ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА 7 страница

Его первые книги— «Тайпи» (1846) и «Ому» (1847) —носят по пре-
имуществу приключенческий характер. Однако даже в ранних произведе-
ниях писатель обращался к вопросам, волновавшим его современников.
Так, описание жизни дикарей Полинезии и Южных морей, занимающее
важное место в структуре обеих книг, явно говорит о стремлении автора
разобраться в дилемме «цивилизация — естественное состояние», которая
играла существенную роль в системе взглядов романтиков. В романе
«Марди» (1849) Мелвилл уже выносит эти вопросы на передний план,
однако сложная повествовательная форма, основанная на аллегории, при-
водит к творческой неудаче писателя. В последовавших затем «Белом
бушлате» (1849) и «Редберне» (1850) Мелвилл как бы вновь возвраща-
ется к строго «документальной» манере, характерной для его первых по-
вестей. Но по существу эти романы представляют заметный шаг вперед:
тема социальной несправедливости и отчуждения личности, общефило-
софская проблематика имеют в них гораздо больший удельный вес. Эти
книги явились необходимой ступенькой перехода к величайшему творе-
нию Мелвилла — роману «Моби Дик» (1851).

«Моби Дик» необычайно сложен и по содержанию, и по композиции.
Он соединил в себе все повествовательные стихии, в которых работал
писатель: жанры морского, приключенческого, социального и философско-
го романа. В нем органически сочетаются документальная точность изоб-
ражения и символика. Характеризуя идейно-художественное своеобразие
романа, Ю. В. Ковалев писал: «Он не принадлежит ни к одному из этих
жанров, и в то же время — ко всем. Его невозможно расчленить, не
умертвив художественной ткани (...) Его синтетизм обладает монолит-
ностью, и элементы разных типов повествования спаяны в нем стилисти-
ческим единством» 7.

В ходе повествования действие переносится из реального плана в сим-
волический — вместо обычной охоты на китов целью плавания становится
погоня за белым китом, олицетворяющим мировое зло. Образ главного
героя романа, капитана Ахава, несет на себе отпечаток полемики с

7 Ковалев Ю. В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л., 1972, с. 183.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА



 


трансценденталистской концепцией личности. Созданный на основе ро-
мантической поэтики образ Ахава, при всем величии запечатленной в нем
свободной личности, ощутившей неисчерпаемость собственных сил, вы-
ражал неприятие Мелвиллом эмерсоновской доктрины. Вера в безгранич-
ность своих возможностей оказалась губительна как для самой личности,
так и для окружающих. В известной мере роман означал крушение ро-
мантического идеала одинокого героя, противопоставлявшего миру свою
волю.

Исходя из глубины философского осмысления действительности, не-
обычайного драматизма действия, выразительности образов, современные
исследователи относят «Моби Дик» к числу высших достижений амери-
канского романтизма и всей литературы США прошлого века. Но у со-
временников роман успеха не имел; выход неудачного в целом романа
«Пьер» (1852) не поправил дела. Через несколько лет Мелвилл опубли-
ковал исторический приключенческо-сатирический роман из эпохи Аме-
риканской революции «Израиль Поттер» (1855) и сборник новелл «Пове-
сти с веранды» (1856), но, несмотря на это, был вскоре совершенно
забыт.

В последующие годы писатель создал сатирический роман «Проходи-
мец» (1857), несколько стихотворных сборников, поэму «Кларел»
(1876), завершив свой творческий путь повестью «Билли Бадд» (1891),
которая была опубликована лишь в 1924 г. В ней Мелвилл вновь обра-
тился к проблеме добра и зла, естества, сердечной чистоты и испорчен-
ности, которую решил в трагическом ключе.

Несколько особняком стоит в американском романтизме творчество
Эдгара Аллана По (1809—1849). Если Торо, Готорн, Мелвилл, Эмерсон
продолжали традиции Новой Англии, то По представлял не получившую
сколько-нибудь заметного развития южную литературную традицию. Его
деятельность на литературном поприще была необычайно разнообразна:
По выступал как прозаик, поэт, критик, редактор и издатель.

