Нальчикская горская школа и ее преобразование в реальное училище
К завершению Русско-Кавказской войны царское правительство вводит новые правила приема горцев Северного Кавказа в высшие учебные заведения России. Еще 5 сентября 1858 г. наместник Кавказа получил предписание от военного министра, где излагались новые правила приема представителей горцев в российские высшие учебные заведения. До этого предписания для обучения детей “почетнейших” владельцев Кавказа в столичных военно-учебных заведениях выделялось 30 вакансий. Теперь в соответствии с этим предписанием льготные условия приема горцев отменялись. Отныне наместник мог ходатайствовать о зачислении детей горцев в вузы России в исключительных случаях. А 39 тыс. рублей, которые ежегодно выделялись на обучение горцев в столичных военно-учебных заведениях, передавались наместнику Кавказа “для усиления образования в крае”. В этих условиях началась школьная реформа в крае. И одним из важных моментов этой реформы на Северном Кавказе явилось создание горских школ. 20 октября 1859 г. был принят Устав горских школ. В первом параграфе назначение этих школ определялось так: “Для распространения гражданственности и образования среди покорившихся горцев и для доставления служащим на Кавказе семейным офицерам и чиновникам средств к воспитанию и обучению детей”. Горские школы на Северном Кавказе открылись во Владикавказе и Нальчике (1860), Грозном (1863), Майкопе (1866) и сел. Назрань (1870).
Школа состояла из четырех классов – 3 основных и одного подготовительного. По своему статусу она приравнивалась к уездному училищу. Срок обучения в подготовительном классе составлял 3 года. Обучение было платным. В школе изучали закон божий, мусульманские законы, русский язык, географию, краткую русскую и всеобщую историю, арифметику, давались начальные понятия геометрии и алгебры, учили чистописанию. Учебная программа была составлена таким образом, чтобы выпускники школы могли поступить в 4-й класс российской гимназии. Выпускники школы получали также свидетельство, которое давало право работать учителями сельских начальных школ. За 1-2 года дети изучали русский язык. Уже в 1869 г. в Нальчикской горской школе обучалось 58 человек, из них дети кабардинских князей и дворян – 18, балкарских таубиев – 5, русских офицеров и урядников – 29 и прочих – 6, пансионеров – 43, в том числе на счет кабардинской общественной суммы 18 княжеских детей. На краткосрочных педагогических курсах, где готовились сельские учителя, обучались Исмаил Барасбиев, Тембулат Бахов, ХакяшаДокшоков, Ахья Джабоев, Али Мамышев, Хамид Мамбетов, Геранудко Лукожев и Залим – Гирей Керефов. Работой курсов руководил Кармов И.М.– учитель подготовительного класса Нальчикской горской школы. В связи с преобразованием Нальчикской горской школы в реальное училище Педагогические курсы перестали функционировать в 1908 г.
Первая русская революция 1905-1907 гг. оказала определенное влияние на политические сознание и учащихся Нальчикской горской школы. Передовая часть молодежи во главе с их преподавателем И.М. Кармовым выступала против жесткого казарменного режима в школе. Недовольство вскоре переросло в открытое выступление: 15 ноября 1905г. был совершен поджег учительской комнаты школы. Подозрение пало, говорится в протоколе педагогического совета, сначала на двух учеников... затем на двух служителей. Не выяснив, кто именно поджог учительскую, администрация школы 16 ноября издала приказ о роспуске учеников по своим селениям на три дня, якобы для участия в мусульманско-религиозном празднике Къурмэн.
