Реформы государственного управления

Развитие советской государственности во второй половине 40 —
начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.

Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.

К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрез-
вычайные органы власти военного времени.

Деятельность Советского государства стала осуществляться
конституционными органами, в 1946—1948 гг. состоялись выбо-
ры в Советы всех уровней.

После XX съезда КПСС (февраль 1956 г.) стали восстанавли-
ваться так называемые «ленинские принципы государственного
руководства и социалистической законности», активизировалась
работа Советов, расширялись права союзных республик.

22 января 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об
улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и уси-
лении их связи с массами», которое потребовало решительной
борьбы с проявлениями бюрократизма и волокиты, невниматель-.
ного отношения к нуждам населения; рекомендовало расширить
права местных Советов в вопросах планирования развития хо-
зяйства края (области), города, района, а также производства
и распределения продукции предприятий местной промышлен-
ности; организации жилищного, культурно-бытового и дорож-
ного строительства. Эти рекомендации ЦК КПСС юридически
были закреплены в новых положениях о местных (сельских


и районных) Советах депутатов трудящихся, утвержденных Вер-
ховными Советами союзных республик в 1957—1960 гг.

Сессии Советов стали проводиться регулярно, на них обсу-
ждались важные вопросы государственной и хозяйственной жиз-
ни. Законопроекты по ряду вопросов предварительно выносились
на всенародное обсуждение, которое, однако, практическо-
го значения не имело, поскольку носило характер политиче-
ских кампаний, направленных на безусловное одобрение и под-
держку.

В конце 1962 г. краевые, областные Советы депутатов тру-
дящихся были разделены на промышленные и сельские, которым
соответственно подчинялись промышленные и сельскохозяйст-
венные районы. Этот эксперимент оказался неудачным, посколь-
ку нарушалось единство власти: в одном регионе оказалось два
хозяина, что вело к дезорганизации управления.

Курс на расширение прав союзных республик нашел свое
выражение прежде всего в области управления экономикой.
В 1954—1956 гг. из союзного подчинения в ведение республик
были переданы около 15 тыс. промышленных предприятий.

Правительствам республик было предоставлено право само-
стоятельно утверждать планы производства и распределения
промышленной продукции, вырабатываемой предприятиями рес-
публиканского значения. В результате удельный вес местных
товаров вырос с 31% почти до 50%. Кроме того, в государст-
венном бюджете СССР было отменено деление бюджета со-
юзных республик на республиканский и местный. Республики
сами стали распределять средства, выделенные им федеральным
центром. В феврале 1957 г. в целях лучшего учета интересов союзных
республик был образован специальный государственный орган —
Экономическая комиссия Совета Национальностей Верховного Совета СССР, на которую была возложена подготовка предложений
по вопросам хозяйственного и социально-культурного строитель-
ства в союзных республиках; предварительное изучение и рас-
смотрение запросов союзных республик о принятии мер в области
хозяйственного строительства, народного просвещения, здравоохранения. В 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, по которому к компетенции союзных республик было отнесено решение вопросов их внутреннего административно-территориального устройства (определение границ районов, областей). Были приняты меры по восстановлению политических прав ряда народов, репрессированных в годы войны.


Вскоре после окончания войны произошли некоторые изме-
нения в системе органов государственного управления СССР.
Ряд военно-промышленных наркоматов, комитетов, управлений'
был расформирован или реорганизован в центральные органы
управления мирными отраслями промышленности, государствен-
ной жизни.

Например, в январе 1946 г. Наркомат боеприпасов преобразу-
ется в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения СССР,
в феврале того же года Наркомат минометного вооружения —
в Наркомат машиностроения и приборостроения СССР.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон о пре-
образовании СНК СССР, совнаркомов союзных и автономных
республик в соответствующие Советы министров, а наркоматов —
в министерства. Официально это переименование объяснялось
тем, что старое название «уже не выражает в достаточной сте-
пени отчетливо тот объем компетенции и ответственности, ко-
торый возлагает Конституция СССР на центральные органы
и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государствен-
ного управления».