Первой опубликованной им книгой был сборник стихов, выпущенный
в 1827 г. и переизданный два года спустя в несколько расширенном и
переработанном виде. Хотя у него были и предшественники среди сооте-
чественников—прежде всего У. К. Брайент (1794—1878), автор знаме-
нитого «Танатопсиса» (1817), и Дж. Г. Уитьер (1807—1878), тонкий
мастер пейзажей Новой Англии, непримиримый противник рабства, в те-
чение нескольких десятилетий принимавший активное участие в аболи-
ционистском движении,— По ориентировался главным образом на евро-
пейских романтиков (Байрон, Т. Мур и др.). Однако постепенно его го-
лос приобретал самостоятельность, достаточно заметную в его третьем
поэтическом сборнике (1831), куда вошли такие стихотворения, как
«К Елене» и «Израфель».

Окончательно поэтические принципы По сложились значительно поз-
же, но уже в этих стихах чувствовался повышенный интерес поэта к ме-
лодике стиха, музыкальным и звуковым образам. Среди основных моти-
вов его поэзии — идеал неземной красоты, его несовместимость с грубой
современной жизнью, его недостижимость и обреченность.

По рано уловил одну из основных трагедий века — трагедию отчуж-
дения, обостренную в Америке враждебностью буржуазного общества по
отношению к художнику. Поэт мучительно переживал это состояние, от-
разившееся в болезненном настрое многих его произведений.


В начале 30-х годов По обратился к жанру новеллы, в котором замет-
но сказалось влияние «готического романа». В мелодраматически на-
электризованной атмосфере его новелл («Береника», 1835; «Лигейя»,
1838; «Падение дома Ашеров», 1839) все отчетливее проявляется ощуще-
ние катастрофичности, которой грозит разрыв идеала и действительности.
Действие рассказов развивается между явью и сном, усиливая впечатле-
ние чудовищной фантастичности происходящего. Другая линия новелли-
стики По представлена такими рассказами, как «Убийство на улице Морг»
(1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843), к которым
принято возводить начало детективного жанра в литературе.

В своей новеллистике, как и в поэзии, По не полагался на одно лишь
вдохновение. Им была разработана теория, получившая название теории
«единства эффекта». Он подробно изложил ее в статьях о Готорне, при-
надлежащих к числу лучших критических работ По. Она оказала благо-
творное влияние как на развитие его собственного творчества, так и на
дальнейшее развитие всего жанра.

40-е годы XIX в.— пора наивысшего взлета таланта По. В 1840 г.
выходит сборник его рассказов «Гротески и арабески», в 1845 г.— еще
один сборник новелл и сборник стихотворений. В стихотворениях «Ворон»
(1845) и «Аннабел Ли» (1849) и поэме «Колокола» (1849), пронизанных
отчаянием и безнадежностью, поэтическое мастерство По достигает со-
вершенства. В это время на долю поэта выпадают редкие минуты успе-
ха — вся Америка зачитывалась «Вороном». Но слава По была недол-
гой — он умер отверженным, собственной судьбой подтвердив справедли-
вость того, о чем писал. Возрождение интереса к его творчеству связано
с именем Ш. Бодлера, благодаря усилиям которого Но стал своего рода
предтечей французских «проклятых поэтов» — поэтов-символистов. Ин-
терес этот был подхвачен в других странах, способствовав утверждению
его посмертной репутации и на родине.

По был не единственным, хотя, несомненно, самым выдающимся
американским поэтом своего времени. Помимо упомянутых Брайента и
Уитьера, следует особо сказать о Г. У. Лонгфелло (1807—1882), слава
которого при жизни затмевала всех его современников. Меланхолическая
по тону, исполненная легкой грусти поэзия Лонгфелло развивала тради-
ционные романтические мотивы. Она отмечена скорее спокойной созер-
цательностью, нежели бурными порывами чувства, тяготеет к морализа-
торству и нередко сентиментальна.

Отдал он дань и увлечению фольклором, в чем также сказалась его
близость традициям немецких романтиков, оказавших наиболее сильное
влияние на его творчество. Самым плодотворным оказалось для него об-
ращение к поэтическому наследию американских индейцев, в результате
чего было создано одно из интереснейших произведений Лонгфелло —
«Песнь о Гайавате» (1855).

Лонгфелло не проявлял интереса к политике, и в его поэзии редко
звучали даже слабые отголоски современных политических сражений.
Исключение составил цикл стихов о рабстве (1841), получивших огром-
ный резонанс в Америке и сыгравших важную роль в распространении
антирабовладельческих настроений.

