Валахия, Молдавия и Трансильвания в XI—XIII вв. 2 страница

Овладев Константинополем, победители мечтали о создании огромного государства, включавшего не только все владения Византии, но также и земли балканских славян. Этим замыслам, однако, не суждено было сбыться. Западноевропейским феодалам, правда, удалось захватить Фракию, Македонию, часть Фессалии, восточную половину Средней Греции, Пелопоннес, острова Эгейского и Ионического морей и некоторые опорные пункты в северо-западной части Малой Азии, но распространить свою власть на весь Балканский полуостров и на всю Малую Азию они не смогли. Местное славянское и греческое население Балкан оказало рыцарям упорное сопротивление. Борьбу возглавил болгарский царь Калоян, войска которого нанесли крестоносцам сокрушительное поражение в 1205 г. под Адрианополем. Неудача постигла крестоносцев и в Малой Азии. Там и на Балканах возникли независимые государства: Никейская империя (в северо-западной части Малой Азии с центрами Никея, Нимфей, Смирна), Трапезундская империя (на южном побережье Черного моря) и Эпирский деспотат, занявший территорию от Коринфского залива до Диррахия (Драча).

Латинская империя представляла собой непрочное объединение феодальных владений западноевропейских баронов; крупнейшими из них были: Фессалоникское королевство в Македонии и Фессалии, Ахейское (Морейское) княжество в Пелопоннесе, Афино-Фиванекое герцогство в Средней Греции. Крупнейшие торговые центры достались венецианцам. В их руки перешли Адрианополь, порты на Мраморном море — Редесто, Галлиполи, в Пелопоннесе — Корон и Мо-дон, острова Эгейского моря, остров Крит, торговые кварталы Константинополя. В Латинской империи господствовала феодальная раздробленность: она была поделена на феодальные лены, была введена сложнейшая система вассалитета. Вместе с тем усилилась феодальная зависимость крестьян. Византийские феодалы, перешедшие на сторону завоевателей, сохранили свои владения. В результате завоевания Византии западноевропейскими феодалами складывавшиеся здесь феодальные институты получили более законченную форму.

Латинское завоевание привело к экономическому упадку Византии, в частности многих цветущих городов. Большое недовольство православного населения вызвало то, что завоеватели ввели богослужение по католическому обряду и совершенно не считались с верованиями и обычаями греков. Греческие государства — Никейская империя и Эпирский деспотат, а также Болгария — стали центрами сопротивления завоевателям. Более сильной и экономически устойчивой оказалась Никейская империя. Энергичному никейскому императору Иоанну III Ватацу (1222—1254) удалось укрепить государство, обуздать своеволие феодалов, создать сильную армию. Он вытеснил латинских рыцарей из Малой Азии, а затем подчинил Фракию и превратил эиирский деспотат в своего вассала.

Главной силой в борьбе против господства латинян были народные массы. Усилились патриотические настроения и среди части феодалов. Это и было использовано никейскими императорами, чтобы добиться освобождения Византии от иноземного ига.

 

Восстановление Византийской империи

 

В 1261 г. в результате длительной борьбы греческого народа за свою независимость пала эфемерная Латинская империя, и на ее развалинах вновь возродилось Византийское государство. Последний ни-кейский правитель Михаил VIII Палеолог (1259—1282), ловкий и гибкий политик, сумел объединить всех противников латинских баронов и венецианских купцов. В борьбе с Латинской империей он привлек на свою сторону генуэзцев, но поддержка генуэзского флота была куплена ценой предоставления им торговых привилегий, которыми пользовались раньше венецианцы. В 1261 г. войска Михаила Палеолога при помощи генуэзцев и населения Константинополя овладели столицей. Византийская империя была восстановлена, а на императорском престоле в лице Михаила VIII укрепилась династия Палеологов, правившая Византийским государством с некоторыми перерывами вплоть до конца его существования (1261—1453).

