В РОССИИ 14 страница

• заслушивание отчетов комиссий;

• решение вопросов, связанных с военными действиями на
территории государства;

• решение дел как высшей судебной инстанцией;

• рассмотрение различных жалоб, назначение и смещение
начальников различных категорий и т. д.

Одновременно с Сенатом Петр учредил должности фискалов
в провинциях и обер-фискала в Сенате. Их обязанность состоя-
ла в надзоре за законностью в центральных и губернских учреж-
дениях.

Впоследствии эти обязанности перешли к генерал-прокуро-
ру, постоянно присутствовавшему на заседаниях Сената. Пер-
вым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский.

Будучи учрежден как временная комиссия для управления го-
сударством в отсутствие царя, Сенат, однако, по возвращений
царя из Прутского похода сохранился как высшее государствен-
ное учреждение — административное, судебное и контрольное.

1722 г. стал годом рождения российской прокуратуры. В том
же году учреждена особая должность рекетмейстера, который
должен был принимать и рассматривать жалобы на волокиту
или несправедливые решения коллегий, доносить о том Сенату
и требовать решения, а в некоторых случаях докладывать дело
самому государю. Должность эта была упразднена при реорга-
низации Сената в 1763 г. Кроме того, Сенату непосредственно
подчинялся герольдмейстер — должностное лицо, ведавшее
делами дворянского сословия, в частности учетом дворян, про-
хождением ими службы, назначением на государственные долж-
ности и пр.

В 1731 г. при Сенате была образована Канцелярия тайных ро-
зыскных дел, которая расследовала и производила суд по госу-
дарственным преступлениям. В 1762 г. ее упразднили, а вскоре
учредили тайную экспедицию Сената, занимавшуюся рассле-
дованием наиболее важных дел о политических преступлениях,
например дела Пугачева, Радищева и т. д.


После смерти Петра I политическая роль Сената снизилась.
Оставаясь формально высшим правительственным органом, он
по существу, подчинялся Верховному тайному совету, а ряд кол-
легий вышел из его подчинения (военная, иностранных дел.
адмиралтейская). За Сенатом сохранились только судебные
функции.

Частично значение Сената было восстановлено в первый пе-
риод царствования Анны Ивановны и особенно в царствование
Елизаветы Петровны. Падение роли Сената произошло в царствование Екатерины II. В 1763 г. она разделила его на шесть обособленных друг от друга департаментов, что значительно снизило его роль. Павел I превратил Сенат в высшее судебное учреждение, лишив его административных функций.

Коллегии. Многочисленная, сложная, запутанная и бессис-
темная структура приказов не отвечала требованиям нового
правления, которое стремился установить Петр I, поэтому он
осуществил коренную перестройку органов центрального управ-
ления.

Вместо приказов в 1717 г. были введены 11 коллегий:

военная;

адмиралтейская;
коллегия иностранных дел;
камер-коллегия (сбор налогов);
штате-контор-коллегия (расходы);

ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами);
мануфактур-коллегия (управление легкой промышлен-
ностью);

берг-коллегия (горное дело, металлургия);

коммерц-коллегия (внешняя торговля);

юстиц-коллегия (судебные учреждения);

главный магистрат — на правах коллегии;

Святейший Синод (также на правах коллегии).

Впоследствии ревизион-коллегия слилась с Сенатом, была вос-
создана Вотчинная коллегия для земельных дел. Для управления
городами в 1721 г. учрежден Главный магистрат. В 1722 г. учреж-
дена Малороссийская коллегия для регулярного управления «малороссийским народом». Хотя принцип построения коллегий носил отраслевой характер, по некоторым сферам государственного управления (просвещение, здравоохранение, почта, полиция, дворцовое управление
и т. д.) коллегии созданы не были.


Коллегиальное управление в России было введено по швед-
скому образцу: в 1718 г. Петр I указал сочинить регламенты для
всех коллекций на основании «шведского устава».

Присутствие коллегии состояло из 11 членов: президента, че-
тырех советников, четырех асессоров, к которым добавлялся
один советник или асессор из иностранцев. Из двух секретарей
коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев.