На почве идейных расхождений по вопросу о рабстве в США вырос-
ла мощная аболиционистская литература, выступавшая за его отмену.
Большое значение приобрела в годы, предшествовавшие гражданской вой-



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА



 


не, публицистика. Подлинным подвижником освобождения рабов был
У. Л. Гаррисон (1805—1879), редактор газеты «Либерейтор», посвятив-
ший борьбе против рабства всю свою деятельность. Страстные выступле-
ния аболиционистов против рабовладения, направленные в защиту бес-
правных невольников, развивали демократические традиции американ-
ской литературы и нашли отражение в творчестве крупнейших писателей
того времени. Помимо стихов Лонгфелло, необходимо назвать сборник
Дж. Г. Уитьера «Голоса свободы» (1846). Вошедшие в него стихи прозву-
чали «трубным гласом», взывая об уничтожении вековой несправедливо-
сти. В сатирическом ключе писал о нетерпимых порядках, царивших на
Юге, Дж. Р. Лоуэлл (1819—1891). В стихотворной сатире «Записки Биг-
лоу» (1848) он зло высмеивал приверженцев рабовладения, выражая на-
дежду, что с их господством будет покончено.

Появился и ряд прозаических произведений, рисовавших трагическую
участь рабов, требовавших уничтожить рабство. Многие из них были на-
писаны беглыми рабами, скорбевшими о тяжкой доле своего народа, вы-
ражали его стремление к свободе.

Наиболее выдающаяся роль выпала на долю романа Г. Бичер-Стоу
(1811—1896) «Хижина дяди Тома» (1852). Пронизанная страстной нена-
вистью к рабству, книга взывала не столько к доводам рассудка, сколь-
ко к сердцу читателя, воспламеняя душу огнем благородного негодова-
ния. Недаром Линкольн назвал Бичер-Стоу «маленькой женщиной, ко-
торая вызвала эту большую войну». Сама писательница не разделяла
радикальных настроений тех, кто требовал насильственного уничтожения
рабства. В книге звучат религиозно-примирительные мотивы, она страда-
ет сентиментальностью. Тем не менее правдивое изображение ужасов
жизни несчастных рабов, жестокости, духовной и нравственной деграда-
ции их белых хозяев, искренняя жажда справедливости вдохновляли на
борьбу тех, кто выступал за отмену позорного института.

Как ни велико было значение аболиционистской пропаганды и успе-
хи исполненной антирабовладельческого пафоса литературы, решить во-
прос о рабстве путем реформ, к которым призывали аболиционисты, не
удалось. Нарастание конфликта привело к гражданской войне, в которой
Север выступал под знаменем демократии. Немалая заслуга в этом, не-
сомненно, принадлежала литературе.

Гражданская война послужила своего рода водоразделом, разделив-
шим эпохи романтизма и реализма. Расцвет американского романтизма
приходится на конец 40-х — середину 50-х годов XIX в., т. е. значительно
позже, нежели в ведущих странах Европы, где к этому времени утвер- '
ждается реалистический метод. В литературе американского романтизма
также ощутимо нарастание реалистических тенденций, однако реализм
как основной метод складывается в литературе США лишь после граж-
данской войны.

Эпоха романтизма имела огромное значение для дальнейшего разви-
тия американской литературы. Особенно заметно проявилось оно в XX
столетии, когда многие писатели обнаружили в творчестве романтиков жи-
вительные истоки. Непреходящее значение наследия романтиков обуслов-
лено не только высокими идейно-эстетическими достоинствами их про-
изведений, но прежде всего тем, что в этот период американская лите-
ратура действительно превратилась в литературу национальную.


3. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Американское изобразительное искусство — явление в достаточной
степени самостоятельное, имеющее свои корни и свои особенности. Оно
отразило сложный процесс сплава разных национальностей, превращение
колониста-переселенца в американца, формирование в это время основ-
ных черт будущей американской художественной культуры 8.

Картину жизни колониального периода можно представить себе по
характеру архитектуры. На протяжении XVII столетия было построено
много зданий временного характера — землянок, хижин из прутьев, об-
мазанных глиной. В силу исторической необходимости возводилось боль-
шое число оборонительных сооружений. Создавались таверны, помещения
для биржевых операций, молитвенные дома — митинг-хаузы (тип куль-
тового здания для пуритан). Митинг-хаузы представляли собой помеще-
ние, разделенное на две части — мужскую и женскую, со скамьями вдоль
стен и кафедрой посредине. Типичный митинг-хауз — Олд Шил (1681)
в Хингеме (Массачусетс). По своему характеру ранние колониальные по-
селения напоминали средневековые английские.