Восстановленная Византийская империя была, однако, лишь тенью некогда могущественного и обширного государства; территория ее сократилась в несколько раз. Теперь она включала только северо-запад Малой Азии, часть Фракии и Македонии, Фессалонику, некоторые острова Архипелага и ряд опорных пунктов в Пелопоннесе (Мистра, Монемвасия, Майна). Трапезундская империя и Эпирский деспотат сохранили самостоятельность. Византийскую империю при Палеологах со всех сторон теснили враги: с востока — турки, с севера — сербы и болгары; на западе в период правления Михаила Палеолога появился новый враг — неаполитано-сицилийский король Карл Анжуйский; венецианцы занимали часть островов Архипелага, генуэзцы — ряд важных опорных пунктов на Черном море, латинские рыцари еще удерживали свои владения в Пелопоннесе и Средней Греции.

 

Поздневизантийский феодализм (XIII — первая половина XV в.) и его особенности

 

Последние два с половиной века существования Византии являются периодом господства феодальных отношений. Завершается процесс превращения свободных крестьян в феодально зависимых. Крестьянам-парикам запрещается свободный переход с земель одного феодала во владения другого. Предписания правительства не разрешают феодалам принимать бег­лых париков и требуют возвращать их прежним хозяевам. Владения, пожалованные на основе прении, полностью превращаются из условных держаний, ограниченных определенным сроком, в наследственные вотчины, подобные западноевропейским феодам, или ленам. В окончательном оформлении феодальной зависимости крестьян значительную роль сыграла экскуссия. Из права сбора налогов с определенной территории она превратилась теперь в иммунитетные пожалования, гарантировавшие феодалам широкие судебные и административные права по отношению к зависимому от них населению.

Формы зависимости крестьян в поздневизантийское время были разнообразны. Наряду с основной категорией зависимых крестьян — наследственных держателей (париков), источники часто упоминают «чужаков», или «свободных» (элевтеры). Последние тоже находились в поземельной зависимости, но назывались «свободными» потому, что еще не были включены в податные списки и не платили податей государству. Обычно элевтеры по истечении некоторого времени переводились феодалами на положение париков. Некоторая часть зависимого крестьянства находилась на положении дворовых, живущих в усадьбе феодала. Часть домениальных земель сдавалась феодалами в аренду крестянам-издолыцикам за определенную долю урожая. Основня часть ренты крестьян состояла из так называемого подворного» — преимущественно денежного — платежа. В добавление к нему уплачивались оброки натурой, главным образом хлебом и вином. Парики отбывали также барщину (пахотную и подводную), правда, незначительную: в одних областях империи 12 дней в году, в других — 1 день в неделю. Помимо этого феодалы взимали многочисленные дополнительные сборы — десятину со скота, платежи за пользование пастбищами, за рыбную ловлю и охоту, за пользование господской мельницей, прессами для получения масла и вина (аналогично западноевропейским баналитетам), судебные и рыночные пошлины и всевозможные экстраординарные поборы. На крестьян ложилось и бремя государственных повинностей — обязанность строить укрепления и военные корабли и др., а также поборы в пользу церкви. В XIV—XV вв. феодальная рента росла, особенно за счет увеличения различных дополнительных платежей.

В Византии XIII—XIV вв. сохранялась, правда уже немногочисленная, прослойка свободного крестьянства, главным образом в горных районах Малой Азии, Пелопоннеса и Эпира. Там сильны были пережитки общинных порядков, например община у живших в Пелопоннесе славян. Поздневизантийская община, за редким исключением, была уже не свободной, а подчиненной феодалу крепостной общиной.

 

Появление элементов разложения феодального хозяйства в Византии

 

В XIV—XV вв. в экономике Византии все более-значительную роль стали играть товарно-денежные отношения. В деревне развивается производство хлеба и других продуктов на рынокг устанавливаются связи с внешним рынком. Города Фессалоника, Родесто, Монемвасия стали в XIV в. довольно крупными центрами хлебной торговли. Следствием развития товарно-денежных отношений была частичная замена натуральных повинностей крестьян денежными платежами, усиливавшая имущественную дифференциацию крестьянства. В деревне образуется зажиточная прослойка, вместе с тем часть крестьян разоряется и превращается в бедняков. В документах XIV—XV вв. часто упоминаются так называемые актимоны — неимущие. Из их среды иногда выходили наемные работники — мистии, все чаще привлекавшиеся для обработки значительных по размерам домештальных земель феодалов. Барщина крепостных и труд дворовых крестьян с XIV в. играют уже сравнительно небольшую роль в домениальном хозяйстве.

