Объяснительная записка.

Рабочая программа представляет раздел дисциплины «История стран Азии и Африки ». В ее основу положен стандартный план. История Востока традиционно вычленяется из курса мировой истории. Африки. В ХХ веке страны Востока продолжают сохранять специфические черты, что выражается в особенностях социально-экономического, политического и культурного развития. Понятие «новейшей истории» применительно к странам Востока вопрос дискуссионный и требующий пояснений. По версии доктора исторических наук А.М. Родригеса новейшая история Востока начинается с начала ХХ века. По мнению автора другого учебника по истории Востока доктора исторических наук Л.С.Васильева, период новейшей истории для стран Азии и Африки следует отсчитывать со времени ликвидации колониальной системы и обретения странами Востока политической независимости. В данной рабочей программе проводится та точка зрения, что качественные изменения и новые формы жизни проявились в странах Азии и Африки в ходе и после I мировой войны, что также отразилось в многолетней практике преподавания истории Востока на кафедре новой, новейшей истории и международных отношений. ИвГУ.

Настоящий курс построен по принципу сочетания проблемного и конкретно-исторических подходов. В курсе использован цивилизационный метод при анализе тенденций и проблем развития стран Востока. Особое место в курсе уделяется основным особенностям, закономерностям специфическим чертам развития исламского мира, конфуцианско-буддийской ареала цивилизационного развития, индийской и африканской цивилизаций.

Курс следует разделить на три периода. Первый период – Первой мировой войны и до 1945 года и второй – после Второй мировой войны. Третий период – с конца ХХ столетия. Основным содержанием первого периода является борьба народов Азии и Африки за независимость, становление новых форм экономической и политической жизни, появление национальных идеологий. После Второй мировой войны происходит распад колониальной системы и происходит становление национальных государств, обостряется борьба за выбор политического развития. В этот период главным содержанием становится противостояние двух мировых политических и идеологических систем. На рубеже 80 – 90-х годов ХХ века начинается третий период, который характеризуется усложнением общемировых процессов, ростом взаимозависимости различных частей мира, интеграционными процессами, изменением конфигурации мира. Бурный экономический рост в Японии, Китае, в странах Юго-Восточной Азии, катастрофическое отставание социально- экономического развития Африки приводят к изменению основных векторов развития. Вектор Запад - Восток постепенно дополняется вектором Север – Юг, а основное разделение мира происходит не только между странами Востока и Запада, но и между самыми богатыми и самыми бедными странами мира. Другая картина мира породила новые проблем, другую динамику и характер процессов в странах Востока.

Все эти сложные и противоречивые процесс требуют изучения и понимания, без чего невозможно понять и осмыслить мировую историю в целом. Страны Востока являются сейчас как никогда важнейшими составными частями мира, в которых происходят сложные и важные процессы, влияющие на весь ход и содержание мировой истории.

При изучении курса студенты слушают 60 часовой курс лекций и участвуют в работе практических занятий. – 15 часов на одну группу.

 

Курс ставит своими целями:

Целью изучения дисциплины является осмысление путей, форм, особенностей исторического развития стран Востока в новейшее время, приобретение навыков усвоения и анализа как региональных, так и глобальных аспектов ориенталистики.

В этой связи изучение данной учебной дисциплины призвано:

- способствовать формированию у студентов - историков научной, адекватной картины мира, пониманию исторических связей, закономерностей, логики и динамики общемировых процессов в увязке с процессами, протекающими в странах Востока

- дать специалистам-историкам прочные фактические знания по истории стран Азии и Африки в ХХ столетии.

- сформировать навыки для самостоятельного изучения и анализа сложных мировых проблем .