Культурная жизнь в середине 1940-х — начале 1960-х годов

Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.

Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам литературы и искусства. В числе первых появилось постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946 год). В постановлении и в разъясняющих его публикациях содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и других советских литераторов.

На рубеже 40–50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них, наряду с представителями науки, принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г. Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие член Политбюро ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии».

В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были наполнены воинствующими статьями. Космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.

Либерализация общественно-политической жизни во 2-й половине 50-х годов дала мощный импульс для развития литературы и искусства. Было ослаблено идеологическое воздействие на творчество художественной интеллигенции. В 1958 году ЦК КПСС принял постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”». Были реабилитированы многие деятели культуры — жертвы политических репрессий. Стали издаваться книги А. Веселого, П. Н. Васильева, Н. Э. Бабеля и др.

Оживлению духовной жизни общества способствовало возникновение новых творческих союзов. Были сформированы Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР, Союз работников кинематографии СССР. Однако в начале 60-х годов вновь усилился идеологический нажим на культурную жизнь и ужесточились методы в руководстве ею. Активизировали работу органы цензуры. Объявленная «коллективным руководством» страны демократизация общественно-политической и культурной жизни обернулась ее временной либерализацией.

В конце 50-х годов для укрепления связей школы с производством была проведена перестройка народного образования. Существующая семилетка преобразовывалась в восьмилетнюю политехническую школу, начальная четырехлетняя заменялась трехлетней. Увеличивался срок учебы в средней школе: она становилась одиннадцатилетней. В процесс обучения старшеклассников был включен труд на производстве. Для этого на предприятиях создавались учебные цехи и участки. Однако перестройка школы оказалась несостоятельной, неэффективной. Она привела к перегрузке учебных программ и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся. В связи с этим в 1964 году было решено вернуть школу к десятилетнему сроку обучения.

Сразу после окончания войны началась работа по восстановлению научных центров. Открылись новые научно-исследовательские институты, в том числе атомной энергии, физической химии, точной механики и вычислительной техники. Создавались исследовательские центры, связанные с отраслями, работающими на оборону. Советские ученые осуществили синтез управляемой ядерной реакции в атомном реакторе. В 1949 году в СССР состоялось испытание атомной бомбы, в 1954 году начала действовать первая промышленная электростанция на атомной энергии. В подмосковном городе Дубна был создан международный центр дня проведения исследований в области ядерной физики и использования атомной энергии в мирных целях. В становлении Объединенного института ядерных исследований участвовали физики А. П. Александров, Д. И. Блохинцев, И. В. Курчатов.

Проектированием новых, сверхскоростных самолетов занимались авиаконструкторы А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин и др.

Однако диктат КПСС в духовно-идеологической сфере тяжело отражался и на развитии науки и техники. С большими трудностями сталкивались исследователи, занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведома руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 года они были объявлены лжеучеными.

Вместе с тем, в ряде приоритетных направлений советские ученые добились выдающихся результатов. Под руководством С. П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года Ю. А. Гагарин первым в мире совершил полет вокруг Земного шара на космическом корабле. В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. Полеты космонавтов открывали возможности для дальнейшего изучения космического пространства. Советские исследователи добились значительных результатов в области кибернетики, электроники и вычислительной техники. За труды в области квантовой электроники А. М. Прохоров и Н. Г. Басов — совместно с американским физиком Ч. Таунсом — были удостоены Нобелевской премии. Нобелевскими лауреатами стали академики Н. Н. Семенов (совместно с американским исследователем С. Хиншелвудом), Л. Д. Дандау, П. А. Черенков, И. Е. Тамм, И. М. Франк.

Диктатура в духовно-идеологической сфере проявлялась в усилении цензуры, обструкционизма, в управлении общественным мнением и самым серьезным образом влияла на пути развития литературы и искусства. Если сразу после окончания войны появились литературные произведения, искажавшие исторические события, прославлявшие главу государства И. В. Сталина, то в литературе 1950-х годов возрос интерес к простому человеку, его духовным ценностям. Из повседневной жизни с ее коллизиями, сложными взаимоотношениями людей пришли на страницы романов герои Д. А. Гранина («Искатели», «Иду на грозу») и Ю. П. Германа («Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек») и др. Росла популярность молодых поэтов Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. Ш. Окуджавы. Литература пополнилась интересными произведениями о жизни послевоенной деревни (очерки В. В. Овечкина «Районные будни» и «Записки агронома» Г. Н. Троепольского). Широкий резонанс общественности получил роман В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», где впервые была поднята тема незаконных репрессий в Советском государстве. Однако со стороны руководителей страны это произведение получило негативную оценку. Во время одной из встреч с деятелями литературы и искусства Н. С. Хрущев подверг резкой критике автора и его роман. Но тема репрессий, сталинских лагерей не ушла из литературы. Наиболее значительным произведением на эту ранее запретную тему была повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Но уже в начале 60-х годов усилилось разоблачение «идейных шатаний» деятелей литературы и искусства. Неодобрительную оценку партийно-государственных лидеров получил художественный фильм М. М. Хуциева «Застава Ильича». В конце 1962 года Н. С. Хрущев посетил выставку работ молодых художников в московском Манеже. В творчестве некоторых живописцев-авангардистов он увидел нарушение «законов красоты» или просто «мазню». Свое личное мнение в вопросах искусства глава государства считал безоговорочным и единственно правильным. На состоявшейся позднее встрече с деятелями культуры он подверг грубой критике произведения многих талантливых художников, скульпторов, поэтов, что впоследствии сказалось на становлении творчества многих литераторов, художников, композиторов.

Сложными путями в послевоенные годы развивалась архитектура. Поначалу стремление к красоте выражалось в архитектурных излишествах. Таковые присутствовали в некоторых построенных по индивидуальным проектам жилых и административных зданиях, домах культуры и здравницах. Но в конце 50-х годов, с переходом к типовому строительству, «излишества» и элементы дворцового стиля исчезли из архитектуры.