Разорению крестьянства способствовало также ростовщичество, о развитии которого в XIV—XV вв. свидетельствовали многие современники, называвшие ростовщиков «дикими зверями», «обращающими соплеменников в рабство». Особенно беспощадными ростовщиками в Византии были монастыри.

 

Византийский город в XIII-XV вв.

 

Развитие товарно-денежных связей и рост имущественной дифференциации крестьянства вели к появлению элементов разложения феодального строя. В византийской деревне XIV—XV вв. по сравнению со странами Западной Европы оно шло замедленными темпами. Для Византии XIII—XV вв. характерен все возрастающий упадок городской жизни. Исключение составляли лишь некоторые города, ставшие центрами хлебной торговли. Тяжелый удар экономике византийского города нанесло латинское завоевание, наводнившее Византию итальянскими купцами и собственниками ремесленных мастерских. Их конкуренция, а также развитие ростовщичества в городах способствовали обеднению и разорению широких слоев местных византийских ремесленников, пополнявших ряды городского плебса.

С XIV в. в результате недальновидной политики феодальных правителей империи значительная часть внешней торговли государства сосредоточилась в руках генуэзских, венецианских, пизанских и других западноевропейских купцов. Торговые фактории Венеции находились в важнейших пунктах империи — в Фессалонике, в Адрианополе, почти во всех городах Пелопоннеса, на островах Эвбее, Крите, Кипре. Генуэзцы, укрепившись на берегах Босфора, распространяли свое влияние на берега Черного моря. В XIV—XV вв. на Черном и Эгейском морях господствовали корабли генуэзцев и венецианцев. Некогда могущественный флот Византии пришел в упадок.

Все эти причины обусловили упадок экономики Византии в XIV— XV вв., хотя Константинополь и продолжал играть роль крупного торгового центра, а в руках византийских купцов еще сохранялись значительные богатства.

 

Народные движения в XIII—XIV вв. Восстание зилотов

 

Усиление феодальной эксплуатации вызывало сопротивление народных масс. В стране вспыхивают крестьянские восстания. Самым крупным из них было восстание в 1262 г. вифинских акритов — пограничных военных поселенцев в Малой Азии. К восставшим акритам присоединились свободные крестьяне, жившие в горах Вифинии близ Никеи. Наивно веря в доброго «крестьянского» царя, восставшие объявили Михаила Палеолога узурпатором и провозгласили императором некоего мальчика под именем Иоанна, считая его законным наследником никейских императоров. Правительственные войска, двинутые против восставших, понесли тяжелые потери, и восстание удалось подавить лишь подкупив обещаниями зажиточную часть восставших.

 

В XIV в. классовая борьба народных масс Византии приобретает новые черты: народные движения в деревне и городе часто объединяются в единые выступления против феодалов и правительства. Ярким примером выступлений такого типа явились восстания, охватившие в 40-х годах XIV в. почти всю Фракию и Македонию. Народное движение вспыхнуло в обстановке кровопролитной борьбы за престол двух клик феодальной знати. Одна из них поддерживала представителя правившей династии Иоанна V Палеолога, другая провозгласила императором ставленника провинциальной феодальной знати Иоанна VI Кантакузина. Движение началось в 1341 г. в Адрианополе. Ремесленная беднота города совместно с крестьянами окрестных деревень подняла восстание против знати — крупных феодалов-динатов, поддерживавших Кантакузина. Во главе восстания стоял Вран, по свидетельству современников, «человек из народа, землекоп, едва добывающий средства к жизни». Одержав победу, восставшие беспощадно расправились с ненавистными динатами. Восстание в Адрианополе нашло широкий отклик в других городах и селениях Фракии и Македонии.

С особой силой народное движение развернулось в крупнейшем городе Македонии — Фессалонике — в следующем, 1342 г. Зилоты («ревнители»), возглавившие восстание, захватили власть в городе, и провозгласили Фессалонику независимой республикой. В этом восстании первоначально приняли участие разнородные социальные элементы — плебейские массы города, поддержанные крестьянством окрестных деревень, торгово-ремесленная верхушка, боровшаяся против власти динатов, и даже мелкие феодалы, примкнувшие к движению в расчете на то, что они смогут поживиться за счет конфискованных у знати земель. Пестрота социального состава вскоре сказалась на ходе восстания. Напуганные радикальными требовниями зилотов и размахом народного движения, торгово-ремесленная верхушка Фессалоники и мелкие феодалы пошли на тайное соглашение со знатью и составили в 1345 г. заговор против зилотов. Однако заговор был раскрыт, и вновь поднявшие оружие народные массы выступили против заговорщиков под руководством своих вождей Андрея Палеолога и Георгия Кокала. Вся полнота власти перешла в руки зилотов.

В упорных боях отстаивали зилоты независимость своей республики вплоть до 1349 г. За время своего правления они осуществили ряд радикальных мер: конфискацию земель и имущества церквей, монастырей и крупных светских феодалов в Фессалонике и ее округе, раздачу их беднейшему крестьянству и городскому плебсу. Зилоты отменили также налоговые льготы монастырей и светских феодалов и облегчили налоговое бремя народа. Были аннулированы все долги бедняков ростовщикам. В некоторых случаях зилоты освобождали крестьян от крепостной зависимости. Были проведены и политические реформы. Все граждане города получили возможность участвовать в народных собраниях и выбирать должностных лиц. Особенно резко выступали зилоты против привилегий церкви. Они отняли у ее представителей все административные и судебные функции, запретили взимать плату за исполнение религиозных обрядов. Под влиянием еретических учений в религиозную программу зилотов были включены требования отказа церкви от богатств и упрощения обрядности.

Против республики зилотов объединились все силы феодальной реакции. Феодалы не колеблясь обратились за помощью к опаснейшему врагу Византии — туркам. Несмотря на героическое сопротивление, Фессалоника пала под ударами объединенных сил ее врагов. В 1349 г. это крупнейшее народное движение в Византии было подавлено. Последствием разгрома зилотов и полной победы феодалов явилось торжество феодальных клик в Византийском государстве, которые неуклонно вели страну к гибели.

 

Турецкие завоевания на Балканах

 

Византийское государство в XIV — начале XV в. переживало глубокий упадок. Постоянные феодальные междоусобицы и борьба за престол, ослабление центральной власти, разорение народа, расстройство финансов и ослабление армии — таково было внутреннее положение империи. Резко ухудшилось и ее внешнеполитическое положение.

С конца XIII в. самым опасным врагом Византии становятся турки-османы, которые начали вытеснять ее из Малой Азии. Взятием Никеи в 1331 г. было завершено завоевание турками малоазийских владений Византии. В 1352 г. турки захватили на европейском берегу Дарданелл важный опорный пункт — крепость Цимпе, а в 1354 г. — город Галлиполи. Воспользовавшись внутренним упадком Византийского государства, турки приступили к завоеванию его европейских областей. В 1363 г. султан Мурад I взял Адрианополь и перенес сюда сбою столицу. Затем турки разгромили сербов на Косовом поле (1389) и подчинили себе Болгарское (Тырновское) царство (1393). К концу XIV в. территория Византии была сведена к Константинополю с очень небольшим количеством ближайших восточно-фракийских городов. В нее входили также несколько островов Эгейского моря, Фессалоника и Пелопоннес, фактически отрезанные турецкими владениями от столицы. Византийская империя стала вассалом османских турок. Императоры должны были платить большую дань и являться в армию султана во время походов.

