Архитектура и монументальное искусство Новгорода XI-XIII вв.

 

Помимо Киевского княжества в Древней Руси очень влиятельным экономическим, политическим и религиозным центром был Великий Новгород. Упоминания о нём встречаются в летописях с IX в., а расцвет приходится на XII-XV вв., когда он выполнял функции столицы вечевой боярской республики. Вече было главным законодательным органом огромной территории княжества.

Становлению величия Новгород обязан своим положением на реке Волхов – части торгового пути «из варяг в греки». В Европе известен как Хольмгард.

Крепость в Новгороде была сначала земляной, затем деревянной и каменной, что традиционно для становления городов. Кремль назывался «детинец», т.к. его охраняли «дитяти» (воины).

В XI в. новгородский князь Ярослав мудрый решил построить в центре детинца Софийский собор, что и было сделано в 1045-1055 гг. Кроме того, известны Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Полоцке.

Размерами он меньше киевской Софии, отличается и архитектурой:

- 5 глав (в киевской Софии 12);

- 1 лестничная башня (-//- 2);

- сложен из известняка тёмного розовато-сероватого цвета (-//- из плинфы);

- 2 абсиды (-//- 2 абсиды);

- 5 нефов;

- галерея вокруг.

Завершение стен под крышей полукруглое и треугольное щипцовое.

Мозаик нет, только фрески, которых сохранилось немного из-за утрат в годы Великой Отечественной войны. Сохранились следующие фрески:

- изображения Константина и Елены (эмоциональное выражение лиц, работа византийского мастера XI в.);

- фрагменты фресок в барабане (изображения пророков, начало XII в.);

- Деисусный чин (1144 г.) – древнейший деисусный чин из сохранившихся в русских храмах. Судя по почерку, исполнен местными мастерами (не линия, а пластика, размытость, объёмность, появление примитивности).

Софийский собор был главным религиозным центром Новгорода. Он строился на деньги церкви, что не нравилось князю. Напротив, за рекой Волхов, в 1113 г. им был в пику воздвигнут Николо-Дворищенский собор (навание связано с тем, что на правой стороне Волхова был дворец князя). Цель – показать величие князя. По образу Софийского собора имеет 5 глав. Внутри фрагментарно сохранились фрески, в т.ч. жена Иова (эмоциональный выразительный взгляд, следы пуль).

В Новгороде больше, чем в других древнерусских городах, сохранилось храмов XII в.

Благовещенская церковь на Рюриковом городище не сохранилась. Была построена в 1103 г., погибла в годы великой Отечественной войны.

Сохранились следующие храмы:

- Рождественский собор Антониева монастыря (1117 г.): трёхглавый, внутри фрески, в т.ч. фрагмент с изображением юноши-пастуха или рыбака;

- георгиевский собор Юрьева монастыря (1119 г.) трёхглавый. Культ святого Георгия начался именно с XII в. Кстати, первое конное (традиционное ныне) изображение Святого Георгия находится в Георгиевском соборе в Старой Ладоге.

Автор всех этих храмов – один зодчий, некий Пётр (Благовещенский, Николо-Дворищенский, Георгиевский соборы схожи по архитектуре).

Позже заказчики храмов мельчают, уменьшаются размеры возводимых церквей. Пример – церковь Благовещения в Аркажах (1170-е гг.). У неё один неф, одна глава, внутри только фрески. Это один из первых сохранившихся боярских храмов.

Вслед за боярскими появляются уличатские храмы (т.е. возведённые на общие деньги жителей какой-либо улицы).

Некоторые известные храмы не сохранились. Например, в 1198 г. на Рюриковом городище по заказу отца Александра Невского был построен храм Спаса на Нередице, а через год расписан фресками. Его одновременно расписывали несколько мастеров или даже бригад, и по этой причине фрески не совпадают по манере исполнения и местами не стыкуются композиционно. Храм был уничтожен фашистами, сохранились чёрно-белые фотографии. По количеству фресок XII в. он был на первом месте в СССР.

В первой половине XIII в. продолжается храмовое строительство, но с началом татаро-монгольского нашествия оно сходит на нет. Хоть татары были остановлены у Торжка, культовое строительство в Новгороде замерло приблизительно на 100 лет.

Храм Параскевы Пятницы на торговой стороне Новгорода: уникальность его в том, что он сложен из кирпича-плинфы с закруглениями на углах, чем похож на храм в Смоленске (делали одни мастера).

Храм Рождества в Перыни (1230-е гг.).