Политико-правовые аспекты древнегреческого учения о логосе. Взгляды Гераклита Эфесского на соотношение космического порядка и юридических законов.

Гераклит Темный (530-470 гг. до н.э.)

Место рождения – Эфес, соответственно, Гераклит Эфесский. Необходимо сказать несколько слов о личности этого мыслителя. Прозвище дано вследствие сложности для разбора его текстов (к тому же рукописи почти не сохранились). Кажущаяся бессвязность скрывает его представления о гос-ве и праве.

Обычно Гераклита считают основоположником ранней диалектики. Идеи изменчивости мира впервые были высказаны этим философом: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Его диалектика – основа правопонимания Гераклита. Первый тезис, выдвигаемый им, заключается в том, что в основе вселенной находится борьба противоположностей. Стихии находятся в вечном движении и переходят друг в друга. Соответственно, вечной остается только разумная душа, принадлежащая вселенной. Вечный разум способствует гармонии противоположностей. В переводе с древнегреческого «гармония» означает «согласие». Вселенная существует на основе разумного закона, именно этот закон называется «Логос», или «Необходимость». Второе, о чем говорит Гераклит, связано с тем, что обязанность человека состоит в том, чтобы понять требования Логоса. Человек – это часть Вселенной: душа – это огонь, а тело – это земля и вода. Третий вывод Гераклита говорит о том, что в человеке тоже происходит борьба противоположностей. Смысл такого противостояния в том, что душа противостоит телу, а тело – душе. Единственный выход человека для снижения накала борьбы противоположностей в себе состоит в том, что нужно подчинить тело душе, чтобы достичь спокойствия, необходимого для земной жизни. Здесь необходима помощь Закона, причем человеческого – правового. Следовательно, человеку лучше жить в гос-ве, иначе в нем возобладает разрушение. Для достижения спокойствия человеку необходимо подчинение тому порядку, который устанавливается полит. властью, потому что порядок полиса – это Вселенная в миниатюре. В полисе граждане должны охранять законы, потому что без этого борьба противоположностей завершится полной победой одной из них. Тогда прекратится движение, а под движением Гераклит понимает жизнь. Человека Гераклит оценивает достаточно низко, с точки зрения способностей индивидуальности. Люди в полисе – это уже другое. Низкая оценка объясняется тем, что большинство людей не понимают своей собственной пользы. Понимание Логоса тоже дано единицам. Большинство людей пытается жить по собственному разуму, забывая об ограниченности человеческих возможностей. По этой причине законы полиса часто несправедливы. Принимать законы должны только самые мудрые – понимающие принципы Логоса. Мудрец видит, как возникает гармония из борьбы противоположностей: труд делает приятным отдых, смерть делает обоснованной жизнь.

По Гераклиту, закон – это норма высшей справедливости, обеспеченная принуждением (необходимым для большинства, т.к. только с помощью силы можно заставить людей действовать в соответствии с их благом).

В конце жизни Гераклит получил прозвище Плачущий: он очень расстраивался, видя людей, разрываемых борьбой противоположностей, и ушел в горы. Вызвано горе Гераклита его состраданием к судьбе человечества, т.к. люди неправильно живут и не хотят сознавать своих ошибок.

По Гераклиту, разумное правление должно состоять из противоположных элементов. Благодаря ему возникла теория смешанных форм правления. Впоследствии эта теория стала основой для теории разделения властей.

По учению Гераклита, божественное единство (разум, Логос, космос) превыше текучего изменчивого мира множества. Космос вечно существует в размеренных циклах, меру которым задает он сам, в том аспекте, в котором он тождествен богу; космос есть «вечно живой огонь», и эта физическая сторона его существа позволяет ему каждый раз совершать нисхождение от чистого состояния (мировой пожар) к состоянию связанности с другими элементами (природная чувственная жизнь).

Заметное место в истории античной мысли занимает учение Гераклита. Жизнь полиса и его законы должны, по Гераклиту, следовать логосу. "Ведь все человеческие законы питаются единым божественным, который простирает свою власть, насколько желает, всему довлеет и над всем одерживает верх". Божественный закон как источник человеческого закона – это то же самое, что обозначается в других случаях как логос, разум, природа. Имея в виду именно эту разумную природу закона полиса, Гераклит подчеркивал, что народ должен сражаться за закон, как за свои стены. Своеволие же следует гасить скорее, чем пожар.

Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. "Один для меня, – говорил он, – десять тысяч, если он – наилучший".