Коллегии отличались от приказов тем, что все вопросы государ-
ственного управления были более четко распределены между ни-
ми. Кроме того, все коллегии имели одинаковую структуру. Они
состояли из присутствия и канцелярии. Президент коллегии на-
значался царем, вице-президент — царем по представлению Сена-
та, остальные члены коллегии — Сенатом. Присутствия заседали
ежедневно. Все решения принимались путем голосования, по боль
шинству голосов, в отличие от приказов, где все дела решались
единолично руководителем приказа. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, переводчика, актуария, копиистов, регистраторов и канцеляристов. Коллегии подчинялись царю и Сенату. Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия.

Отмечалось, что: «Порядок производства дел в коллегиях был
следующий: все пакеты, адресованные на имя коллегии, прино-
сились в коллегию и сдавались дежурному чиновнику. Он рас-
писывался в получении их и, не распечатывая, представлял
в присутствие. Все указы Государя и Сената распечатывал пре-
зидент, прочие бумаги старший по нем член. Секретарь в то же
время отмечал на бумаге нумер и время поступления ее и сда-
вал актуариусу для записи во входящий журнал, назначая с тем
вместе и стол, в котором бумага должна производиться. По изготовлении дел в канцелярии секретарь докладывал их
присутствию; сначала докладывал дела государственные, потом
частные. По прочтении дела члены подавали голоса, и большин-
ством их решалось дело. Но если голоса были равны, то перевес
брала та сторона, на которой был председатель. Произнесенное
таким образом решение нотариус вкратце вносил в протокол, оз-
начая в нем месяц и число заседания; протокол в тот же день
подписывался всеми членами. По состоявшимся решениям
в канцелярии составлялись исполнительные бумаги и отсыла-
лись по принадлежности. Все решенные дела, по истечении из-
вестного времени, сдавались в архив». С введением коллегий в России усилилась коррупция. Иссле-
дователи отмечали:


«Ранее, в Московском государстве до Петра I, чиновники мог
ли официально «кормиться от дел», получая натуральную или
денежную плату от населения за услуги. В петровское время го
сударство монополизировало источники существования чиновниш
ков с целью поставить их в большую зависимость от власти противопоставить в этом отношении основной массе населен
ния страны. Обычай, ранее допускавший систему кормлений
и фактически поощрявший систему поборов с населения, был
заменен законом, вводившим фиксированный размер оклада!
в соответствии с занимаемой должностью. Кормление от дел вне
системы государственного обеспечения и контроля было объяв-
лено преступлением, взимание с населения поборов — прирав-
нено к взятке, а продолжающаяся практика такого рода —
поставлена вне закона. Отрыв правовой нормы от реального
положения вещей был, однако, настолько велик, что преодолеть.
его возможно было лишь отступлением от закона. Данный кон-
фликт разрешался на практике созданием системы коррупции —
совокупности неписаных правил и особой чиновничьей круговой
поруки, фактически ставивших бюрократию и источники ее обо-
гащения вне социального контроля. Именно с петровского вре-
мени поэтому коррупция становится той смазкой, без которой
не могут прийти в движение колеса государственной машины».
В 1699 г. при Боярской думе, потерявшей свое прежнее
значение, была создана Ближняя канцелярия, в которой по
началу проходили и думские заседания, с 1704 г. с участием
и приказных судей. С 1708 г. эти заседания, ставшие посто-
янными, стали именоваться Консилией Министров (так стали
называть начальников приказов). При отъезде царя Петра го-
сударством управляла Консилия, пытавшаяся решить все го-
сударственные проблемы с помощью царских именных указов.
Боярская дума больше не собиралась. В октябре 1704 г. была

создана личная канцелярия царя (кабинет Петра I, просущест-
вовавший до 1727 г.), решавшая по его приказам многие про-

блемы управления страной и подготовкой законодательства.

Изменения в судебной системе

 

Высшей судебной властью обладал царь. Все наиболее важ-
ные и сложные дела поступали к нему на утверждение. Царь
единолично рассматривал многие дела.

Следующей судебной инстанцией был Сенат, куда подавали
апелляции по делам, рассмотренным Юстиц-коллегией. Кроме


того, суду Сената подлежали за должностные преступления
сенаторы и другие высшие чиновники. Специальным высшим
судебным учреждением являлась Юстиц-коллегия. Она была
апелляционным судом по отношению к губернским надворным
судам, а также рассматривала некоторые дела в качестве суда
первой инстанции и одновременно управляла всеми судами стра-
ны. Судебные функции выполняли и другие коллегии, рас-
сматривая дела чиновников, виновных в должностных преступ-
лениях.

В губерниях была учреждена сначала должность ландрихте-
ра, а с 1719 г. образованы надворные суды, которые, по мысли
Петра I, не должны зависеть от местной администрации. В дей-
ствительности же они зависели от нее, потому что обычно
президентами надворных судов назначались губернаторы или
вице-губернаторы.

Надворные суды — первая и апелляционная инстанции для
нижних судов, которые были созданы во всех городах империи
и делились на провинциальные и городовые. Нижние суды рас-
сматривали уголовные и гражданские дела и выносили по ним
приговоры и решения, а дела, по которым выносилась смертная
казнь, они передавали (с изложением своего мнения) на утвер-
ждение надворного суда.

В 1722 г. нижние суды были упразднены и в каждой провин-
ции учрежден провинциальный суд в составе воеводы и асессо-
ров. В 1727 г. ликвидировали и надворные суды, а их функции
перешли к губернаторам. В губерниях и провинциях судебные
функции выполняли также некоторые должностные лица. На-
пример, воеводы и земские комиссары рассматривали дела о по-
бегах крестьян от помещиков, а камериры — дела, в которых
затрагивались интересы казны. Наиболее важные дела о госу-
дарственных преступлениях передавались в Преображенский
приказ и Тайную канцелярию или в Канцелярию тайных розыск-
ных дел. Преображенскому приказу, созданному для управления
потешными Преображенским и Семеновским полками, в 1697 г.
передаются все дела о политических преступлениях. В 1718 г.
создается Тайная канцелярия (в связи с делом царевича Алек-
сея), в дальнейшем она ведает делами «о злом умысле против
персоны его царского величества или измены, а также о возму-
щении или бунте». Преображенский приказ находился в Моск-
ве, а Тайная канцелярия — в Петербурге. После смерти Петра I
Преображенский приказ упраздняется, а в 1762 г. Петр III, при-
дя к власти, ликвидировал Канцелярию тайных розыскных дел,


отменил «Слово и дело». При Екатерине II учреждается Тайная
экспедиция Сената, которая расследовала и рассматривала наи-
более крупные дела по политическим преступлениям.

Специальные суды существовали для духовных лиц, церков-
ных и монастырских крестьян. Уголовные и гражданские дела
городского населения рассматривали городские магистраты,
а апелляционной инстанцией являлся Главный магистрат. Кре-
постных крестьян судили сами помещики, за исключением тех
случаев, когда речь шла о тяжких преступлениях.

Во главе прокуратуры стоял генерал-губернатор, а в губер-
ниях — губернские прокуроры. В уездах имелись уездные про-
куроры, так называемые стряпчие. Они осуществляли надзор за
деятельностью уездных учреждений, в том числе и судов.

Параллельно с гражданской судебной системой образовы-
вались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе был
генеральный кригсрехт, рассматривавший наиболее важные
дела, связанные с государственными или воинскими преступле-
ниями. Нижней инстанцией был полковой кригсрехт, рассмат-
ривавший все остальные дела. Военные суды также были кол-
легиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший
за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрех-
та выносились на утверждение в военную коллегию.

Новыми чертами организационной судебной системы
в первой четверти XVIII в. стали:

• коллегиальное устройство судов;

• попытки (правда, неудачные) отделить судебную ор-
ганизацию и функцию от административной;

• учреждение контроля за деятельностью судов со сто-
роны специально учрежденных органов (прокуроров,
фискалов, аудиторов), совмещение гражданской и во-
енной юстиции.