Но даже и в этих условиях смертельной опасности, нависшей над Византией, продолжалась и даже усилилась борьба между различными группами византийских феодалов. Среди них отчетливо наметились три основных течения: латинофильское, ортодоксально-православное и туркофильское. Латинофилы, выражавшие интересы части феодальной знати, имевшей экономические и политические связи с Западом, считали, что сохранить феодальную Византию можно только с помощью Запада. Для этой цели необходимо добиваться помощи от него ценой уступок католичеству. Программа латинофилов была не только антипатриотичной, но и нереалистичной, ибо западноевропейские феодалы и папство отнюдь не хотели «спасать» Византию, а, наоборот, мечтали восстановить там свое владычество. Однако и православное течение не смогло сплотить народные массы для отпора турецким завоевателям. Вождями его были церковные иерархи и часть придворной знати, а основным ядром — многочисленное монашество. Под покровом борьбы за «чистоту отеческой веры» скрывалось только одно — нежелание делить свои доходы и ренты с кем бы то ни было. Никакой реальной программы борьбы представители православного течения не выдвинули. Открыто ренегатским было туркофильское течение, которое поддерживали как отдельные группы феодалов, так и часть купечества, откровенно пренебрегавшие родиной ради спасения своих богатств и привилегий.

 

Борьба с турками-османами. Падение Константинополя

 

Турецкая угроза нависла над столицей империи — Константинополем. Ослабленные Сербия и Болгария не могли оказать серьезного сопротивления туркам. С начала XV в. вокруг Константинополя смыкалось кольцо турецких владений.

Гибель Византии была отсрочена на полстолетия лишь потому, что в 1402 г. Османская держава потерпела под Анкарой страшное поражение от войск Тимура. Вспыхнувшая в Турции вооруженная борьба за трон между сыновьями султана Баязида и крестьянские восстания в Анатолии (1415—1418) на некоторое время отвлекли внимание турок от Византии. Но уже в 1422 г. турки пытались взять штурмом Константинополь. Султан Мурад II снял осаду только потому, что в Малой Азии вновь начался мятеж османской знати. Византия вынуждена была уступить туркам целый ряд городов в Македонии и Фракии и сохранила за собой лишь жалкие остатки владений. В 1430 г. турки овладели крупнейшим экономическим центром Византии — Фессалоникой.

В этой обстановке византийское правительство решило любой ценой получить помощь Запада. В 1439 г. на Феррарско-Флорентий-ском церковном соборе была заключена уния между католической и православной церквами на условии признания главенства папского престола. Купленная такой ценой уния никакой реальной помощи Византии не принесла. Более того, она вызвала недовольство и обострение политической борьбы в самой Византии, что помешало сплочению сил для защиты от турок. «Объединительная комедия» нужна была папству лишь для подчинения себе православных церквей, в первую очередь русской и константинопольской, для укрепления своей супрематии в церковной иерархии. Несмотря на сговор верхов, уния с католической церковью была отвергнута византийским народом и потерпела полный провал.

Летом 1452 г. турки начали непосредственную подготовку к захвату Константинополя. Они организовали блокаду, отрезав его от внешнего мира. Весной 1453 г. султан Мехмед II с большими силами осадил византийскую столицу. Под стенами Константинополя собралась 200-тысячная турецкая армия, снабженная превосходной для того времени артиллерией, а многочисленный турецкий флот закрыл подступы к городу с моря. По словам византийского историка Дуки, на одного защитника стен приходилось до 20 осаждающих. Кроме того, внутри города продолжались распри между политическими партиями, ослаблявшие его оборону. Близорукая политика правительства, боявшегося народа и возлагавшего главные надежды на иноземных наемников (генуэзцев, французов, испанцев, немцев и др.), привела к тому, что лишь сравнительно небольшая часть греков приняла участие в последнем сражении. Защита наиболее важных укреплений была поручена наемникам. Правители генуэзской колонии Галаты, расположенной на северном берегу залива Золотой Рог, еще до осады вступили в переговоры с Мехмедом II и тайно оказывали помощь турецким войскам.

Несмотря на героическое сопротивление защитников, Константинополь 29 мая 14J53 г. был взят штурмом и подвергнут трехдневному разграблению. Последний византийский император Константин XI Палеолог (1449—1453), был убит в сражении. Большинство жителей города было перебито или обращено в рабство. Великолепные храмы и дворцы были разграблены и сожжены, а многие прекрасные памятники искусства уничтожены.