Занятия возобновились 19 ноября, однако революционные волнения среди учащихся усилились. На одном из тайных собраний учащихся была составлена петиция, из 9 требований. В первом и втором ее пунктах содержалось требование, чтобы учебно- воспитательная работа была значительно улучшена. Далее в петиции говорилось, чтобы учителя не оскорбляли учащихся и не запирали учеников старших классов в виде наказания. Были пункты и по улучшению бытовых условий учеников. Но из девяти пунктов петиции особый интерес вызывает последний. В нем требовалось “разрешить свободное собрание учеников”. Как видно из этого, ученики, наряду с социально-экономическими требованиями, выдвигали и политические. В этих условиях дирекция школы снова просит вышестоящие органы разрешить распустить учеников до января 1906 г. В населенных пунктах Кабарды и Балкарии, в том числе и в Нальчике, возрастали революционные выступления. Они разворачивались настолько быстро, что администрация школы, не дождавшись решения директора народных училищ Терской области, 2 декабря 1905 г. вынуждена была распустить учащихся школы по домам, в виду того, что “большинство учеников имеет при себе разного рода оружие”.
Но вскоре появилась вторая петиция учеников школы. В ней было записано:
1. «Немедленно уволить смотрителя училища Раздорского, как главного виновника всей неурядицы, и назначить на его место всеми уважаемого, строгого и в то же время отечески относившегося к нам учителя Исхака Махмудовича Кармова.
2. Допустить наших родителей в педагогический совет с правом голоса.
3. Разрешить чтение газет в училище.
4. Ускорить преобразование школы в реальное училище, о чем давно ходатайствуют родители»…
Далее в петиции говорилось о необходимости “поставить садоводство на научную основу и превратить нас из работников, очищающих дорожки для прогулки супруги господина Раздорского, в учеников-садоводов”. Дирекция вынуждена была пойти на некоторые уступки и удовлетворить определенные требования учеников. В частности, смотритель школы Ф.И. Раздорский был переведен во Владикавказ. Было возбуждено ходатайство перед наместником Кавказа о необходимости скорейшего преобразования Нальчикской горской школы в реальное училище. Но Кавказская администрация 6 февраля 1906 года прислала в Нальчик специальную комиссию для выяснения причин волнений учеников. Расследовалось и дело И.М. Кармова.
В материалах по следствию было записано: “Кармов считается главным виновником бывших волнений в школе”. Дирекция школы тоже поддержала это мнение комиссии, и за участие в выступлениях учащихся Кармов И.М. был уволен из школы.
Таким образом, впервые в истории Кабарды и Балкарии в революционном движении приняла участие и учащаяся молодежь. В 1908 г. Кавказская администрация вынуждена была дать свое согласие на преобразование Нальчикской горской школы в реальное училище. И решением Государственной Думы с 1 июля 1909 г. Нальчикская окружная горская школа была преобразована в реальное училище. Однако имеются и другие источники, утверждающие, что эта школа была преобразована в реальное училище лишь в 1912 году.
Реальное училище состояло из 6 основных классов и одного приготовительного. По требованию передовых учителей- просветителей впервые в качестве предмета в программу училища был введен кабардинский язык. Строительство здания реального училища началось 13 июля 1911г. и завершилось в 1913 г. Кстати сказать, в этом здании состоялся съезд народов Кабардино-Балкарии, провозгласивший Советскую власть. С 1924 г. здесь размещался Ленинский учебный городок. Несколько лет в здании размещался историко-филологический факультет, а в настоящее время медицинский факультет Кабардино-Балкарского госуниверситета. После преобразования окружной горской школы в реальное училище по предложению руководства Кавказского учебного округа Нальчикскому реальному училищу было присвоено “Кабардино-Горское Императора Александра III реальное училище”. Парадокс этого названия заключается в том, что именно при Александре III вопрос о преобразовании Нальчикской горской школы в среднее учебное заведение был положен под сукно, как не заслуживающий решения в ближайшем будущем.
Такие же реальные училища были открыты и в Майкопе, Грозном, Владикавказе, Дербенте. Эти училища были первыми средними учебными заведениями Северного Кавказа, что явилось значительным событием в деле развития народного образования в крае.