Абсолютистское государство первой четверти XVIII в. назы-
вают полицейским не только потому, что оно настойчиво вме-
шивается во все сферы общественной и частной жизни, но и по-
тому, что именно в этот период впервые были созданы профес-
сиональные полицейские органы.

В период с середины XVII в. до начала XVIII в. сословно-пред- ставительная монархия перерастает в абсолютную. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма.

 

Форма правления при абсолютизме оставалась прежней — мо-
нархической, но содержание ее и внешние атрибуты изменились.


Власть монарха становится неограниченной. Переход к абсолю-
тизму характеризуется заметными изменениями в государствен-
ном механизме, создается сложная бюрократическая система
управления.

 

Реформа местного управления

 

Губернское управление. В начале своего царствования
Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управ-
ления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так,
указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении
наряду с воеводами выборных представителей дворянства.
В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что
должно было усилить контроль за старой администрацией.

В конце 1708 г. Петр I издал указ о разделении России на
8 обширных административных округов, названных губерниями.
Это были Московская, Ингерманландская (или Санкт-Петер-
бургская), Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская,
Азовская и Сибирская губернии. Они разделялись на провинции
во главе которых стояли воеводы, а провинции — на дистрикты.

Эта реформа совершенно изменила систему местного управ-
ления. Основная цель реформы — обеспечение армии всем
необходимым: с полками армии, распределенными по губерни-
ям, устанавливалась прямая связь губерний через специально
созданный институт кригскомиссаров.

Губернии возглавляли губернаторы, назначаемые царем. Они
ведали гражданским управлением, командовали войсками,
расквартированными на территории губернии, и объединяли
в своих руках судебную власть. Их помощниками были вице-гу-
бернаторы. Делопроизводством занималась губернская канцеля-
рия. При губернаторах существовали ландратские советы из 8—
12 человек, которые избирались дворянским собранием данной
губернии. При голосовании в ландратском совете губернатор
имел два голоса.

Кроме традиционно возлагавшихся на местных админист-
раторов забот о военных делах и финансах Петр I поручил
губернаторам совершенно новую деятельность — полицейскую.
Губернатор был начальником всех военных, пребывавших в гу-
бернии, собирал налоги, составлял общую ведомость всех до-
ходов и расходов по губернии, наблюдал за хозяйственной
городской деятельностью своей губернии.


Прежний областной правитель воевода, имевший огромную
власть, но недостаточно подчиненный контролю центрального
правительства, превращался в губернатора хозяина и опекуна
вверенной ему губернии, строго подчиненного и ответственно-'
го перед правительством. Губернией он управлял или непосред-
ственно, или же посредством присутственных мест с определив-
шимся порядком делопроизводства, строго обозначенным кругом
служебных прав и обязанностей должностных лиц, из которых-
слагалось каждое присутственное место. Главным таким местом;
являлось губернское правление, управляющее делами общего
благоустройства и безопасности в губернии. Кроме губернатора в состав губернского правления входили обер-комендант, отвечающий за военные дела; ландрихтер, т. е. губернский судья (с 1719 г. вместо этой должности был учрежден надворный суд); обер-комиссар, распоряжавшийся финансами; оберпровиантмейстер, ведавший хлебными запасами для
армии, и управитель дворцовых имений. У воевод в провинциях тоже были свои помощники: камерир (ведал сбором всех податей и налогов, заготовкой продовольствия для армии); рентмейстер, или казначей (занимался приемом, хранением и отпуском государственных средств); обер-комендант (правитель провинциального города, начальник местного гарнизона, правитель конторы рекрутских дел) и вальдмейстер
(заготавливал корабельный лес и занимался охраной лесов). Во главе дистриктов, или уездов, стояли выборные из числа
дворян — земские комиссары, помощниками которых были нижние комиссары, мостовые надзиратели и другие. Согласно реформе Петра I губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. Областная реформа, отвечая потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократическойтенденции, характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента Петр I амеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках губернаторов представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети
бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.


Прежняя система «приказ—уезд» была удвоена: «приказ — губерния — провинция — уезд». Во главе провинции обычно
стоял воевода, финансовое и полицейское управление в уезде
возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уезд-
ными дворянами, частично назначаемых сверху.

Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно
территориальных), их количество было сокращено.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап рефор-
мы местного управления. Однако деление на губернии оказалось
слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике
эффективное управление, особенно при существовавших тогда
коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные го-
рода, в которых управление осуществляла прежняя городская
администрация.

Реформа городского управления

Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, ма-
нуфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись но-
вые поселения городского типа, в которых стали формироваться
органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоста-
вить городскому сословию полное самоуправление по западному
типу, приказал учредить бурмистрскую палату в Москве, а по
городам учредить бурмистров «к расправным и купецким делам
и соборам» и «выбирать им в бурмистры меж себя погодно...
добрых и правдивых люден, кого они меж себя и по скольку
человек похотят».

Бурмистрские избы ведали сбором податей, налогов, несени-
ем повинностей городского населения, а также судом над ним.
В состав бурмистрских изб входили бурмистры — выборные от
купцов, фабрикантов, сотен и слобод. Выборы бурмистров про-
водились ежегодно. Бурмистры в свою очередь выбирали из сво-
ей среды на каждый месяц президента, который стоял во главе
избы.

В городах стали формироваться органы самоуправления: по-
садские сходы, магистраты, которые заботились о развитии тор-
говли и промышленности, об организации школ, осуществляли
финансовую деятельность и суд по гражданским делам.

Городское сословие стало оформляться юридически. В 1720 г.
в Санкт-Петербурге в связи с созданием коллегий, на правах кол-
легии был учрежден Главный магистрат, которому было пору-
чено «ведать все городское сословие в России».


По регламенту Главного магистрата 1721 г. горожане стали
делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регуляр-
ные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Пер-
вая гильдия: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкипея
ры купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных
дел мастера. Вторая гильдия: ремесленники, столяры, портные
сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдей-
скими сходами и старшинами. Низший слой городского насев
ления выбирал своих старост и десятских, которые могли доно-|
сить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетво-
рении.

По западноевропейскому образцу создавались цеховые орга-
низации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики,
руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не
вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления
среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места
проживания.

Деление горожан на гильдии оказалось формальным, так как
проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся
об увеличении числа плательщиков подушной подати, про-
извольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним
отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпора-
тивные начала противопоставлялись феодальным принципам хо-
зяйственной организации.

Органы полицейского управления. В XVII — начале
XVIII в. охраной порядка ведали воеводы, а в Москве — При-
каз земских дел. После проведения губернской реформы поли-
цейские функции были возложены на губернаторов и комендан-
тов. В Петербурге и Москве созданы специальные полицейские
органы. В 1718 г. в Петербурге была учреждена Главная канцелярия полицмейстерских дел, во главе которой стоял генерал-полиц мейстер. Канцелярия занималась поимкой беглых крестьян, «гулящих» людей и «прочих воров», организацией постоев войск, противопожарными мероприятиями, следила за чистотой улиц и т. д. Несколько позднее подобная канцелярия была создана и в Москве. Возглавлял ее обер-полицмейстер, который подчинялся петербургскому генерал-полицмейстеру и Московской конторе Сената. В остальных городах и сельских местностях полицейские функции возлагались на губернаторов, воевод и земских комиссаров, а непосредственное их выполнение на выборных от населения старост, сотских, пятидесятских и де-
сятских.


Реформа армии и военного управления

В XVIII в. перед Россией встала насущная задача — в ко-
роткий срок создать мощную армию, способную выполнять
функции защиты страны от нападения извне. Другими словами,
необходимо было создать регулярную армию, т. е. армию посто-
янную, кадровую, профессиональную. При Петре I была осуще-
ствлена военная реформа.

