1940 г.), кото-
рому не только в США, но и в других странах давались различные, не-
редко противоположные оценки. Буржуазный лагерь, используя слож-
ную обстановку, попытался, правда без особого успеха, отбросить назад
рабочее движение. Пересмотра рабочей политики государства в декабре
1939 г. потребовал съезд Национальной ассоциации промышленников.
В конгрессе и буржуазной печати велась антирабочая кампания, пред-
принимались шаги для подрыва социальных завоеваний 30-х годов31.

Рабочий класс вовсе не собирался уступать завоеванное. Продолжа-
лось забастовочное движение, которое шло под лозунгами признания
профсоюзов и улучшения условий труда. В 1939 г. были зарегистрирова-
ны 2639 забастовок и 1180 тыс. участвовавших в них рабочих, в 1940 г.
соответственно — 2493 и 573 тыс., в 1941 г.— 4314 и 2360 тыс. участни-
ков 32. Многие забастовки властям удалось предотвратить путем вмеша-
тельства различных посреднических органов.

В июне 1940 г. вступил в силу закон Смита, являвшийся частью бо-
лее пространного закона о регистрации иностранцев, который обсуж-
дался в комиссиях конгресса с 1935 г. Закон Смита, послуживший про-
тотипом последующего антидемократического законодательства, объяв-
лял «преступным заговором», караемым заключением в тюрьму до 10 лет
и штрафом до 10 тыс. долл. (ст. 5), деятельность лиц, агитирующих за

28 Блэр Дж. и др. Экономическая концентрация и вторая мировая война. М., 1948,
с. 32, 34.

29 Industrial Mobilization for War. History of the War Production Board and Predeces-
sor Agencies, 1940—1945. Wash., 1947, vol. 1, p. 147.

30 Подробнее см.: Мальков В. Л. «Новый курс» в США: Социальные движения и
социальная политика. М., 1973, гл. 5.

31 Сивачев Н. В. Рабочая политика правитедьства США в годы второй мировой вой-
ны. М., 1974, с. 57—69.
32 Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1970. Wash., 1975, p. 179.


«обязательность, необходимость, желательность или правомерность свер-
жения или уничтожения любого правительства Соединенных Штатов пу-
тем применения силы или насилия...» (ст. 2) 33. Широкий простор для
преследования властями неугодных лиц открывала статья 3, которая
объявляла противозаконными любые запрещенные законом действия,
вплоть до «тайных». В соответствии с новым законом с августа по де-
кабрь 1940 г. проводилась регистрация иностранцев, выявившая около
5 млн. человек, не имевших американского гражданства. Принятый под
флагом борьбы с нацистской агентурой закон был использован в после-
военный период маккартистами для наступления на гражданские права
американцев.

Для американских коммунистов период между началом войны и
гитлеровским нападением на СССР в июне 1941 г. был временем тяже-
лых испытаний. В этот период Компартия подвергалась многочисленным
нападкам и преследованиям. Партия усугубила трудности тем, что пуб-
лично одобрила лозунги изоляционистов, ослабив этим собственные ан-
тифашистские позиции34. На схожих с коммунистами позициях стояло
в период «странной войны» влиятельное левое меньшинство в КПП35.
Его председатель Дж. Льюис отвергал оборонные мероприятия прави-
тельства и помощь Англии и Франции. Однако против такого нейтра-
лизма выступила группа Ф. Мэррея — С. Хиллмэна в руководстве КПП,
правильнее оценивавшая настроение профсоюзных масс. Лишь после
смены руководства КПП на его третьем конгрессе в ноябре 1940 г. это
крупнейшее профсоюзное объединение заявило о солидарности с прави-
тельственной внешней политикой и внесло предложение об ускорении
развертывания оборонного производства.

АФТ, наоборот, с самого начала поддержала провозглашенную летом
1940 г. правительственную программу «национальной обороны». Очеред-
ной съезд АФТ, состоявшийся в ноябре того же года, обязался оказы-
вать правительству всяческую помощь. Более того, съезд принял реше-
ние о добровольном отказе от стачек на время чрезвычайного положе-
ния, вызванного войной в Европе. Члены федерации на местах
принимали решения не прибегать к забастовкам на оборонных предприя-
тиях, не исчерпав возможностей государственных посреднических орга-
нов. Что касается рядовых членов профсоюзов, то готовность содейство-
вать росту военного производства объяснялась их антифашистскими
настроениями, желанием оказать помощь странам, которые воевали с
государствами фашистско-милитаристского блока.

В условиях и под прикрытием «чрезвычайного положения» конгресс
принял ряд законов, имевших антикоммунистическую направленность.
Помимо закона Смита, это был закон Хэтча (1939 г.), который запре-
щал государственным служащим состоять в Компартии, закон Вурхиса
(октябрь 1940 г.), требовавший регистрации «подрывных» организаций,
находящихся «под иностранным контролем», и несколько других.

Значительную роль в этой кампании сыграла созданная в мае
1938 г. комиссия палаты представителей по расследованию антиамери-
канской деятельности во главе с М. Дайсом. Комиссия, резко активизи-
ровавшаяся летом 1939 г., писал американский историк, все более пре-

33 Соединенные Штаты Америки: Словарь-справочник. М., 1960, с. 176—177.

34 Грин Г. Забытый враг. М., 1958, с. 170.

35 Сивачев Н. В. Рабочая политика правительства США..., с. 51—55.