Клара Цеткин о воспитании

Клара Цеткин (1857—1933)—видный деятель германского и международного рабочего движения, одна из основателей Коммунистической партии Германии, член ее Центрального Комитета, борец за женское равноправие, крупный педагог-марксист. Так же как и А. Бебель, К. Цеткин была избрана депутатом в рейхстаг. Цеткин была тесно связана с революционным движением в России, горячо приветствовала Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С 1925 г. жила в Советском Союзе.

На протяжении всей своей жизни К. Цеткин неустанно боролась за торжество идей марксизма-ленинизма, за торжество демократии и социализма, против оппортунизма в рабочем движении, против буржуазно-феминистских идей, буржуазной школьной политики, за общественное дошкольное воспитание. С 1892 г. она была членом редакции журнала “Равенство”; в своих статьях, опубликованных на страницах этого журнала, К. Цеткин рассматривала многие вопросы пролетарского воспитания, стремясь дать родителям педагогические знания и практические советы по воспитанию детей.

Разрабатывая проблему общественного дошкольного воспитания, Клара Цеткин дала теоретическое обоснование его с марксистских позиций.

Развивая идеи Маркса и Энгельса по женскому вопросу, Цеткин выступала против защитников изолированного, семейного воспитания маленьких детей, против теоретиков доктрины “только мать — естественная воспитательница своих детей”. Она ответила им выводами, основанными на глубоком анализе психологии женщины и анализе новых требований жизни и перспектив их прогрессивного развития. Опираясь на статистические данные о положении женщин и семейных отношениях в различных слоях немецкого общества, К* Цеткин показала закономерный процесс пролетаризации даже мелкой и средней буржуазии, все большее увеличение числа женщин, живущих самостоятельным заработком. Цифры свидетельствовали, что из 9 миллионов работавших женщин 5 миллионов были замужними и подавляющее большинство их остро нуждалось в детских садах. Ненаучность формулы “мать — естественная воспитательница своих детей К. Цеткин доказывала, ссылаясь на научные данные. Она указывала, что если в результате многовекового опыта женщина и приобрела некоторые преимущества перед мужчиной в области воспитания, то они не могут быть руководящими в воспитательном процессе. “Важно,— говорила она,— не именно материнское, а вообще разумное, любовное воспитание, основанное на знании законов развития ребенка”.

К. Цеткин выдвинула положение: “Воспитатели детей должны... стоять на точке зрения нового времени”. Она считала, что ограниченная узкими рамками семьи женщина, думающая только о своей семье, женщина, стоящая вне общественных интересов и не принимающая непосредственного участия в общественной жизни, живет старой моралью и лишена всех добродетелен, которых требует современное общество, и потому и в обществе и в своей семье она является реакционным элементом. Такая “мать не сможет стать “наилучшей воспитательницей детей. Ибо дети воспитываются для будущего, а не для настоящего”. Из этого логически следовало твердое заключение, что воспитание детей “должно быть перенесено из семьи в общество, из рук матери в руки педагогов в самом широком смысле этого слова”.

Борясь за общественное дошкольное воспитание, К. Цеткин ставила и перед пролетарской семьей высокие задачи социалистического воспитания детей с малых лет. Анализируя работу дошкольных учреждений, организованных благотворительными, церковными обществами, частной инициативой, К. Цеткин вскрывала их классовый характер, их назначение притупить пролетарское самосознание у детей рабочего класса, дать им воспитание, противоречащее духу и интересам трудящихся.

К. Цеткин была убеждена, что в социалистическом обществе “новое положение женщины повлечет за собой полный переворот в ее представлениях о ее обязанностях и правах. Общество займет в жизни женщины то место, которое теперь занимает семья, и общее благо займет место частного”. Наряду с этим способности матери найдут свое полное развитие, превратятся в сознательную творческую силу, и она сыграет в будущем и в области воспитания выдающуюся роль.

Разрабатывая теорию социалистического воспитания, К. Цеткин определила цели, содержание и методы воспитания детей. Она участвовала также в, выдвижении программных задач партии в области школьной политики и организации дошкольного воспитания. В 1911 г. на женской конференции в Бремене она предложила план реформы школьного дела — план создания единой светской, государственной бесплатной школы от детского сада до высших учебных заведений.

В основе взглядов К. Цеткин на воспитание лежали интересы рабочего класса, научное представление о социалистической личности и ее развитии. Борясь с идеалистическими теориями развития личности, она писала: “Не предрешающая воля творца, провидения решает, какой должна быть отдельная личность, какой ступени развития должна она достигнуть... Все окружающее, в целом, создает определенные возможности развития для каждого человека”. Особенностью социалистической личности К. Цеткин считала всестороннее развитие; на первое место она выдвигала нравственное воспитание. и главное внимание уделяла формированию с малых лет чувства пролетарского интернационализма, интернациональной солидарности.

Ребенка она представляла как существо одаренное, способное к образованию; его воспитание должно строиться на знании законов развития природы. “Цель воспитания,— писала К. Цеткин,— не может быть достигнута без знания физических и психических законов, по которым ребенок развивается, и без понимания естественных и общественных причин, обусловливающих эти законы”.

К. Цеткин одним из важных считала физическое воспитание детей, подготовку здорового поколения трудящихся; она подчеркивала тесную связь физического и умственного развития ребенка; в условиях физического развития ребенка она видела ключ к пониманию особенностей его умственного развития. Придавая огромное значение интеллектуальному воспитанию детей, она писала, что большая часть представлений, которыми оперирует мысль, приобретается в дошкольном возрасте.

К. Цеткин выдвинула перед родителями задачу не делать различий для мальчиков и девочек в семейном труде. Она видела тесную связь игры и труда, постепенное перерастание игры в труд; одобрительно относилась к некоторым играм и занятиям, рекомендованным Фребелем.

Друг В. И. Ленина и Н. К. Крупской, К. Цеткин глубоко знала жизнь Советского Союза, работу его школьных и дошкольных учреждений. Она высоко ценила опыт строительства первого в мире социалистического государства, подчеркивала международное значение всех его институтов. В своем выступлении на III Всероссийской конференции дошкольных работников в 1926 г. К. Цеткин говорила о международном значении созидательного труда советских воспитателей детских садов, занимающихся впервые в истории коммунистическим воспитанием маленьких детей.

Научное наследство К. Цеткин всесторонне изучается в Германской Демократической Республике, ее вклад в педагогику стал достоянием прогрессивного человечества.