В XVII в. возникают города, которым суждено будет сыграть важную
роль в колониальной культуре. Это прежде всего Бостон — «историче-
ская столица США». Правда, так же как и Нью-Йорк, он застраивался
стихийно. В 1682 г. была проведена планировка столицы Пенсильвании —
Филадельфии, несколько позднее столицы Виргинии — Вильямсберга
(в настоящее время город-музей, где воссоздана обстановка колониаль-
ной эпохи). Колонисты сохраняли традиционно европейские типы по-
строек, отмеченные, однако, большей замкнутостью, уравновешенностью.
С конца XVIII в. американские города строились по простым и ясным
системам английских архитекторов-палладианцев; в основе лежал прямо-
угольный план.

Важным элементом жизни американских колоний стало искусство
портретной живописи. Человеческая личность — вот что привлекало аме-
риканских живописцев XVIII в., а передать ее облик и характер — един-
ственная цель, которую они ставили перед собой. Духовная «бедность»,
«мирской аскетизм» — черты, заметно проступавшие в ранних американ-
ских портретах, были обусловлены временем и средой.

Пуританскую Новую Англию издавна принято считать колыбелью
тех идеалов и общественно-политических институтов, которые получили
признание как традиционно американские. Занятие искусством, художе-
ственное творчество были, по твердому убеждению пуритан, чем-то фри-
вольным, даже безнравственным. Искусство нуждалось в «оправдании».
Художественное творчество виделось пуританам лишь как средство ре-
лигиозного воспитания и распространения богословских истин, что стави-
ло трудно преодолимые препятствия на пути развития здесь светского
искусства. И тем не менее искусство существовало, прежде всего на-
родное.

8 Истории американского искусства XVIII—XIX вв. посвящено много работ. См.,
в частности: Larkin О. Art and Life in America. N. Y., 1960; Richardson E. P. Pain-
ting in America. N. Y., 1956; Barker V. American painting. N. Y., 1947; Brown M. W.
American Art to 1900. N. Y., 1977. Из книг советских исследователей особого вни-
мания заслуживают: Чегодаев А. Д. Искусство США, 1675—1975. М., 1976; Икон-
ников А. В,
Архитектура США. М., 1979.



IV. НАУКА И КУЛЬТУРА


ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА



 


Вся совокупность воззрений, перенесенных в Америку из старых оте-
честв, медленно переплавлялась в горниле новых форм жизни, склады-
вавшихся под воздействием в то время более свободной в общественном
смысле среды, чем в Старом Свете. Общество, находившееся лишь на
подступах к национальному объединению, являло собой соединение от-
дельных семейных групп: в таких условиях портрет играл важную роль
как способ передать образ семейного древа следующим поколениям.

В искусстве примитивистов прослеживаются и черты американского
прагматизма — писали ли они себя или своих близких. Неудивительно,
что в XVIII в. столь многочисленны портреты капитанов, мореплавателей
и путешественников: отъезжавшие в опасный путь должны были позабо-
титься о том, чтобы запечатлеть свой облик для потомков. Кроме этой
цели, портрет служил также украшению скромного жилища, был его де-
коративным элементом.

Живописные изображения создавались лишь в нескольких самых про-
цветавших колониях из тринадцати — это Нью-Йорк, Нью-Джерси, Мас-
сачусетс, Пенсильвания. Соответственно трем американским городам
(Нью-Йорку, Бостону и Филадельфии) принадлежала ведущая роль в
культурной жизни Нового Света. Портретисты тех времен, так называе-
мые лимнеры (limners), считали свое творчество простым ремеслом и по-
этому редко подписывали произведения. Писали на холсте, дереве или
бумаге маслом либо акварелью.

Среди дошедших до нас ранних работ «Портрет Анны Полард»
(1721, Массачусетское историческое общество, Бостон) свидетельствует
и об уровне живописного мастерства в Массачусетсе, и о характере пер-
вых поселенцев Североамериканского континента. Неизвестный автор,
который не являлся профессиональным художником, сумел ярко передать
характер модели — твердый, пуританский, властный (Анна Полард была
одной из первых жительниц Бостона; портрет был заказан к ее 100-ле-
тию). Суровая действительность, предъявлявшая поселенцам жесткие
требования, не могла не отразиться на их внешнем облике. Выражению
лица, особенно глаз, американские примитивисты уделяли пристальное
внимание. Портрет, создаваемый для потомков, должен был запечатлеть
не только внешность прародителя, но, главное, силу, волю, достоинство.
В этом отношении «Портрет Анны Полард» — пример, может быть, наи-
более яркий.