Поиск лучшей организации управления народным хозяйством
СССР первоначально осуществлялся путем разукрупнения
ведомств, создания новых центральных отраслевых органов.
В результате ряд общесоюзных министерств был разделен на
два: одно для западных, другое для восточных районов стра-
ны. К февралю 1947 г. в СССР уже имелось 36 общесоюзных
и 22 союзно-республиканских министерства (по Конституции
СССР 1936 г. — соответственно 8 и 10). Однако вскоре наметилась обратная тенденция — к сокращению количества центральных ведомств. Начиная со второй половины 50-х гг. шел непрерывный поиск наиболее целесообразных организационно-правовых форм государственного управления. Негативное влияние на этот необходимый в целом процесс оказали элементы субъективизма и волюнтаризма в управлении государством, свойственные Н.С. Хрущеву. Поэтому далеко не все управленческие преобразования того времени оказались жизнеспособными и продуманными. Тем не менее была проделана большая работа по сокращению численности государственного аппарата и ограничению его привилегий. К концу 50-х гг. были упразднены свыше 10 тыс. излишних и параллельно действовавших контор, организаций, управлений, отделов и других подразделений различных министерств и ведомств, высвобождены и направлены непосредственно на производство более 900 тыс. квалифицированных работников.


Весной и летом 1957 г. на основе Закона «О дальнейшем со-
вершенствовании организации управления промышленностью
и строительством» отраслевой принцип управления народным
хозяйством был заменен территориальным. Таким путем рассчи-
тывали избавиться от излишней централизации, преодолеть ве-
домственные барьеры, приблизить управление к производству.
В связи с этим некоторые отраслевые общесоюзные и союзно-
республиканские министерства, ведавшие промышленностью
и строительством, упразднялись.

Вся страна была разделена на 105 экономических админи-
стративных районов. В каждом из них создавался Совет народ-
ного хозяйства (Совнархоз), который осуществлял комплексное
руководство всеми предприятиями и стройками на данной тер-
ритории. Однако вскоре выявились серьезные недостатки тер-
риториального принципа. Руководство конкретной отраслью
промышленности, представляющей собой в производственно-тех-
ническом отношении единое целое, оказалось раздробленным по
экономическим районам.

Для преодоления таких отрицательных последствий сначала
были созданы координирующие республиканские совнархозы,
затем Высший совет народного хозяйства СССР при Совете ми-
нистров СССР, а также государственные комитеты по отраслям.
В целом же управление промышленностью усложнилось, стало
еще более многоступенчатым и громоздким.

Реформы в области управления сельским хозяйством на-
чались с кампании по укрупнению колхозов, в результате их
общее количество сократилось почти в три раза. Укрупнение
усилило колхозы, но стали умирать деревни и даже села, рас-
положенные далеко от центральной усадьбы. Следующий шаг был сделан в марте 1958 г., когда был принят Закон «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинотракторных станций». МТС — государственные сельскохозяйственные предприятия — были созданы в 1928 г. и сыграли большую роль в борьбе за социалистическое переустройство деревни, которая не располагала необходимыми материальными и техническими средствами для машинной обработки земли, уборки урожая. Однако к концу 50-х гг. все в большей степени стали проявляться отрицательные стороны такого положения, когда на одной и той же земле хозяйство вели две организации — колхоз и МТС.

Это порождало «двоевластие» в организации сельскохозяй-
ственного производства и использовании техники, снижало от-
ветственность за повышение урожайности. Многие колхозы,


окрепнув, стремились приобрести в собственность трактора, ав-
томашины и другую технику, чтобы использовать ее не только
для основных сельскохозяйственных работ, но и для механиза-
ции животноводства, в строительстве и т. д.

С учетом этих обстоятельств и при наличии достаточного
количества автотракторной техники в руках государства было при-
знано целесообразным реорганизовать МТС в ремонтно-техниче-
ские станции, а технику продать колхозам. Проведенная реорга-
низация в определенной мере способствовала развитию сельского
хозяйства, появлению «колхозов-миллионеров», но и в этом деле
были допущены неоправданная торопливость и административный
нажим при продаже техники, что заставило многие колхозы взять
на себя непосильные долговые обязательства.