Сущность реформы заключалась в следующем. Были ликви-
дированы стрелецкие полки, слабо подготовленные в военном
отношении и к тому же политически неблагонадежные, упразд-
нено дворянское конное ополчение. Единственным видом войск
стали регулярные полки, обеспеченные оружием определенно-
го образца и одетые в единую военную форму. Солдаты отныне
обучались военному делу по единым уставам. Все регулярные
войска были полностью переведены на содержание государства.
Окончательно оформились основные рода войск — пехота, ка-
валерия и артиллерия, стали также создаваться инженерные
войска. Казачьи войска были включены в армию в качестве по-
стоянной составной части, тогда как раньше они привлекались
к участию в войне по мере надобности. В России был создан во-
енно-морской флот.

В этот период вводится рекрутская система комплектования
войск. Каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в вели-
корусских губерниях должны были в определенный срок по-
ставить в армию одного рекрута. Служба для рядовых в армии
была пожизненной. Если рядовой состав армии и флота комп-
лектовался из крестьян и горожан, то офицерский — преиму-
щественно из дворян.

Для подготовки офицерского состава создается несколько
специальных школ (навигацкая, артиллерийская, инженерная),
но главной военно-практической школой подготовки офицеров
для армейских полков служили гвардейские полки — Преоб-
раженский и Семеновский, к которым в 1719 г. был добавлен
драгунский «лейбрегимент».

В конце царствования Петра I численность регулярной сухо-
путной армии в России доходила до 200 тыс. человек, в том чис-
ле в гвардии около 3 тыс., в армейских полках конных — около
42 тыс. и в пехотных — 75 тыс.; в артиллерии и инженерный
войсках — около 6 тыс.; нерегулярные войска, главным обра-
зом казаки, составляли около 100 тыс. человек. Военный флот
состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных
судов с общей численностью экипажей около 28 тыс. человек.


Петровская государственная реформа, а также преобразо
вание армии привели, с одной стороны, к достаточно четком
разделению военной и гражданской служб, а с другой — озна-
меновались широким распространением практики участия про
фессиональных военных в государственном управлении. Это
выражалось, прежде всего, в регулярном использовании воен
ных, особенно гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наде-
ленных для исполнения своих поручений чрезвычайными пол
номочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий
и насилия в отношении администрации и населения. Такое
сложное мероприятие государственной важности, как перепись
населения — ревизия, также было осуществлено силами во-
енных.

Подушная перепись привела к введению нового порядка со
держания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с «подушного числа» которых взималась
подать на нужды этого полка. В итоге воинские части 200-ты
сячной армии размещались практически в каждом уезде страны
(за исключением окраин), причем постойная повинность, ранее
временная, становилась для большинства крестьян постоянной. Претворение в жизнь этой системы стало тяжким бременем для
крестьян. Изданные законы о поселении полков должны были регулировать отношения населения с войсками, однако на практике власть командира полка была выше власти местной гражданской администрации.

 

Влияние государственного управления
на общественные отношения при Петре I

В годы царствования Петра существенно была упорядочена
социальная структура общества, обозначены границы сословий,
их положение в общественной иерархии, права и обязанности.

Боярство и дворянство

• Указ 1714 г. о единонаследии окончательно уравнял поме-
стье с вотчиной, запретив дробить недвижимость между наслед-
никами. Вся недвижимость должна была доставаться одному из
сыновей, остальные должны были поступать на государственную
службу.

«Табель о рангах» 1722 г. вводила строгий порядок про-
хождения этой службы. Служба (военная или гражданская)
состояла из 14 ступеней, продвижение по которым зависело от


личных способностей. Табель открыла доступ в дворянское сословие неродовитым.
Купечество

• Правительство стимулировало предпринимательскую дея-
тельность купечества путем передачи купцам на льготных усло-
виях казенных заводов. Владельцы мануфактур освобождались
от службы. Купцам было разрешено покупать к предприятиям
крепостных, т. е. владеть крепостными. Ранее это было исклю-
чительное право дворянства.

• Протекционизм во внешней торговле и таможенные тари-
фы надежно защитили российских мануфактуристов от конку-
ренции западных.

Посадские люди

• В 1722 г. городские ремесленники были объединены в це-
ха. Целью их создания была организация производства необхо-
димых для армии и флота товаров. В отличие от Запада русские
цеха не ограничивали размеров производства, а наоборот, раз-
решали мастеру держать большое количество подмастерьев.