Древние земледельцы Малой Азии и разложение первобытнообщинного строя.

В VIII—VII тысячелетиях до н. э. в Малой

Азии появляется целый ряд поселений, жители которых обитали в глинобитных домах и занимались охотой и земледелием. Переход к земледелию и скотоводству послужил основой значительного хозяйственного и культурного развития. Особенно ярко это видно на примере культуры Чатал-Хююка, датируемой VII — началом VI тысячелетия до н. э. и являвшейся для этого времени одной из наиболее высокоразвитых на всем Древнем Востоке. Племена, составившие эту культуру, широко освоили плодородную долину Коньи, где известно более двух десятков небольших поселений, своеобразной «столицей» которых было поселение Чатал- Хююк, занимавшее площадь около 12 га. Жители его возделывали около 14 видов растений, среди них несколько сортов пшеницы, ячмень и горох, разводили домашних животных — коз и овец. Важным техноло- гическим достижением было начало плавки металла: из меди и свинца изготовлялись различные мелкие предметы — бусы, пронизки и шилья. Но основная масса орудий труда, в том числе все орудия, связанные с земледелием, еще были каменными.

Жилищами служили прочные глинобитные дома, широкое распространение получают различные украшения, в первую очередь бусы. В женских погребениях найдены целые «косметические наборы»: охра, смешанная с жиром, хранящаяся в крупных раковинах, зеркала из обсидиана и др. Рядом с жилыми домами

располагались небольшие святилища, стены которых были богато украшены глиняной скульптурой и

росписями. Особой популярностью пользовался культ быка и образ богини-матери, покровительницы плодородия, излюбленного божества всех древних земледельцев.

Развитие земледельческо-скотоводческих общин продолжалось в V—IV тысячелетиях до н. э., но их культура уже менее ярка и выразительна по сравнению с Чатал-Хююком. Как правило, они обитали в не-

больших поселках площадью в 0,5—5 га, из числа которых сравнительно хорошо изучены Хаджилар в Юго-

Западной Анатолии и Мерсин.

Металлические изделия в это время встречаются все чаще, одновременно сокращается число каменных орудий. В Мерсине найдены медные тесла и топоры, в другом поселке обнаружен клад медных вещей и среди них одно серебряное кольцо. Глиня-


ная посуда украшалась нарядными красочными узорами. Все это свидетельствует о постепенной специализации металлургов и гончаров, которых можно рассматривать как общинных ремесленников.

Природные условия полуострова способствовали определенной культурной и этнической разобщенности.

Недаром археологи насчитывают в Малой Азии до 10 одновременно существовавших культур.

Отмечаются для этого времени культурные связи с Месопотамией, особенно заметные на юго-востоке, где встречается привозная керамика халафского типа, явно попавшая сюда из северомесопотамских центров.

Позднее здесь же ощущается сильное влияние верхнемесопотамского варианта культуры Убейд, основной

центр которой находился в Южном Двуречье.' Дождевое и ручьевое земледелие Малой Азии во многом уступало ирригационному полеводству Месопотамии и Египта. Оно на первых порах обеспечивало стабильное пропитание раннеземледельческим общинам, создавало условия для быстрого роста прибавочного продукта. Но после первого скачка в развитии, вызванного переходом к земледелию и скотоводству и нашедшего яркое отражение в культуре Чатал-Хююка, раннеземледельческие общины Малой Азии развиваются более замедленными темпами и вскоре начинают испытывать влияние со стороны более передовых центров.

Решающие изменения происходят в бурное III тысячелетие до н. э., насыщенное этническими передвижениями. В Малой Азии вырастают укрепленные центры — протогорода. К их числу относятся древнейшая Троя, Полиохни и др. Площадь их была всего 1—2 га, но они становятся центрами ремесла и торговли, накопления богатств, что особенно заметно по находкам кладов золотых сосудов и украшений. Яр- ким примером развития торговых связей является Троя, где при раскопках были найдены прибалтийский янтарь и лазурит, добывающийся на севере современного Афганистана. В погребении в Дораке обнаружена деревянная шкатулка египетского производства. Есть основания полагать, что руда из Малой Азии регулярно экспортировалась в Сирию и Месопотамию.

Обработка металлов процветает и в самой Малой Азии. Местные кузнецы и ювелиры создают произведения, не уступающие лучшим образцам той эпохи. Широко применяются литье по восковой модели и филигрань по золоту. Процветающей отраслью становится ювелирное ремесло, блестящим произведением которого являются

золотые подвески, найденные при раскопках Трои. Прочно входит в употребление бронза.

Специализированным производством становится изготовление оружия — кинжалов, мечей и боевых топоров.

Как средство защиты получают распространение шлемы.

Развитие оружейного дела и фортификации свидетельствует о бурном характере эпохи. Можно сказать, что это было время воинственных горожан. Племенные вожди, торговцы и ремесленники укрывались за высокими стенами городков, охранявшими накапливаемые сокровища. Все заметнее проявляются черты имущественного неравенства и обособления племенной знати. Об этом свидетельствуют могилы знати, открытые в Дораке и Аладжа-Хюкже (третья четверть III тысячелетия до н. э.). Возможно, они принадлежат «курганным» индоевро- пейцам, утвердившимся после очередной миграции в среде местных хаттов. Пышный ритуал и богатые заупокойные дары подчеркивают резкие грани социальной дифференциации. В Аладжа-Хююке усопшие покоились на деревянном балдахине с серебряными и золотыми обкладками. Среди многочисленных золотых сосудов и украшений выделяется церемониальное оружие — золотые булавы и кинжалы с лезвием из железа и золотой рукоятью.

Третья четверть III тысячелетия стала для Анатолии временем интенсивного государствообразования. Позднейшие источники сообщают о целом ряде номовых государств, в основном, по-видимому, хаттских (Хатти, Каниш, Бурусханда, Хахха и др.), существовавших на востоке Малой Азии в XXIV—XXIII вв. до н. э. Некоторые из них в XXIII в. до н. э. вошли в орбиту политического влияния державы Аккада.