В целом, несмотря на проведенные мероприятия, существен-
ных сдвигов в сельскохозяйственном производстве не произош-
ло. С 1963( г. СССР начал закупать недостающее количество
продовольствия (в первую очередь хлеб) за границей.

Причины неудач многих реформ, проводимых Н.С.Хрущевым,
сводятся к следующему. В период с середины 50-х до начала
60-х гг. была предпринята первая попытка партийно-государст-
венного руководства СССР реформировать тоталитарный по-
литический режим, отказаться от государственного террора.
Однако методы и средства, которые знали и, главное, применяли
люди, стоявшие во главе партии и государства, не позволили
в полной мере решить поставленные задачи. К середине 50-х гг.
в СССР имелся опыт решения социальных и экономических про-
блем в основном чрезвычайными средствами, путем «штурма
и натиска», борьбы «за урожай», «за металл», «за белое и черное
золото». Поэтому продолжались попытки развивать общество
и экономику командно-административными способами, полити-
ческими кампаниями: освоение целины (1954—1960); «кукуруз-
ная лихорадка» (1955—1957), «соревнования» с Америкой по
производству мяса, молока, электроэнергии на душу населения
(конец 50-х гг.) и др. В идеологии господствовала упрощенная концепция общественного развития, сложившаяся в 30-е г. XX в., которая трактовала социализм как непрерывное, поступательное, непротиворечивое движение к «сияющим вершинам коммунизма». Имевшиеся и возникающие на этом пути трудности объясняли отсутствием опыта, наследием прошлого и происками врагов (внутренних и внешних). Сомнения в правильности выбранного пути считались тяжким уголовным преступлением, а высшими аргументами


правильности — соответствующие отрывки из партийных доку-
ментов, цитаты из произведений «основоположников» (В.И. Ле-
нина, К. Маркса, Ф. Энгельса).

Внедренный в сознание людей за 40 лет советской власти
манящий образ коммунизма пользовался популярностью, ка-
зался реально достижимым. Поэтому руководством страны
в 1961 г. была предпринята еще одна попытка «обогнать время»
и в течение 20 лет напряженного труда и непрерывной вос-
питательной работы привести народ к заветному рубежу. На
XXII съезде КПСС была принята Программа КПСС, которая
сформулировала эту задачу.

Осмысление уроков предшествующего периода, его нега-
тивных последствий для судеб народа и страны руководство
страны свело к превращению Сталина из «вождя всех времен
и народов» в «злого гения истории». Такая персонифицирован-
ная форма ответственности позволила сузить основу анализа
причин серьезных неудач, вывести политическое руководство
СССР из зоны критики, сохранить основные принципы тотали-
тарного режима (монополия узкой группы на власть, однопар-
тийность, государственная собственность как основа экономики,
КПСС — ядро политической системы и др.).

В 1961 г. на XXII съезде партии был принят также новый
устав КПСС. Согласно этому уставу в партии утверждались
внутренняя демократия, народный контроль и коллективное
руководство, подчеркивалась необходимость периодического об-
новления партийных кадров и руководящего состава. По но-
вому уставу на каждых выборах замене подвергалась полови-
на состава райкомов, треть состава парторганов на областном
и республиканском уровне. Было запрещено избираться в одни
и те же органы несколько раз. Члены высшего руководства пар-
тии могли оставаться на своем посту на более долгий период,
если при голосовании получали три четверти голосов в свою
пользу.

Главным автором этой реформы был Хрущев. Реформа силь-
но пошатнула стабильность номенклатуры. Период хрущевских преобразований закончился государственным переворотом, осуществленным группой Л.И. Брежнева в октябре 1964 г. Первый секретарь ЦК КПСС председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущев был освобожден от всех постов и отправлен на пенсию. Таким образом, к началу 60-х гг. партийная номенклатура взяла власть в СССР в свои руки.