Системы обслуживания
Объекты и комплексы обслуживания отдельных поселений либо систем населенных мест, объединенных общностью выполняемых функций, объективно складываются или целенаправленно формируются в системы внутриселенного и (или) межселенного обслуживания. Система общественного обслуживания — упорядоченная совокупность учреждений и предприятий, обеспечивающих предоставление населению услуг и товаров. Системы обслуживания в процессе их целенаправленного развития преобразуются в иерархически взаимосвязанные комплексы обслуживания различного уровня и типа.
Территориальная организация системы межселенного общественного обслуживания. Целенаправленное формирование систем межселенного обслуживания основано на поиске оптимальных пространственных форм удовлетворения нужд населения в общественных услугах. Пространственная оптимизация общественного обслуживания на межселенном уровне, как и на городском, обеспечивается за счет предоставления населению требуемого социально гарантируемого состава услуг и минимизации затрат времени на передвижение к местам получения услуг. Одним из способов достижения этих целей является учет характера потребностей населения и частоты пользования услугами и выделение на этой основе объектов повседневного, периодического и эпизодического спроса, а также установление оптимальной доступности этих объектов.
Разнообразие типов систем обслуживания на межселенном уровне обусловлено особенностями сложившейся сети населенных мест, путей сообщения, а также демографическими, экономическими, ландшафтными условиями, действующей системой административно-территориального деления.
Предоставление первичных услуг должно обеспечиваться по месту жительства в сельской местности на основе стационарных и мобильных форм обслуживания
Территориальная организация систем внутриселенного общественного обслуживания. Общественные центры, включающие объекты общественного назначения (управление, торговля, культура, развлечения и др.), являются фокусами социальной активности населения. В больших и крупных городах формируется система общественных центров, включающая: общегородской центр, центры планировочных образований (планировочных и жилых районов, микрорайонов, производственных и рекреационных зон), а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.).
Общегородской центр (центр поселка, села), как правило, обладает универсальным набором функций с высоким уровнем их концентрации и интеграции, высокой степенью освоенности территории. Для общегородских центров характерна репрезентативность застройки, значительные площади открытых пространств общего пользования.
Уникальность общегородского центра, его исключительность по отношению ко всем остальным элементам города определяется не только тем, что он концентрирует наивысшие образцы деятельности в различных областях, но также и возможностью выбора различных типов поведения, видов общения и деятельности, удобством и разнообразием этого выбора, которые достигаются за счет пространственной концентрации городских функций.
Центры планировочных образований (структурные центры) — центры составляющих элементов селитебной и производственной зон больших, крупных и крупнейших городов в своем полном составе представлены лишь в нормативно-методической литературе. Тем не менее, требование оптимизации условий доступности для населения объектов обслуживания стало исходным для создания концепции ступенчатой системы центров, основанной на частоте пользования (повседневное, периодическое, эпизодическое) объектами обслуживания: центры планировочных, жилых, селитебно-производственных районов, микрорайонов.
Оптимальный радиус доступности центров микрорайонов составляет 400-500 м (в усадебной застройке — 800-1000 м). Пешеходная доступность объектов обслуживания повседневного спроса принимается равной 7-15 минут без пересечения улиц.
Посещение центров жилых районов, комплекс услуг которых обеспечивает периодический спрос населения, может обеспечиваться как на транспорте, так и пешком при оптимальном радиусе доступности 800-1200 м.
Посещение центров планировочных районов, специализированных центров городского значения, а также главного общественного центра города, которые предоставляют населению города услуги эпизодического спроса и уникальные виды обслуживания, предусматривается с помощью транспортных средств. При этом для жителей больших и крупных городов оптимальной является временная доступность общегородского центра 40 минут.
Распределение объектов обслуживания по частоте пользования приведено в нормативной и методической документации и во времени.
Учитывая значительное влияние общественного транспорта на пространственную организацию жизни горожан, объективно формируется фокусированная система центров обслуживания, пространственно привязанная к остановкам и пересадочным узлам массового пассажирского транспорта. Здесь концентрируются объекты, так называемого, попутного обслуживания, в отличие от объектов, специально посещаемых. Наиболее часто посещаемые объекты обслуживания составляют группу приближенных к жилью услуг, которые размещаются в жилой застройке.
Минимально требуемый состав объектов в различных типах центров (объекты торговли, культурно-просветительные, зрелищные, медицинские, физкультурно-оздоровительные и др.) отражает наиболее существенные потребности людей с учетом реальных возможностей общества на данном этапе его развития. Эти объекты обслуживания часто носят название социальные объекты в отличие от коммерческих, которые могут дублировать и (или) дополнять социальные.
Реализация ступенчатой системы обслуживания возможна в периферийной и частично в промежуточной зонах города. В центральной зоне дробность планировочных элементов и интеграция городских функций значительно трансформирует эту систему (рис. 9).
Рис. 9. Сравнительные схемы организации обслуживания
в центральной (А) и периферийной (Б) в зонах города
(1 – общественно-торговые центры планировочных районов; 2 – центры торгового бытового обслуживания с радиусом обслуживания до 800 м; 3 - блоки первичного обслуживания с доступностью 150-200 м; 4 – зона общегородского центра; 5 – места приложения труда.)