Следует здесь отметить, что в начале ХХ в. меняется социальный состав учащихся этих учебных заведений. В частности, стали принимать на учебу и детей крестьян. Больше стали принимать и представителей горских народов, хотя их число оставалось еще незначительным. Т.Х. Кумыков по этому приводит любопытную таблицу за 1916 год:
Национальный и социальный состав учащихся в реальных училищах Северного Кавказа в 1916г.
Реальные училища | учеников | русских | горцев | крестьян | % |
Кабардино-горское | 28,7 | ||||
Майкопское | 21,0 | ||||
Владикавказское 1-ое | 27,9 | ||||
Владикавказское 2-ое | 40,0 | ||||
Грозненское | 31,2 | ||||
Дербентское | 118 арм. 109 татар | 23,1 | |||
Итого | 29,0 |
Таким образом, в реальных училищах Северного Кавказа обучалось в 1916 году 2405 учеников, в том числе 581 горец, что составило 24,5 процента. Из всех обучающихся в реальных училищах Северного Кавказа кабардинцы и балкарцы составили всего 2,2 %, а в Майкопском реальном училище обучался всего лишь один горец. Если взять только горцев, то только 10,5 % падает на долю кабардинцев и балкарцев. Еще меньшее количество представителей коренного населения работало учителями в этих учебных заведениях.
Как было сказано, представители горцев Северного Кавказа обучались в учебных заведениях России. По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897г., из Нальчикского округа в средних, средних специальных и высших учебных заведениях обучалось 123 человека, в том числе в средних учебных заведениях – 91, в специальных средних учебных заведениях – 15, в высших военных учебных заведениях – 2, в средних военных учебных заведениях – 4, университетах и других вузах – 8, в специальных и технических вузах – 3 человека.
В 1894 г. в Московском университете обучались Магометгирей Шипшев (юридический факультет) и Кургоко Лафишев (медицинский факультет). И в других вузах страны обучались представители адыгов и балкарцев, которые впоследствии стали известными людьми у себя на родине и сыграли важную роль в развитии культуры, образования и науки своего народа.
Неоценимую роль в деле развития народного просвещения в крае сыграли некоторые русские педагоги, которые не только искренне любившие горцев, но и сочувствовавшие им в связи с отсутствием у них учебных заведений. И как справедливо отмечает Т.Х. Кумыков, основная работа по организации народного образования в крае ложилась на плечи русской интеллигенции. В первых школах, за некоторым исключением, работали русские учителя. Среди них можно назвать только по одной Кабарде такие имена, как П. Корешкова, С. Ткачева, М. Бескровная и др.
По данным 1908 г. из 28 учителей, работавших в кабардинских сельских школах, 14 были русскими. В последующие годы их число значительно возрастает. Среди первых сельских учителей были
П. Девжевский (сел. Абаевское), А. Губернаторов (сел. Исламовское), И.Е. Зотов (сел. Абаевское), А.А. Ивановский (сел. Бороковское), З.М. Липилкин (сел. Баташевское), Ф.Г.Кононов (сел. Атажукинское III), И.С. Сараев (сел. Бековическое), А.С. Месетова (сел. Ахлово) и др. Среди учителей, работавших в селах края, немало было и женщин. Многие из них навсегда остались на Кавказе и до конца своей трудовой деятельности служили делу просвещения горцев. Долг каждого честного горца помнить их добрые дела и быть благодарными за их самоотверженный труд.
Таким образом, конец Х1Х – начало ХХ вв. является важным периодом в истории народов Северного Кавказа, в том числе адыгов и балкарцев, в деле становления народного образования. С большими трудностями пробивало себе дорогу народное просвещение, горцы приобщались к русской и через нее - к мировой культуре. Неоценимую роль в этом деле сыграли представители прогрессивной русской интеллигенции. Первые просветители из среды горцев Северного Кавказа и первые русские педагоги, которые навсегда поселились на Кавказе, подняли народное образование в крае.