С падением Константинополя прекратила свое существование и Византийская империя. В Константинополь, переименованный в Стамбул, была перенесена столица Османской империи. Вслед за Константинополем турки захватили и другие области бывшего Византийского государства в Средней Греции и Пелопоннесе, а в 1461 г. — и Трапезунд, столицу Трапезундской империи.

 

Причины падения Византийской империи и его последствия

 

Византия пала под ударами чужеземного нашествия. Однако ее гибель была обусловлена не одним только внешним завоеванием, но и внутренними причинами. Главнейшие из них — экономический упадок Византии и прежде всего упадок ее ремесла и торговли (что было связано в значительной степени с проникновением в империю чужеземных купцов и предпринимателей, подорвавших ее экономику), бедственное положение крестьянства и народных масс города, обострение классовых противоречий в византийском обществе и борьбы внутри господствующего класса, бесконечные феодальные усобицы и предательская политика значительной части феодальной знати. Способствовала гибели Византии также своекорыстная политика папства и западноевропейских государств, оставивших Византию без помощи перед лицом турецской опасности.

Турецкое завоевание Византии, славянских и других государств Балканского полуострова принесло неисчислимые бедствия народам, населявшим эти страны, и имело глубоко отрицательные последствия для их судеб. Оно надолго задержало дальнейшее экономическое развитие стран Юго-Восточной Европы, привело к упадку и разрушению их производительных сил, задушило те ростки новых производственных отношений, которые уже начинали там пробиваться.

Вместе с установлением турецкого господства началась длительная упорная борьба славянских и других народов Балканского полуострова против иноземного ига.

Окончательное утверждение турок на Балканах создало угрозу для европейских государств, не ослабевавшую на протяжении ряда следующих столетий. Папство и западноевропейские феодалы должны были расплачиваться за свою близорукую политику по отношению к Византии: в руки турок попали важнейшие торговые пути в Черное море, на Ближний и Дальний Восток, что нанесло сильнейший удар европейской торговле с Востоком.

 

 

Глава 18

 

ЦЕРКОВЬ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. НАРОДНЫЕ ЕРЕТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

 

Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе

 

Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Уже в последние столетия существования Римской империи оно из религии угнетенных превратилось в орудие порабощения трудовых масс в руках господствующего класса рабовладельцев.

Христианская проповедь внушала трудящимся мистическую веру в то, что справедливость и добро, которые не могут осуществиться в земном мире, восторжествуют в загробном царстве для всех последователей новой религии. Фантастической идеей о равенстве всех людей перед богом христианство стремилось прикрыть зияющую пропасть социальных противоречий реального существования. Религиозным утешением «страждущих и обремененных» оно стреми­лось потушить социальный протест эксплуатируемых, обещая им воздаяние за страдания в «потусторонней жизни». Благодаря этой своей социальной и идеологической функции христианство смогло пережить крушение рабовладельческого строя и оставалось важным средством духовного порабощения трудящихся и в феодальном обществе.

Господствующий класс этого общества, приспособляя христианство к условиям нового феодального строя на протяжении всего средневековья, стремился всемерно укреплять церковь в экономическом, политическом и идейном отношении. Церковь и обслуживающее ее духовенство стали частью феодальной системы, ее важнейшей идеологической опорой. Христианская религия в Западной Европе — католицизм — в средние века являлась господствующей формой идеологии. Она доминировала во всех областях общественной, идейной, культурной жизни, подчинила себе мораль, науку, культуру, образование, облекла в свои формы и пронизала все стороны средневекового мировоззрения.

Исключительно большая роль религии и церкви в феодальную эпоху, их сильнейшее воздействие на умы людей определялись тем, что мировоззрение средневекового человека было по преимуществу теологическим. Представления всех людей в ту эпоху, независимо от их социальной принадлежности, были пронизаны религиозным духом.

