Генезис и эволюция российского либерализма (западничество 1840-х гг., Б.Н. Чичерин)

Одной из основных политических идеологий последних двух столетий является идеология либерализма. Термин «либерализм» появился довольно поздно, примерно в начале 40-х гг. XIX в., но как течение политической философии либерализм существовал, по крайней, мере уже с XVII в. Появление либеральной идеологии было обусловлено начавшейся модернизацией западноевропейского общества и необходимостью борьбы против экономических и политических структур феодализма.

Представителями классической либеральной доктрины был выдвинут ряд идей, которые на всех этапах ее развития оставались определяющими. Прежде всего, это идея об абсолютной ценности человеческой личности и равенства людей от рождения. В рамках либеральной доктрины впервые был поставлен вопрос о неотчуждаемых правах человека — праве на жизнь, свободу, собственность. Государство понималось как результат общественного договора, главной целью которого является защита этих прав. На этой основе возникла идея правового государства и выдвинуто требование ограничения объема и сфер деятельности государства, защиты граждан от чрезмерного государственного контроля. Либерализм исходил из необходимости разделения власти, с тем чтобы каждая из ее ветвей не имела бы полного превосходства над другими и была бы для них сдерживающим ограничителем.

Наряду с политическими идеями классический либерализм декларировал и ряд важнейших принципов в сфере экономики. Экономическая доктрина либерализма также основывалась на требовании сокращения государственного вмешательства и регламентации. На практике это означало признание полной свободы частной инициативы и частного предпринимательства.

Либеральные идеи стали проникать в Россию начиная с середины 18 в. Они оказали воздействие на развитие тогдашней русской социально-политической мысли, в частности, нашли отражение в работах таких русских мыслителей, как С. П. Козельский и Д. И. Фонвизин. Определенное влияние идеи либерализма оказали и на правящие круги Российской империи, например, на формирование личных политических взглядов Екатерины И.

«Философические письма» Чаадаева обострили идейные споры в среде дворянской интеллигенции, в ходе которых в 40-е годы сложи­лось два политических течения: славянофилы и западники. Славянофи­лы - К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков и др. выступали против сближения России с Западной Европой, к чему при­зывал П.Чаадаев. Общинное начало они считали главной особен­ностью России, критиковали преобразования Петра I. Исконными чертами русского народа они провозглашали единство сословий, при­верженность к православию как основе нравственного здоровья об­щества и общинное самоуправление. Славянофилы были сторонника­ми сохранения самодержавия, выступали против всяких насильствен­ных перемен, отрицали необходимость Конституции.

Видными представителями западников были П.В.Анненков, Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин. Они критически оценивали государствен­ный и общественный строй царской России, отстаивали необходи­мость ее развития по западноевропейскому пути. Решительно они вы­ступали против крепостного права, но ждали реформ от правитель­ства.

Новая полоса в развитии либерализма началась в обстановке отмены крепостного права (1861 г.), судебной и земских реформ, демо­кратизации универсального образования. В это время либерализм в России развивался в двух направлениях: классический (Б.Н.Чичерин 1828-1904) и социологизированный (П.И.Новгородцев 1866-1924).

Крупнейшей фигурой русского либерализма второй половины XIX в. был Б. Н. Чичерин. Этот ученый написал большое количество работ по вопросам истории политических учений, общей теории государства и права.

Свою идейно-теоретическую позицию Б. Чичерин вслед за А. С. Пушкиным определил как позицию «консервативного либерализма», в соответствии с которой наилучшим вариантом является централизованное государство, где существует приоритет права, который регулирует взаимные обязанности индивида и власти, не позволяя проявиться как анархическому своеволию человека, так и деспотизму государства. Права человека, например право свободного перемещения, свободы труда, мысли, совести и частной собственности, неприкосновенность личности, рассматривались Б. Чичериным в единстве с обязанностями человека перед государством и другими людьми. Нравственный закон требовал добровольного подчинения государственным установлениям: «общественной власти нужно подчиняться не только за страх, но и за совесть» [5, с. 231].

Одним из краеугольных камней российского либерализма стала концепция «закрепощения и раскрепощения» Б. Чичерина, которую он выдвинул, анализируя процесс формирования русского государства. Мыслитель отмечал, что образование государства в России шло по пути преодоления с помощью государственной власти анархического своеволия средневекового общества. В XVII в. завершился процесс создания Московского государства, и общество объединилось вокруг центральной власти. Особенности развития России (огромная территория, земледельческий быт, набеги враждебных соседей, низкая плотность населения, слабость средних сословий) обусловили создание государства «сверху». Б. Чичерин писал: