Определение понятия «история Древнего Востока». Хронологические и географиче­ские границы.

История Древнего Востока является составной частью общего курса истории древнего мира, в который включа­ется также история античных обществ (древней Греции, древнего Рима) или «клас­сической древности*. Включение истории Древнего Востока, Греции и Рима в состав одного понятия — «история древнего ми­ра» — не является механическим или про­извольным. Оно предполагает наличие некоторых общих черт, общей основы в социально-экономическом строе, полити­ческих институтах, религиозно-культурной сфере древневосточных народов, древних греков и римлян, позволяющих объединить их в рамках одной дисциплины — истории древнего мира. Вместе с тем выделение внутри этой дисциплины трех самостоя­тельных частей — истории Древнего Восто­ка, Греции и Рима — предполагает наличие особенных черт каждой из общественных и культурных систем этих регионов.

Что объединяет общества Древнего Во­стока, Греции и Рима? Прежде всего тот важнейший факт, что все они возникли из примитивного первобытного строя, господ­ствовавшего в течение многих сотен тысяч лет, характеризующегося беззащитностью человека перед лицом природы, родовыми отношениями, элементарным уровнем вы­живания, неразвитым логическим и абст­рактным мышлением. В разных экологи­ческих условиях древневосточные народы, древние греки и римляне по-разному реша­ли тяжелейшую проблему выживания, при­способления к окружающей среде и создавали свою цивилизацию. Именно со­здание цивилизации как нового этапа раз­вития человеческих обществ означало завершение длительного периода первобыт­ности и вступление человеческого общества на путь стремительного прогресса во всех областях человеческого бытия, само выде­ление истории Древнего Востока, Греции и Рима как особых комплексов.

Можно выделить шесть главных при­знаков цивилизации как принципиально нового этапа всемирной истории:

1) создание производящего хозяйства, рационально организованной экономики, приносящей значительный прибавочный продукт, поступающий в распоряжение об­щества (вместо присваивающего и, следо­вательно, бесприбыльного первобытного хозяйства);

2) создание института частной собст­венности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление воз­можности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных;

3) появление особого органа, регулиру­ющего социальные отношения и конфлик­ты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общи­нах отношения регулировались или по обы­чаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин;

4) появление города как хозяйственно­го, административного, военного и культур­но-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов реги­она, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным орга­низатором прогресса общества;

5) возможность монументального стро­ительства, создание поражающих вообра­жение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, цар­ских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирова­ния ее запасами и трудовыми ресурсами;

6) создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству чело­веческую речь с содержащейся в ней инфор­мацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового мента­литета, гигантский скачок в области мате­риальных и интеллектуальных возможнос­тей цивилизации.

В сущности говоря, вплоть до наших дней общество идет по тем путям развития, которые были намечены, нащупаны, с ве­ликими трудностями определены первыми цивилизациями, зародившимися в странах Древнего Востока, и в этом их всемирно-историческое значение.

Историю древневосточных народов принято изучать с появления первых клас­совых обществ и государственных образо­ваний в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н. э. и закан­чивать для Ближнего Востока 30—20-ми годами IV в. до н. э., когда греко-македон­ские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Во­сток, Иранское нагорье, южную часть Сред­ней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода Александра Македон­ского на этой территории возникли так называемые эллинистические государства, которые изучаются в курсе «История Древ­ней Греции». Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя ис­тория этих стран изучается до III—V вв. н. э., т. е. до того времени, когда на смену древ­нему обществу здесь пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около трех тысячеле­тий.

Большая географическая зона, условно называемая Древним Востоком, простира­ется с запада на восток от современного

Туниса, где располагался Карфаген, до со­временных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Араль­ского моря. Здесь в древности существовали многочисленные государства, сыгравшие важную роль в истории: великое Древнееги­петское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие госу­дарственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Фригий­ское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории Ближнего Востока и почти всего Среднего Востока, государст­венные образования Средней Азии, госу­дарства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.