Примитивы, созданные в это же время в Нью-Йорке, поражают преж-
де всего декоративностью. В частности, «Портрет молодой леди с веером»
(неизвестный художник, 1737, частное собрание, Нью-Йорк) отличается
более высоким профессиональным уровнем, хотя и сохраняет плоскост-
ность линеарного стиля американских примитивов. Для понимания твор-
ческого процесса художника-лимнера этот портрет дает многое. Живо-
писцу удается великолепно написать лицо, а сама фигура — словно мане-
кен. Фон — открытое окно с пейзажем, драпировка, собранная у окна на
стене, пишется им, скорее всего, не с натуры, а с гравировальных копий
с произведений европейских мастеров.

В целом портреты, созданные американскими лимнерами, дают повод
для аналогий с европейским искусством, но только в одном плане — ком-
позиционном. Портреты французских и английских придворных живо-
писцев появились в английских колониях в гравировальных изображени-
ях, привезенных переселенцами из Европы. В XVIII в. именно эти графи-


ческие черно-белые копии являются почти единственными примерами
проникновения европейского искусства на Американский континент.
И они только косвенно могли повлиять на формирование художественно-
го образа в американской живописи колониального периода. Противоре-
чие между тем, что было в действительности (портретируемый, его лич-
ность), и композиционными деталями, заимствованными с гравюр (ак-
сессуары и т. д.), заметно ощущалось во многих работах американских
примитивов.

В Массачусетсе был создан «Портрет доктора Филомена Трейси» (кол-
лекция Гарбичей, Мэриленд) — одно из лучших произведений колониаль-
ного периода. Портреты американских живописцев всегда конкретны. Ад-
вокат изображался со сводом законов, купец — с расчетной книгой, ка-
питан — с морским биноклем, врач — считающим пульс больной. Вероятно,
это шло от традиции средневековой персональной атрибуции. Этот порт-
рет, как, впрочем, и остальные, заключал в себе типично американское
понимание цвета. Американские художники предпочитали цвет чистый,
несмешанный. Колористическое решение картины основывается на взаи-
модействии больших плоскостей двух-трех цветов. При этом гармония
основана не на мягкости тонов, а на их звучности, резкости, на неожи-
данности сочетаний. Американские живописцы обладали особым чувством
цвета, линии текстуры. Их декоративное дарование не было вскормлено
старыми европейскими мастерами.

Сохранилось мало имен художников того времени. Среди бостонских
мастеров был известен Джозеф Бэджер (1708—1765). Одно из известных
его произведений — «Портрет Джеймс Бэджер» (1760, Метрополитен му-
зей, Нью-Йорк), внучки художника, написанный в рост, с птицей в левой
руке и веткой ягод в правой. Примитивисты редко обращались к изобра-
жению природы. Бэджер не только свободно написал деревья, но и стре-
мился достичь внутреннего слияния модели и пейзажа.

Среди коллекции американских примитивов есть несколько образцов
групповых портретов («Семья Сарджента», Национальная галерея ис-
кусств, Вашингтон).

Художественное мышление переселенцев достаточно специфично,
и само искусство дает образцы особенностей этого мышления и этой фи-
лософии. Проза жизни породила и прозаическое, строгое решение обра-
зов, не встречавшееся в произведениях европейских живописцев. Рели-
гиозные сюжеты, фантастические сцены, пейзажи как самостоятельный
жанр на протяжении всего XVIII столетия встречались крайне редко.
Художники шли от реальной жизни, почти ни в чем не стараясь ее при-
украсить.

Родилось искусство, в чем-то идущее от европейских образцов, но не-
сущее в себе черты, ставшие впоследствии отличительной особенностью
американского искусства. Живопись американских примитивистов необыч-
на и, возможно, не всегда легка для понимания. Одни видят в них на-
ивность, другие — провинциальное подражание европейскому искусству.
Но правда находится между этими двумя противоположными точками
зрения. Рассмотренные нами произведения помогают составить представ-
ление о реализме американского художника-примитивиста: это искусст-
во, отмеченное восприимчивостью и независимостью и одновременно да-
лекое от интеллектуальной сложности. При этом важно подчеркнуть сле-
дующее. У самых разных художников чувствуется единство в подходе к