 

Идейные основы средневекового христианства

 

Христианское вероучение возникло из борьбы и вместе с тем из взаимного влияния множества философских и религиозных течений, среди которых особое значение имели идеи иудейского фрлософа — неоплатоника Филона из Александрии и римского стоика Сенеки. Однако в дальнейшем философские основы христианства, хотя и сильно упрощенные, обросли плотной тканью более 'Примитивных религиозных представлений, приспособленных к пониманию «варваров», наводнивших Западную Римскую империю.

Основы феодально-церковного мировоззрения средних веков были заложены на рубеже IV и V вв. епископом города Гиппона (Северная Африка) Августином (354—430). К догматическим положениям христианства, в основном утвержденным на Никейском и Константинопольском церковных соборах в 325 и 381 гг., он добавил разработанное им учение «о единоспасающей роли церкви». Августин вел ожесточенную борьбу против различных еретических течений, догматически обосновал право частной собственности, объявил богатство и бедность «божественным установлением». В своем главном сочинении «О государстве божьем» («De civitate Dei») Августин дал христианское представление о мировой истории. Согласно его концепции, «земному государству» — миру (civitas terrena), которое является порождением дьявола, противостоит, хотя и сплетаясь с ним в реальной жизни, «государство божие» (civitas Dei). Представителем последнего является церковь; ее задача — одолеть «царство дьявола» путем распространения христианской веры, искоренения ересей и обращения в «истинную веру» всего человечества. Августин считал, что история развивается по божественному плану и, в конечном счете, по восходящей линии — к блаженному состоянию человечества.

Провиденциализм в истории, выдвинутый Августином, послужил теоретической основой всей церковной исторической литературы средневековья. Объявляя нехристиан и еретиков жертвами дьявола, Августин проповедовал необходимость не только убеждать, но и принуждать их к принятию учения церкви. Он разработал также положение, согласно которому церковь является единственной хранительницей «божественной благодати», с помощью которой она может дать людям искупление грехов и тем даровать им «вечное спасение». Это учение поднимало общее значение церкви и догматически обосновывало глубокое различие между духовенством и массой верующих, которое особенно характерно для западной христианской церкви средних веков.

Вместе с тем в теологических и философско-исторических воззрениях Августина было много противоречий. Этим объясняется то, что на некоторые его положения пытались опираться и сторонники враждебных официальной церкви взглядов, в частности Виклиф, Ян Гус и др.

 

Укрепление экономической базы церкви и ее феодализация в VI—XI вв.

 

Церкви не только удалось сохранить свои владения и имущество во время варварских нашествий и революционных восстаний, но и значительно умножить свои богатства. Она активно содействовала процессу феодализации и играла в нем немалую роль. Уже в раннее средневековье в большинстве стран Западной Европы в руках монастырей, епископов, соборных капитулов была сосредоточена значительная часть земельной площади; церковь жестоко эксплуатировала труд зависимых крестьян. Церковные феодалы занимали видное место в складывающейся феодальной иерархии. Являясь вассалами королей и других светских государей, сами они имели многочисленных не только духовных, но и светских вассалов. Крупные церковные феодалы располагали широкими иммунитетными правами. Большое значение в укреплении экономического и социального влияния церкви имели монастыри. Основанный около 529 г. Бенедиктом Нурсийским монастырь Монтекассино (Италия) положил начало первому монашескому ордену — ордену бенедиктинцев. Его устав широко использовался при дальнейшей организации раннесредневековых монастырей, большинство которых принадлежало к бенедиктинскому ордену. Монастыри и епископские владения уже в VII—VIII вв. обычно были средоточием экономической жизни — рядом с ними устраивались ярмарки, на принадлежащих им землях трудом зависимых крестьян — колонов и сервов — велось обширное хозяйство. Обогащаясь, они еще шире развертывали свою хозяйственную деятельность, округляя владения за счет разоряющихся общинников, а также за счет освоения, конечно с помощью своих крестьян, лесов, болот и пустошей. Наиболее крупные и богатые монастыри (аббатства) оказывали влияние и на политическую жизнь стран Западной Европы.