Анализ финансовых результатов (прибыли) от реализации продукции (работ и услуг)
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого порядка (уровня соподчиненности):
объем реализации продукции (VРП);
структуры продаж (Удi );
себестоимости единицы продукции (работ, услуг) (С i);
уровня среднереализационных цен (Ц i).
Факторная модель прибыли:
Таблица 2 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель | Базовый период | Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода | Отчетный период |
Выручка (нетто) от реализации товаров и услуг (В) | Σ(VРП iо * Ц iо)= =83414 | Σ(VРП i1 * Ц iо) = 81032 | Σ(VРП i1 * Ц i1)= = 97120 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) | Σ(VРП iо * С iо)= = 67937 | Σ(VРП i1 * С iо) = 65534 | Σ(VРП i1 * С i1)= =78523 |
Прибыль (П) |
Алгоритм решения (Савицкая Г.В):
1. Сначала нужно найти сумму прибыли при объеме продаж отчетного периода и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Если продукция однородна по своему составу, индекс объема реализации продукции исчисляется путем отношения фактического объема продаж отчетного периода к объему продаж базового периода в натуральном или условно-натуральном измерении:
Когда продукция неоднородна по своему составу, индекс продаж рассчитывают отношением объема продаж отчетного периода в оценке по себестоимости базового периода к объему продаж базового периода в той же оценке:
На анализируемом предприятии продукция однородна по своему составу, поэтому индекс продаж рассчитан по физическому объему продаж:
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 10% и составить 13930 тыс. руб. (15477*0.9)
2. Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции отчетного периода, но при базовой себестоимости и отпускных ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:
3. Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах отчетного периода, но при базовой себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки отчетного периода следует вычесть условную сумму затрат:
По данным таблицы 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
А) Изменения объем реализации продукции
Б) Изменения структуры реализованной продукции
В) Изменения отпускных цен
Г) Изменения себестоимости реализованной продукции
Итого +3120 тыс. руб.
Таблица 3 - Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли | Факторы | Порядок расчета | Прибыль, тыс. руб. | |||
Прошлый год | Во - Зо | |||||
Усл.1 | По хI рп | |||||
Усл.2 | Вусл - Зусл | |||||
Усл.3 | В1 - Зусл | |||||
Отчетный год | В1 - З1 |
Результаты расчетов показывают, что увеличение прибыли обусловлено ростом среднереализационных цен. Росту суммы прибыли на 1568 тыс. руб. способствовали также изменения в структуре товарной продукции, так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 12989 тыс. руб.
в). Анализ выполнения плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции
Выполнение плана и динамика прибыли от реализации отдельных видов продукции зависит от трех факторов первого порядка:
1. объема реализации продукции;
2. себестоимости продукции;
3. среднереализационных цен.
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц: