Образование зихского и касожского союзов

Как было отмечено выше, гуннское нашествие на Северный Кавказ значительно повлияло на изменение его политической и этнической карты. В частности, многочисленные адыгские племена были еще больше рассеяны по всему региону. Между ними, как выше сказано, «вклинились» различные пришлые племена, в том числе и гунны. Экономика и культура древних адыгов пришла в упадок. Немалая часть переселилась дальше, на восток, к своим соплеменникам, которые еще с древнейшего периода проживали в этом регионе, и стали осваивать пустовавшие, необжитые земли. Таким образом, гуннское нашествие прервало на долгие десятилетия, если не столетия, процесс консолидации адыгских племен и создания единой народности.

Однако следует отметить, что это нашествие неодинаково подвергнуто разорению адыгские племена. Ели одни племена были полностью уничтожены или изгнаны из своей территории, другие уцелели и сумели сохранить свою экономику, свой уклад жизни, свою культуру. К ним относятся, прежде всего, зихи и непосредственные их соседние и родственные племена. Но здесь необходимо отметить, что фактически гуннское нашествие стало следующей волной дальнейшего освоения адыгскими племенами Центрального Кавказа, в котором имелось больше неосвоенных земель, чем на Северо – Западном Кавказе, где проживала большая часть адыгских племен. Таким образом, западные и восточные адыги постепенно были разобщены на протяжении тысячелетий в результате постоянного притока чужых племен – завоевателей, создавших непреодолимые препятствия для поддержания ими между собой постоянных экономических, политических и этнокультурных связей. Это все помешало им в создании единого общеадыгского политического союза. Более того, в 111- 1Vвв. Нашей эры прерывают свои контакты с Северным Кавказом Малая Азия, Египет, Сирия, Греция.

На исторический процесс на Северном Кавказе шел своим чередом. Во второй половине V в. гуннский союз распался на различный мелкие племена, известные под общим именем утугуров. Вскоре после этого адыгские племена начали возрождать свою экономику и культуру; многие из них заняли снова свои прежние территории. В частности, после V1 в. адыги снова завладели прибрежной полосой, захваченной у них тетракситами. Именно с этого времени усиливается адыгское племя зихов, которые, вероятнее всего, меньше пострадали от гуннского нашествия. О зихах упоминается в письменных источниках примерно с 1 в., когда они представляли собой небольшое племя, обитавшее где- то между нынешними Туапсе и Гагры. Зихский вождь Стахемфак еще со 11 в. устанавливает союзнические отношения с римлянами и номинально становится подданным римского императора. Этот политический шаг способствовал укреплению его влияния на остальные родственные племена. Уже к V веку территория зихов значительно расширилась и переместилась на Северо – Запад. Псевдо – Арриан, перечисляя различные пункты морского берега между нынешней Абхазией и землей тетракситов, писал: «От старой Ахэн (ные туапсе.- К.У.) до Старой Лазики (устье реки негепсухо. – К.У.) и затем до р. Ахэунта прежде жили народы, носившие имена: иниохи, кораксы, колики, меланхлены, махалоны, колхи и лазы, а ныне живут зихи… от Гавани Пагры (нынешний Новороссийск .– К.У.) до Старой Ахэп прежде жили так называемые ахейцы, а ныне живут зихи». По утверждению Прокопия в середине V1 века между нынешней Абхазией и тетракситами жил только один народ «зехи» (зихи. - К.У.). Причем он говорит, что «в древности этим зехам римский император назначил царя; теперь же эти варвары ни в чем не повинуются римлянам». В зихский союз входили тогда почти все остальные адыгские племена Северо – Западного и Западного Кавказа.

В V1 в. зихи приняли христианство, что сыграло значительную роль в дальнейшему укреплению их торгово-экономических, политических и культурных связей с Византией. В результате распространения христианства среди адыгов земли, занятые ими, были разделены на епархии. Таковых в Зихии было четыре: в Фанагории, Таматархе (позднее Тмутаракань, Тамань. – К.У.), Зихполисе и в гор. Никопсе. Все эти зихские епархии подчинились константинопольскому патриарху и назывались зихскими. Эти все факты лишний раз подтверждают значительный весе зихского союза на Северо – Западном Кавказе.

Необходимо также отметить, что в это время южнее зихов жившие абхазские племена (сатины, абазги, ансилы, мисимиане) были зависимы от византийского, или, как тогда говорили, -«римского» императора.

Территориальный рост зихов сопровождался их борьбой с тетракситами, хотя последним помогали утургуры. Результатом этой борьбы явилось то, что после V1 в. тетракситы вообще исчезали со стороны истории, а зихи, наоборот, стали все более могущественными. И Феофан, который жил во второй половине V111 в. и начале 1Х в., упоминает «Зикхию» как уже значительную страну на восточном берегу Черного моря.

Таким образом, уже в первой половине Х в., по утверждению Константина Багрянородного зихи занимали земли от Тамартахи (Тмутаракани) до Абазгии (Абхазии). Северной их границей считает реку Укрух, а южной – реку Никопсис. К этому периоду тетракситов на Западном Кавказе уже не было, а их земли вошли в состав Зихии.

Позже, в Х111- ХVвв., термин «зихи» стал употребляться итальянцами для обозначения всех адыгов. Грузинские же источники вплоть до Х1Х в. продолжали называть «джихами» не только адыгов, но и абазин, обитавших на Черноморском побережье между Абхазией и землею адыгов, т.е. там, где находилось племя зихов до своего усиления. Название «зих» адыго-абхазское. Некоторые считают, что это слово можно произвести как «ц1ыху» (человек .– К.У.). Но трудно с этим согласиться.

Л.Лапинский считал, что слово «адыгэ» восходит к корню «зих». Дело в том, что корень «зих» прослеживается в ряде этнических названий не только адыгов, но и абхазцев. Этот корень слышится в адыгейском названии абхазцев – а – «зыгъэ», и в абхазском названии адыгейцев – «а - дзыхъуэ». Зихи в период своего расцвета ассимилировали многие чужие племена и растворились в их этнической среде. Из древних адыгских племен в первую очередь были ассимилированы зихами ахеи. Усиление зихов и ассимиляция ими ахеев и других племен в раннем средневековье были проявлением процесса консолидации племен Северо – Западного Кавказа в адыгскую народность. Во главе этого процесса консолидации оказались зихи. Но следует отметить. Что не только вокруг зихов объединились племена Северо – Западного Кавказа в I тыс. н. э. Так во второй половине I тыс. н.э. то же самое происходило на территории Абхазии, где в результате слияния племен ансилов, санигов (или сагидов) и некоторых других с племенем абазгов было положено начало образованию абхазской народности. Так и созданию абхазского союза.

Таким образом, на Северо – Западном и юго-западном в раннем средневековье создаются два союза в прошлом из родственных племен с едиными предками – зихский и Абхазский. Образование этих союзов явилось следствием не только внутренних социально- экономических и политических факторов. Разобщению в прошлом родственных племен значительно способствовали чужие племена, которые оказались между ними на протяжении многих лет их истории. Этот раскол единого этноса сопровождался не только разрыва экономических и политических связей, но и формированием отдельных языков. Как было отмечено выше, не только адыги и абхазы отдалились друг от друга, но они сами потеряли и всякие контакты со своими далекими предками – хаттами и касками. Причины те же, что в первом случае. Однако указанный этнополитический процесс на Северном Кавказе этим не закончился. Дело в том, что Зихский союз не объединил всех адыгов. На востоке от этого союза, на Центральном Кавказе осталась не включенной в него большая масса адыгов, которая на протяжении веков постепенно обособлялась от западных своих соплеменников и набирала большую и внушительную силу. Их еще называют восточными адыгами, чья территория доходила на востоке до современной горной Чечни и Ингушетий. Они вошли в историю адыгов как касоги. Слово «касог» с его вариантами (касах, кашек) получило распространение у разных народов благодаря их ближайшим соседом – аланам, потомки которых (осетины) до сих пор называют адыгов «кесек», «кесгон», а сваны – «кашаг».

Первые упоминания о касогах в письменных источниках мы встречали у монаха Епифания в V111в. В Х в. всех адыгов называются касогами в русских летописных известиях. А Константин Багрянородный в Х веке упоминает вместе с Зихией и область Касахия (касоги. – К.У.). По утверждению Масуди, адыги – кашаки (касоги. – К.У.) к Х в. были весьма многочисленны и говорили на одном языке. Таким образом, восточные адыги к этому периоду представляли собой как крупную этническую общность с единым языком и единым самосознанием. Это говорит о том, что к этому периоду на Центральном Кавказе сложился еще один, не менее мощный, политический адыгский союз – Касожский. Это явилось очередным, существенным этапом обособления восточных адыгов от им родственных западных и укрепления их могущества на Центральном Кавказе. Русские к летописи еще в Х111 в. продолжают именовать адыгов «касогами», но на рубеже столетия все чаще появляется новый экзоэтпоним «черкесы», а еще позже - «пятигорские черкасы». Тот факт, что из разрозненных адыгских племен образовалась в раннем средневековье адыгская народность - это, безусловно, позитивное явление в их истории, но были образованы два самостоятельных адыгских союза, и это явилось одной из главных причин их дальнейшего разобщения. А такой раскол единого этноса значительно замедлил их экономическое и культурное развитие и в этом немаловажную роль сыграли пришлые племена, которые занимали на протяжении веков исконные земли адыгов и, вклиниваясь между ними. В конечном итоге на Центральном Кавказе адыгов от западных привело к образованию мощного феодального государства Кабарда и образовалось кабардинская народность. Утвердившееся в историческом науке мнение о, якобы, кабардинцы переселились на нынешнюю территорию в Х11- Х111вв., на наш взгляд, не соответствует действительности. Надо полагать, что еще с периода каменного века, палеолита – на Центральном Кавказе проживали племена, она, были родственными древнейшим предкам адыгов, основной массив которых находился на Северо - Западном Кавказа, которые в свою очередь имели общие корни с хаттами и касками. Памятники материальной культуры, обнаруженные в различных регионах Северного Кавказа свидетельствуют о том, что человек стал осваивать и нынешнюю территорию КБР еще с периода палеолита. Особенно этот процесс освоения нашего края проходил более быстрыми темпами начиная с мезолита, т.е. с Х - V1 тыс. до н.э., и в этих эпох обнаружены в различных районах нынешней КБР.

Создателями и носителями древнейших культур начиная от Губской и кончая Майкопской и Кобанской культурами могли быть родственные племена, которые были древнейшими предками адыго – абхазов. В этом плане интересные сведения содержатся в материалах археологических раскопках, произведенных в различные годы в районах Долинска, Нальчика, Кенже, Заюково, Лашкуты и т.д.

Дело в том, что Северный Кавказ осваивался древнейшими людьми неравномерно. В первую очередь они заселили места. Которые по своим природно-климатическим условиям были больше пригодны к жизни. В этом плане заселения Северо-Западной части и Центрального Кавказа шло с запада на восток.

И естественно древнейшие предки адыгов сперва заселили северо-западную часть, а затем по степенно продвигались с юго – на восток и долгое время плотность населения Центрального Кавказа оставалась значительно меньшей. Чем на северо-западе. Экономика и культура местных племен, населявших Центральный Кавказ вплоть до средневековья, была менее развиты, чем на северо-западе. До начала вторжения кочевых азиатских племен на этой огромной территории до земель предков вайнахов проживали родственные племена – предки адыго – абхазов.

В пользу утверждения того, что заселение Центрального Кавказа древнейшими предками адыгов началось еще с периода камня и довольно длительного исторического периода их не совсем компактного проживания. На огромном географическом пространстве, говорят данные антропологии и адыгского языкознания. В частности, по мнению антропологов, восточные адыги (кабардинцы и черкесы.– К.У.) по своим физическим особенностям и внешнему облику относятся к кавкасионскому типу, а западные адыги – к представителям понтийского типа. Это, как раз говорит о том, что названные два представителя одного и того же этноса, (что никто не подвергает сомнению) жили тысячелетиями не в одном месте и не в одном союзном образовании и подверглись каждый по себе влиянию чужих племен. В этой связи выработаны собственные антропологические особенности. В данном случае для нас являются убедительными доводы известного антрополога и специалиста по Кавказу Е.П.Алексеевой, которая считает, что связи и преемственность восточных адыгов с другими племенами, населявшими Центральный Кавказ «восходят, по меньшей мере, к эпохе поздней бронзы – началу раннего железа» (111- 1 тыс. до н.э.- К.У.). С этими выводами антропологов перекликаются и данные адыгского языкознания. Дело в том, что все адыгские языки являются единым языкам и это тоже никто не подвергает сомнению.

Однако кабардинский и черкесский языки приобрели на протяжении веков ряд отличительных черт как в грамматическом строе, так и в лексике. Современные кабардинцы и черкесы говорят на одном языке, но им почти не понятны диалекты западных адыгов (шапсугов, бжедугов и т.д.). Существование в настоящее время языков западных и восточных адыгов вовсе не результат новообразования, а последствия их раздельного проживания довольно длительный период времени. Такие различия у представителей одного и того же этноса могут вырабатываться на протяжении тысячелетии и под воздействием других чужих племен, между которых они обитали, начиная с античной эпохи.

Таким образом, древнейшие предки адыгов проживали на нынешней территории КБР до реки Сунжи с периода каменного века, и будем надеяться, что наук, особенно археология и антропология, представляет нам еще немало фактов, свидетельствующих об том.

 

Литература

 

Алексеева Е.П. Материалы к древнейшей и средневековой истории адыгов (черкесов)// труды черкесского НИИ. Черкесск, 1954. Вып. 2.

АБКИЕА.

Лавров Л.И. Адыги в раннем адыхейского народа. Нальчик, 1994.

Рыбаков Б.А. Из истории культуры древней Руси. М., 1984.

Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.

Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф., Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Повольем и Крымский ханством. Нальчик, 1996.

Мальбахов Б.К.

Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х111- 1Хвв. Нальчик, 1974.

Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. М., 2000.

Дзамихов К.Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик, 1994.

Леонтович Ф.И. Адыги кавказских горцев. Одесса, 1882- 1883.

Гадло А.В. Восточный поход Святослава. Проблемы истории феодальной России. Л., 1971.

Левченко М.В. Очерки русско – византийских отношений. М., 1956.

Подобедова О.И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965.

Турчаников Г.Ф. Летописный Редедя и черкесское «Редад». Ученые записки кабардинского НИИ. Нальчик, 1947, Т.2.

Шортанов А.Т. Редада и Мстислава. Филологические труды. Нальчик, 1977. Вып.1.

Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. М., 1978.

Пафова М.Ф. Хозяйственно – культурные типы адыгов и их отражение в системе питания. Из истории этнографии народов карачаево – черкесии. Сборник статей. Черкесск, 1991.

Очерки истории Адыгеи. Майкоп, 1954.

Дубровин Н. Черкесы (адыге). Краснодар, 1927.

Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1893, Ч.2.

Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981.

Хан – Гирей. Записки и Черкесии. Нальчик, 1978.

Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа М., 1960.

Лавров Л.И. Развитие земледелия на Северном Кавказе с древнейших времен до ХV111 века. М., 1952. Т.1.

Марковин В.И. Культура племен Северного Кавказа в эпоху бронзы (11тыс. до н.э.). М., 1960.

Мунчаев Р.М. Кавказ на заре бронзового века. М., 1975.

Анфимов Н.В. Земледелие у меото – сарматских племен прикубанья. М., 1951.

Чеченов И.М. Древности Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1969.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца ХVIIIв. М., 1988.

Кумыков Т.Х. К вопросу о возникновении и развитии феодализма у адыгских народов. Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. Сборник статей. М., 1969.

Шилов В.П. О расселении меотских племен. СА, т. Х1V, 1950.

Артамонов М.И. К вопросу о происхождении боспорских Спартокидов. ВДИ, № 1, 1949.

Блаватская Т.В. Очерки политической истории Боспора в V - 1Vвв. До н.э. М. 1959.

История Кабардино – Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М..1967. Т.1.

История Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1995.

Крушкол Ю.С. Древняя Синдика. М., 1971.

Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.

Бетрозов Р.Ж. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1991.

Керефов Б.М. Памятники сарматского времени Кабардино – Балкарии. Нальчик, 1987.

Думанов Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Нальчик, 1990.

Мальбахов Б.К., Эльмесов А. Средневековая Кабарда. Нальчик, 1994.

История Кабарды. М., 1957 .